5 правил эффективного SMM благотворительных организаций: кейс фонда «Дети-бабочки»

Юлия Калугина специалист по коммуникациям группы компаний Philin Philgood, рассказывает, как превратить аккаунт благотворительной организации в активное комьюнити и зачем это нужно.

Инстаграм-лента фонда <a href="https://www.instagram.com/detibabochki_fund/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Дети-бабочки» </a>
Инстаграм-лента фонда «Дети-бабочки» 

Вызовы и проблемы

Работать с социальными сетями благотворительным организациям непросто: перед ними встает как минимум два важных челленджа.

Первый связан с тем, что социальные сети — это территория позитива, место, где живёт лучшая версия окружающей действительности. Пользователи листают ленту, чтобы отдохнуть и развлечься, помечтать о красивой жизни и узнать новости. По этой причине благотворительным фондам с их сложной, зачастую откровенно тяжёлой тематикой бывает очень трудно встроиться в этот позитивный информационный поток.

Второе препятствие, осложняющее коммуникацию НКО с целевой аудиторией, в том, что людям тяжело ежедневно контактировать с проблемами, которые поднимают фонды. Большинству, по нашим наблюдениями, проще один раз сделать пожертвование, чем подписаться на аккаунт организации в социальных сетях.

На эти аргументы можно возразить, что пользователи соцсетей часто репостят сообщения с призывами о помощи или просьбой собрать деньги на лечение, а значит, все не так плохо. Однако это единичные случаи — капля в море, которая позволяет спасти одного человека, но не влияет на ситуацию в целом.

При этом задача большинства фондов намного шире — повысить качество жизни целой категории населения. Поэтому для реализации своей миссии НКО необходимо глубже погрузить окружающих людей в благотворительность, рассказав об истоках проблемы, различных способах оказания помощи и вкладе, который может сделать каждый.

Задача: от сборов пожертвований к диалогу

Благотворительный фонд «Дети-бабочки» оказывает всестороннюю помощь детям с редким генетическим заболеванием — буллёзным эпидермолизом (БЭ). Людей с этим диагнозом из-за хрупкой и сверхчувствительной кожи часто сравнивают с бабочками, отсюда и название фонда.

«Дети-бабочки» — одна из самых прогрессивных благотворительных организаций в вопросах коммуникаций с аудиторией. Команда использует различные маркетинговые каналы и инструменты не только для сбора пожертвований, но и для продвижения своей миссии. Такой подход позволяет быстрее достичь прогресса в решении долгосрочных задач: сотрудники НКО создают систему комплексной медицинской помощи больным БЭ и разрабатывают государственную программу, которая обеспечит больных нужными медикаментами. Именно благодаря фонду «Дети-бабочки» на больных БЭ обратили внимание СМИ, общество и государство.

Однако в ноябре 2019 года у представителей организации появилось понимание, что они не на 100% используют потенциал социальных сетей. Основная проблема заключалась в том, что коммуникация на всех площадках (фейсбук, инстаграм, «Вконтакте») была односторонней: подписчики слабо реагировали на публикации и практически не оставляли комментарии. Кроме того, сотрудников, ответственных за SMM-направление фонда, не устраивала скорость прироста новой аудитории.

Для перезагрузки соцсетей представители «Детей-бабочек» обратились к нам в компанию Philgood, и уже через полгода совместной работы все ключевые показатели, в том числе по вовлеченности, превысили средние значения, которые были у фонда в самые успешные месяцы ведения аккаунтов.

Вместе мы сформулировали новые правила ведения социальных сетей и цифрами доказали их эффективность.

Правило №1. Сформулировать цели и задачи

Эффективный SMM начинается с формулировки целей и задач, которые фонд планирует решить с помощью социальных сетей.

Чтобы фонд получал максимальную отдачу от соцсетей, цели для площадок должны напрямую вытекать из долгосрочных задач фонда и учитывать его позиционирование. Крайне важно на данном этапе ориентироваться на потребности и боли целевой аудитории, ведь несмотря на то, что благотворительность — общее дело, хорошую коммуникацию нельзя построить без портрета ЦА.

Вместе с командой фонда «Дети-бабочки» мы сформировали несколько ключевых целей для соцсетей.

  1. Развивать образ эксперта в вопросах буллезного эпидермолиза. Это позволило нам вовлекать в коммуникацию не только жертвователей с небольшим средним чеком, но и крупных филантропов, которых заботит вопрос о том, насколько эффективно расходуются их пожертвования.
  2. Стать авторитетным информационным каналом о системной и осознанной благотворительности. Расширение экспертизы позволит привлекать новую ЦА, чтобы постепенно знакомить ее с деятельностью фонда.

Правило №2. Рассказывать о проблемах, которые касаются каждого

Многие люди отстраняются от благотворительности, потому что не понимают своей связи с миссией фонда и не чувствуют причастности. Данную проблему можно легко решить, если найти точки соприкосновения с подписчиками. Это, кстати, еще один довод в пользу того, чтобы портрет ЦА всегда был под рукой: с этим документом найти «общие темы» намного проще.

Однако здесь есть важный нюанс — правило не работает, если фонд не придерживается принципов открытости и искренности. Другими словами, благотворительной организации не надо прятаться за туманными формулировками и канцеляризмами в попытках смягчить острые углы, обойти деликатные проблемы, стать оптимистичнее, как того требуют соцсети. Коммуникация может быть позитивной, но не ценой замалчивания фактов или подмены понятий.

Вместе с командой фонда мы обратились к таким темам, как восприятие себя и своего тела, борьба с непониманием окружающих, принятие своих особенностей. Эти проблемы понятны и знакомы широкой аудитории, поэтому неудивительно, что такие посты быстро стали популярны среди подписчиков.

Флешмоб #этотожея поддержали блогеры с общей аудиторией более 200 000 человек
Флешмоб #этотожея поддержали блогеры с общей аудиторией более 200 000 человек

Во многом именно благодаря таким искренним, но при этом экспертным публикациям аккаунт фонда ожил. Подписчики стали делиться постами с друзьями, а в комментариях начали рассказывать о своем опыте, задавать вопросы о заболевании и даже предлагать помощь.

Медицинские исследования и статьи из зарубежных источников помогали развивать образ эксперта в вопросах буллезного эпидермолиза
Медицинские исследования и статьи из зарубежных источников помогали развивать образ эксперта в вопросах буллезного эпидермолиза

В результате среднее количество комментариев в аккаунтах выросло до 316 в месяц, что на 45% больше, чем в самый успешный месяц до того, как к ведению соцсетей подключилась команда Philgood.

Правило №3. Уделять внимание визуальной составляющей

Эффективный SMM невозможен без яркого, узнаваемого фирменного стиля и шаблонов для оформления картинок к постам. Во-первых, это позиционирует организацию как профессионала, который умеет работать в диджитал-среде. А во-вторых, обеспечивает охваты: грамотно оформленными постами подписчики будут охотнее делиться.

В случае с «Детьми-бабочками» внедрение единого стиля и гайдов сразу дало видимый эффект: первые публикации в новом стиле вошли в топ-10 самых популярных постов фонда, а лента приобрела целостный вид.

SMM-кит помог привести ленту к фирменному стилю фонда «Дети-бабочки»
SMM-кит помог привести ленту к фирменному стилю фонда «Дети-бабочки»

Правило №4. Создавать познавательно-развлекательный контент

Изначально идея использовать в соцсетях фонда подборки фильмов и книг об особенных людях вызывала опасения, но мы решили рискнуть. Оказалось, не зря. Подобный познавательно-развлекательный контент — отличная точка входа для людей, которые проявляют пока что минимальный интерес к благотворительности. Через кино, литературу, экспертные статьи от психологов можно постепенно погрузить человека в благотворительную деятельность, в конечном итоге сформировав у него привычку к хорошим делам.

Вероятно, этот человек не сразу начнет приносить ощутимую пользу благотворительной организации, но в долгосрочной перспективе это очень выгодная стратегия. Осознанность, погруженность и знание контекста превращает подписчика в «евангелиста» фонда, который будет просвещать друзей и знакомых, и следовательно, вовлечет в благотворительную деятельность еще больше людей.

Подборки вовлекали подписчиков в жизнь аккаунта — их всегда охотно комментировали, лайкали и сохраняли
Подборки вовлекали подписчиков в жизнь аккаунта — их всегда охотно комментировали, лайкали и сохраняли

Вместе с командой фонда мы много экспериментировали с познавательно-развлекательным контентом и в результате добились хороших результатов, увеличив показатели фонда по лайкам и сохранениям. Помимо подборок мы также публиковали заметки и статьи по общей психологии, раскрывая смежные темы, и использовали разный инструментарий (IGTV, Stories, опросы, хештеги), чтобы вовлечь подписчиков в диалог.

Пост, набравший рекордное количество сохранений — 560
Пост, набравший рекордное количество сохранений — 560

Правило №5. Настроить процесс, который позволит делать посты быстро

Ведение аккаунтов в социальных сетях нельзя полностью переложить на плечи одного специалиста или внештатной команды. Чтобы создавать качественный контент, сотрудникам фонда придется принимать участие в процессе, ведь они являются носителями экспертизы и уникального опыта, который нужно транслировать в соцсетях. Но сотрудникам НКО часто не хватает на это времени, потому что у них много других, профильных задач, от решения которых часто зависят жизни людей.

Решить проблему можно с помощью четкого и прозрачного бизнес-процесса: он позволит запланировать вовлеченность экспертов фонда и ускорит коммуникацию между членами команды. Результат настроенного процесса — равномерная загрузка сотрудников НКО и качественный контент, сделанный в оптимальные сроки. Для этого нужно договориться, как ставить задачи, назначить ответственных и, самое главное, разработать гайды и редакционную политику. Для этого потребуется время и несколько совещаний, но в результате появится возможность максимально быстро делать и согласовывать посты.

Чтобы сотрудники организации могли публиковать контент самостоятельно без ущерба для визуальной составляющей, мы разработали более 40 шаблонов для разных типов постов. Пользоваться шаблонами легко: для этого требуется лишь минимальное знание Photoshop и несколько минут, чтобы вставить картинку.

Кроме того, мы сделали подробный документ с SMM-рекомендациями, который удобно использовать в работе: в нем мы разобрали ответы на вопросы, которые могут возникнуть при дальнейшей работе фонда с соцсетями.

Как продвигать аккаунт, чтобы получить максимальный результат

Улучшение контента по приведенным выше правилам — это только первый шаг. Для кратного роста подписчиков требуется продвижение с помощью блогеров и таргетированной рекламы. Без инвестиций в платное продвижение весь контент, созданный с таким трудом, будут читать только самые лояльные сторонники НКО.

Вместе с фондом мы запустили таргетированные рекламные кампании в социальных сетях и разместили информацию у блогеров. Общее число подписчиков блогеров, в чьих аккаунтах договорились о публикациях про фонд, — более 830 000.

Благодаря грамотному таргетингу и интересным публикациям в аккаунте удалось добиться очень низкой стоимости клика — всего 2,37 руб. Если сравнить со средним значением, которое составляет 8,72 руб., наша цена на 72% ниже рыночной.

В результате работы удалось привлечь более 3400 новых подписчиков: 1891 в инстаграм (вместо обещанных 1200) и 1542 в фейсбук (вместо обещанных 420).

Важно понимать, что если запустить рекламную кампанию до того, как наладить и опубликовать несколько постов по вышеуказанным правилам, вы рискуете потратить деньги впустую. Чтобы пользователи подписывались на аккаунты НКО, нужна не только реклама, но и качественный контент.

33
4 комментария

👍👍👍

Ответить

хотела бы содействовать подобным фондам в рекламной сфере безвозмездно. 89287577000

Ответить

Лера, добрый день. Ваше предложение еще актуально? Нам очень нужна помощь...

Ответить

Лера, здравствуйте! Если ваше предложение еще в силе, с радостью воспользовались бы вашей помощью) Мария 89168042532

Ответить