Искусство общения: Как построить крепкие отношения между людьми и бизнесом

Искусство общения: Как построить крепкие отношения между людьми и бизнесом

Общение – важнейший фактор психического и социального развития личности. Навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для адаптации в социуме.

Минимальные навыки общения у нас у всех имеются, но как показывает жизнь – их часто бывает недостаточно для решения разного рода проблем и задач, с которыми нам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Следовательно, эти навыки необходимо развивать и совершенствовать.

Зависимость от социума

Потребность в общении, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности».

Общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности, условием его духовного и физического здоровья, способом познания других людей и самого себя. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Цель коммуникаций

У всего должны быть цель и смысл, которые определяют необходимость действия. Если человек с кем-то общается, он должен понимать – почему и для чего он это делает, какая цель у этого общения, какой в нем смысл, какие у него перспективы. Ведь часто проблемы, как во время, так и после общения, возникают из-за того, что люди просто не контролируют этот процесс, он для них является в большей степени спонтанным и в меньшей степени организованным, что делает его непредсказуемым, а значит и не полностью удовлетворяющим интересам и потребностей общающихся людей, или кого-то одного из них.

Только с виду кажется, что все люди общаются друг с другом по делу, осмысленно, с полным пониманием того, для чего они это делают. На деле это не так. Я вам со всей ответственностью заявляю, что даже деловое общение, к которому люди готовятся заранее – может в итоге оказаться бесцельным и бессмысленным.

Типы общения

Типы общения выглядят следующим образом:

  • общение по схеме «человек-природа», примером которого могут быть такие занятия, как охота, рыбалка, туризм, отдых на даче, общение с домашними животными и т.п.
  • общение по схеме «человек-вещь», характерными примерами которого является исполнительская деятельность в сфере материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы в виде чрезмерной страсти к приобретению и накоплению вещей, так называемый «вещизм»
  • общение по схеме «человек-человек», являющееся наиболее психологически насыщенным и сложным. Поскольку эта форма общения отличается особой одухотворенностью, динамизмом, живостью, о ней иногда говорят как о высшей роскоши, доступной человеку.

Мотивы, побуждающие к общению, могут быть различными, от эгоистически-манипулятивных до альтруистически-бескорыстных. Устанавливая отношения с другими людьми, человек может стремиться к тому, чтобы властвовать, производить впечатление, поддерживать имидж дружелюбного и доброжелательного человека и т. д. Однако наиболее важными человеческими потребностями, реализуемыми в общении, считаются потребность в аффилиации (доверительном общении) и потребность в альтруизме (потребность заботиться о других)

Социальные зоны у человека

Мы все обладаем невидимыми зонами комфорта, которые определяют наше личное пространство и уровень комфорта при общении с другими людьми. Эти зоны, известные как социальные зоны, могут значительно влиять на наше восприятие собеседника и эффективность общения.

Виды:

  • Интимная зона (от 15 до 46 см). В эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина и т.д. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.
  • Сверхинтимная зона – до 15 см – в нее можно проникнуть только посредством физического контакта. Например, при объятиях.
  • Личная, или персональная, зона (от 45 до 120 см) – для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально – зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
  • Социальная зона (от 120 до 360-400 см) – обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
  • Общественная (публичная) зона (свыше 360-400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Как понимание социальных зон помогает в общении

  • Уважение личных границ: Понимание социальных зон помогает нам не нарушать личное пространство собеседника и не вызывать дискомфорта.
  • Создание комфортной атмосферы: При общении с разными людьми мы можем изменять расстояние между собой, чтобы создать комфортные условия для общения.
  • Улучшение невербальной коммуникации: Социальные зоны влияют на язык тела. Например, в интимной зоне мы чаще используем тактильные контакты, а в публичной зоне — более формальные жесты.
  • Повышение эмпатии: Понимание социальных зон помогает нам лучше понимать чувства других людей и строить более эффективные отношения.

Что нужно учитывать при общении или заключении сделки

1) Самый первый шаг - это узнать как можно больше о своей потенциальной цели, будь то ваш сотрудник или высокопоставленная персона, а может будущий друг.

2) После получения этой ценной информации вам нужно проанализировать данные, чтобы определить слабые места, на которые вы можете надавить, получив желаемое.

3) Как только мы определили слабые места нашей цели, нам нужно продумать небольшую стратегию, по которой мы будем действовать и в случае чего-то неожиданного быть готовым.

4) И напоследок постарайтесь подобрать слова по уровню человека, с которым будет вестись диалог, чтобы он мог понимать вас.

На этом мы хотим закончить данную статью. Не забывайте подписываться на наш канал!

Начать дискуссию