Этично ли рекламировать фастфуд детям?
Если ваши дети когда-нибудь выпрашивали хэппимил (будь он неладен) или умоляли о порции картошки фри (для тех, кто ее готовит на продажу, в аду будут отдельные котлы, наполненные растительным маслом, которое забывали вовремя менять), вы меня поймете. В этом посте хочу порассуждать о запрете рекламы фастфуда.
Британцы хотят избавиться от рекламы фастфуда на ТВ в дневное время. В Канаде не просто запретили рекламировать фастфуд детям, а вообще задумались о том, что надо бы минимизировать «рекламную нагрузку» на детей – детям детство, взрослым промывание мозга и навязывание потребностей в рекламе. В Латинской Америке тоже планируют запретить рекламу фастфуда, адресованную детям. У нас 5 лет назад написали проект поправок к закону о рекламе, но проект так и живет в форме проекта. Говорят, что ФАС, Роспотребнадзор и Минздрав (!!!) были сильно против.
То есть в масштабах страны лечить детское ожирение нам пока дешевле, чем недополучить налогов от контрактов на рекламные услуги и от продаж фастфуда. Либо масштабы ожирения еще не те, и надо больше толстых детей, которые вырастают в нездоровых толстых взрослых. Ну или для страны важно поставить бизнес по лечению ожирения на поток, чтобы экономика росла и все такое. В топку закидываешь жизни людей, на выходе получаешь разноцветные фантики и циферки для графиков про растущий ВВП.
Насколько вообще этично рекламировать детям всякую гадость и зарабатывать на том, что с высокой долей вероятности сформирует у них нездоровые привычки? И насколько этично рекламировать тот же фастфуд взрослым? Почему вообще алкоголь и наркотики рекламировать нельзя, а средства для приобретения ожирения и нарушения обмена веществ можно? Много ли у нас рекламных агентств, которые позволяют себе выбирать, что они будут рекламировать, а что нет? Подозреваю, что если они и были, то давно уже благополучно померли вместе со своими этическими принципами.
И если запрещать рекламу вредной еды детям и в детское время, то где провести границу? Шоколадки и чипсы – это еще ничего или уже вредно и надо запрещать? А что на счет майонеза как основного продукта в меню образцовой рекламной счастливой семьи? Допускать ли рекламу готовых завтраков – всяких там сладких колечек, шариков и подушечек, якобы очень полезных из-за витаминных добавок в составе? В конце концов, любой продукт при чрезмерном употреблении может нанести вред и взрослым, и детям. Запретить рекламировать любую еду?
Своим детям говорю постоянно, что рекламные картинки специально такие пестрые и веселые, чтобы радостное ожидание заветного ощущения «весело и вкусно» заглушило последние остатки разума и направило человека в очередь за пиццами, неестественно огромными бутербродами и прочей переслащённой водицей. Но дети же не только со своими родителями общаются. И пока в стране модно праздновать детские дни рождения в таких заведениях, пока можно спокойно развешивать где угодно и какие угодно (ну кроме тех, на которые ФАС пальчиком погрозит за несоответствие формальным принципам) баннеры про замечательную вредную еду, все мои разговоры не очень-то эффективны. И даже личный пример отказа от фастфуда не особо помогает.
А вы как думаете? Запрет на рекламу может что-нибудь изменить?