Как с нуля построить успешное комьюнити, найти себя в чужой стране и пережить выгорание. Интервью с Александром Денисовым.

Как с нуля построить успешное комьюнити, найти себя в чужой стране и пережить выгорание. Интервью с Александром Денисовым.

Привет! Моя рубрика с интервью стояла на паузе. В разгар осени ворвусь с новыми силами. Подготовила интервью с вдохновляющим человеком, экспертом в бизнес-коммуникациях, ивент-маркетинге и SEO. С Александром Денисовым мы пару лет назад познакомились в TG-канале диджитал-пиарщиков.

Я еще там заметила его кипучую активность. А в 2023 году мы познакомились лично уже в Алматы. Слежу за тем, что здесь делает этот энергичный энтузиаст: за проведением митапов, конференций, нетворкингом, созданием экспертного комьюнити в диджитал.

Поговорили с Сашей о работе, людях, как изменилась его жизнь после переезда из России, и о том, как мы все выгораем, и что в этом случае делать. Интервью будет полезно тем, кто развивает профессиональные каналы и сообщества, или понимает, что такое собирать ивенты с нуля. Приятного прочтения!

Примечание: интервью с Сашей мы провели в два этапа: весной и летом 2024. Решили охватить и его момент переезда в Казахстан в 2022 году, и настоящее время. В этой форме привожу его вам.

— Саша, я верно поняла, что при переезде в Казахстан у тебя произошла перезагрузка в плане работы? Появилась возможность обнулиться.

— К началу осени 2022-го я откровенно кайфовал от работы SEO DevRel-ом. Август закончился отлично, мы с агентством kite. отлично отбомбили на конференции BaltiсDigitalDays, после чего стало очевидно, что пора строить международные планы. А в начале сентября я вернулся из Москвы, где выступил конференции DevRelConf. Доклад так и назывался: «Как я стал первым в России SEO DevRel».

Наступает конец сентября 2022. Новая глава. Личный бренд, годами выстроенный в РФ, в Казахстане не работает, настало время новых вызовов.

— Расскажи подробнее про переезд в Алмату?

— Когда я летел в Алматы, я знал только то, что там есть горы, знал про конину и выражение «казах без понтов — беспонтовый казах». По большому счёту, на этом мои знания о Казахстане заканчивались. Что касается Алматы — мне сразу очень понравился город, особенно меня восхищают местные горы! Стараюсь гулять по ним хотя бы раз или два в месяц, обычно на выходных. Для меня простой способ «проветрить голову». И эта красота в получасе езды от центра города!

В горах Алматы
В горах Алматы

— Ты мог растеряться, приехав сюда. Мало что знал про это место: другое комьюнити, среда и подход к бизнесу. Как вышло, что быстро адаптировался? С чего начался поиск себя на новом месте?

— В Казахстан изначально приехал руководитель агентства kite. Женя Сызранцев. Я ещё запомнил с созвона с ним в начале сентября, с каким восторгом он отзывался про SmArt.Point (*коворкинг-центр в Алматы*), какой здесь движ.

Создалось впечатление, как будто это, знаешь, молодой Яндекс или Тинькофф, где люди реально горят тем, что они делают. Постоянный движ там, в лифтах чуть ли не формулы на стенках пишут. С такими ожиданиями я сюда и поехал. И это оправдалось, здесь реально движ.

— Всё началось со SmArt.Point?

— С рассказов Жени про SmArt.Point, да!

— Ты первое время активно ходил в коворкинг?

— Да, когда была возможность, потому что в сентябре коворкинг был битком ещё и от релокантов (это буквально: все сидячие места были заняты). После переезда у переехавших всё как будто бы делилось пополам: с одной стороны, шок, а с другой стороны — общий драйв. Все понимали, что да, всё, что строилось годами, сейчас порушено, но нужно выкарабкиваться, что-то делать!

Это интересная смесь. И в нее важно добавить гостеприимство ребят из Казахстана, которые тепло приняли. Это важная вишенка на торте.

— А напомни, пожалуйста, когда вы провели первый митап проекта «Make it Global»?

— Это был конец октября 2022 года.

— Правильно ли я поняла, что вы общались с местной тусовкой, ходили в коворкинг и поняли, какую нишу можно занять? И решили здесь события проводить?

— Идеологом и визионером выступал Женя, «Make it Global» без него точно бы не состоялся. Сначала у меня получилось сделать небольшое комьюнити и митап в Тбилиси (перед Казахстаном я переехал в Грузию на 3 недели). Дальше сообщество развивалось, но уже отдельно. Я переехал в Алматы, а комьюнити в Тбилиси продолжал третий сооснователь проекта, Слава Благин.

В Алматы я приехал с целью делать то же самое, что в Тбилиси. Как раз там познакомился с людьми, понял, что здесь вообще есть, какие чаты. Было понятно, что нужно собрать людей, сделать митап и т.д. Этим я и занялся. Было понимание, что это важно сделать.

Один из митапов Make it Global, выступает Александр Лихтман. Саша в роли модератора
Один из митапов Make it Global, выступает Александр Лихтман. Саша в роли модератора

— Саш, расскажи для читателей, в чём идея проекта «Make it Global»? В чем концепция, какие были сложности при создании комьюнити?

— Идея несколько раз доформулировалась, в том числе, благодаря проведенной конференции «Make it Global». Проект «MIG» – это площадка для общения диджитал специалистов, лидеров рынка и для обмена опытом.

Что из себя представляет проект? Это комьюнити, митапы и конференция. Это три ветви, экосистема проекта. Комьюнити – основная точка притяжения аудитории. Поддерживающая и вдохновляющая экспертная среда, помогающая в формировании профессиональных связей.

Митапы — драйвер развития комьюнити. Это повод заявить о себе, собрать аудиторию. Я пишу анонсы в других тематических чатах, мол, ребята, такого-то числа будет митап, такие спикеры. А далее, те, кто придет на митап, узнает и про комьюнити, вступит к нам.

Конференция — более глобальная, амбициозная вещь. Выход на новый уровень экспертизы и повод собрать в комьюнити С-level.

— Можешь ли ты это прокомментировать? С чем ты работал на старте и к чему пришел, по ощущению?

— Изначально мы не увидели конкуренции в создании мощного бесплатного и экспертного диджитального чата. Возможно, не у всех было понимание, зачем он нужен. Опять же, остался опыт после России. Там есть чаты, без которых сложно представить профессиональную жизнь.

Ты понимаешь, что здесь этого пока нет, а у тебя есть сильная сторона в этом — так бери и делай!

В итоге удалось собрать крутых специалистов в одном месте, познакомить множество профессионалов! Сложно подсчитать, скольким людям удалось помочь, но можно точно сказать, что более 100 «спасибо» прозвучало в чате, когда я покидал проект. ❤

— Ты из тех людей, кто верит в силу комьюнити, верно я понимаю?

— Хочу ответить, исходя из личного опыта. Я родился и вырос в Москве, в 2019 году переехал в Краснодар. Лет 7 назад я понял, что есть время, когда большой город, Москва, даёт тебе многое. Знакомства, драйв, энергию пробовать новое. Спустя время большой город начнёт вытягивать эту энергию из тебя (тут нельзя не вспомнить фразу из первого Брата). Я не хотел бы жить там в сорок, в пятьдесят лет. К этому возрасту хочется чего-то поспокойнее. Я решил искать)

Краснодар был отличным компромиссом, всего пара часов на машине от города – и у тебя и горы и море. Но, когда я переехал, понял, что мне не хватает движа московского, встреч, релевантного круга общения. Оттуда началась история с комьюнити: я решил строить открытое сообщество интересных специалистов. Так появился чат диджитал-тусовки Краснодара.)

С виду звучит громко, но по факту выглядело просто: в первый месяц, как переехал, я кинул клич: «Ребята, соберемся на шашлыки?». Хотя шашлык я на тот момент делал буквально раз пятый за всю жизнь. 😁 С тех пор многое изменилось, за 5 лет я отлично прокачался, теперь на всех тусовках я слыву лучшим шашлычником.))

— Можно назвать тебя человеком-комьюнити?

— Да! Почему бы и нет :) Причем, это не зависит от того, на какой платформе или в каком формате делается комьюнити. У меня накопился опыт работы с разными инструментами.

Один из вызовов, с которым я столкнулся в Казахстане — здесь популярен WhatsApp, а я решил сделать чат в Telegram. В итоге, ставка сыграла, и по той динамике, которую вижу на протяжении почти двух лет, за Телегой — будущее. Второй момент — сложность донесения культуры комьюнити. Её и в России мало, но там больше насмотренность, и по каждой профессии есть чаты.

С другой стороны, в Казахстане есть примеры сильных профессиональных комьюнити, например, у проджектов есть скиловое, живое комьюнити project.kz.

— Тематические группы здесь есть, а глобальных, где было бы что-то такое объединяющее, читающее, этого нет. Интересно…

— Объединять разные профессии — сложно. У меня такого опыта раньше не было. Например, в Краснодаре я изначально позвал сеошников, потом это разрослось и до digital. Называть это SEO-чатом стало неправильно по отношению к коллегам из смежных профессий.

На радость мне, краснодарский чат жив до сих пор, хотя я уехал 1,5 года назад. А с «Make it Global» так получилось, что сразу решили весь digital взять, и к этому бизнес прирос. Чат обрастал людьми медленно, а потом пошли скачки. Смотришь в один день — 400 человек, еще немного времени спустя — уже 500. И это без потери «душевности»!

— Ты отслеживаешь рост чата? Были ли подъемные моменты?

— Я уже говорил, что митапы — это драйвер развития комьюнити. И почти все скачки происходили перед очередным митапом.

Ты делаешь анонсы, где-то рассказываешь, заходишь в другие чаты, рекламируешь митап. Тут есть свои фишки, чтобы тебя не забанили. Например, не стоит заходить с портянкой анонса — рассказать живым языком всегда лучше. Что-то вроде «Ребят, такого-то числа буду делать митап на такую тему, кому интересно?» — и ждешь реакции.

Если есть интерес, скидываешь анонс. Если нет реакции, нет смысла даже кидать этот анонс. В чем плюс этого метода? Тебя админ не забанит, когда участники чата сами интересуются. Через пробы и ошибки я пришел к этому методу, и твоим читателям рекомендую этот экологичный способ!

— У тебя сложились практики для работы даже с чужими комьюнити?

Конечно, это обязательное условие для развития сообщества — нужно дружить с другими комьюнити, строить связи с админами, светиться в чатах, делиться экспертизой.

Первый поход в горы с участниками комьюнити
Первый поход в горы с участниками комьюнити

— А ты не столкнулся здесь с негативным отношением? Все ли местные коллеги хорошо восприняли твою инициативу?

— Скажем так, открытого негатива ни разу я не видел и не слышал. Я предполагаю, что, возможно, он и был, но это не прослеживалось как-то.

— Для всего, что ты делаешь, нужно много энергии. Ты часто и активно взаимодействуешь с людьми. Давай расскажем для читателей — в чём секрет твоего драйва? Как не выгорать, столько общаясь, и что делать, когда все-таки выгораешь?

— Я занимаюсь тем, что мне нравится. Наверное, вот и весь секрет. Люди однозначно заряжают. На тех же конференциях. Это не значит, что у меня постоянно поток энергии. Я как раз заряжаюсь от людей. Вопрос только в количестве.) Если у меня много энергии, то я могу генерировать энергию от большого числа людей, если low battery, мне необходима зарядка от небольшого количества человек.

У меня бывают периоды, когда я устаю, и помогает зарядка от лампового разговора. В Краснодаре было такое, даже, когда собирал всех на шашлыки. Кажется, это же пустяк – собрать 30 человек...но так думают те, кто не собирал 30 человек.)) Надо всем писать, я всегда сам мариновал мясо, готовил, договаривался с площадкой. Нужно деньги получить. Накануне до утра маринуешь мясо.

Ты приходишь и понимаешь, что всё, вообще нет сил! Тогда я выцепляю пару людей, даже малознакомых, и говорю: «Ребята, давайте поболтаем». И происходит магия: за полчаса-час спокойного разговора я снова зяряжен и готов драйвить и балагурить!

Когда энергии «ноль», мне помогает пообщаться с небольшим количеством людей, но качественно. Чуть-чуть больше вглубь, где-то о себе рассказать, и генератор снова работает.

Люди заряжают! Первое празднование дня рождения в Алматы :)
Люди заряжают! Первое празднование дня рождения в Алматы :)

— А тебя мотивирует местная тусовка диджитальщиков, бизнесменов?

— Да, здесь есть офигенные люди, которые вдохновляют и добиваются целей. Их это объединяет — амбиции. Амбиции и меня всегда завлекают.

После митапа, проведенного агентством ITCOMMS. Редкое фото, на котором есть сразу и интервьюер (девушка в очках), и герой нашего интервью
После митапа, проведенного агентством ITCOMMS. Редкое фото, на котором есть сразу и интервьюер (девушка в очках), и герой нашего интервью

— Есть ли примеры людей, у которых удается делать амбициозные проекты, при этом у них чёткая операционка?

— Я не знаю таких людей, это как будто нереально. Ты или про амбиции и кратный рост, или про операционку, чтобы всё выстроить по процессам. Я, скорее, про первое.

— Кто тебе помогает с операционкой? Насколько я знаю, в итоге ты нашел команду здесь, чтобы не выгореть в угли и совместить рост и операционку.

— Это для меня ключевая история, без которой конференция, мне кажется, не состоялась бы. В начале июля 2022 года мы решили делать конференцию. Я, как руководитель проекта и конференции, полностью взял всю ответственность на себя. На тот момент был «совет троих»: это я, Женя и Слава, который занимается Тбилиси. Слава — больше про деньги и расчёт, а я про условную душу, контакты. Женя — визионер, это маркетинг. У всех сильные стороны.

Была помощница Жени — Камеля, она, как раз, человек процессов. К октябрю стало понятно, что операционка страдает. На мне программа, все долго отвечают, всё сильно затягивается. Меня не хватает на другие задачи, а с моей зоной ответственности некому помочь.

Нагрузка росла, и к октябрю уже моя помощница Каролина поделилась, что ничего не успевает, и её нагрузка тоже стала критичной. Тогда перестроили структуру так, что операционщиком стала Камеля, и мы начали ей подчиняться. Хотя она лет на 10 нас моложе, она начала успешно руководить нами. Это было неочевидное решение. Камеля чуть больше разграничила зоны ответственности и стала следить за дедлайнами, привнесла структурность и наладила операционку.

В больших проектах всегда важно понимать, как выстраивать структуру и распределять роли. Если у человека не получается операционка, есть вероятность, что она и в будущем у него не получится. У этого специалиста другие сильные стороны. При построении структуры любого проекта важно понимать, как распределить баланс в команде.

С Женей Сызранцевым
С Женей Сызранцевым

— Так вы пришли к пониманию, что команду надо перестраивать?

— В период конференции это постоянное перестраивание: процессов, приоритетов, задач. Кстати, это самый большой стресс, который у меня был за всю жизнь. Я так никогда в жизни не стрессовал. На тот момент я 2,5 года был в терапии, и благодаря этому пару раз удавалось отследить, что ещё чуть-чуть — и «Здравствуй, паническая атака». В таких случаях писал в рабочий чат, что на пару часов выпадаю, выключал телефон, комп, ложился, и старался переключить мысли.

Это очень сложно. Каждый день ловишь себя на том, что у тебя вот это горит, то горит, третье горит, и нет варианта что-то отложить. Постоянно горящие дедлайны. Даже когда наладилась операционка, все равно не исчезли напряг и ответственность. Такой ответственности у меня тоже еще не было. Когда конфа стоит 60+К баксов, на таких бюджетах это становится критично. Очень сложно было, эмоционально, в том числе.

— Вы — огромные молодцы. Столько работы тогда перелопатили. Наверное, если оглянуться, даже страшно?

— Да, до сих пор, когда окунаюсь в эти воспоминания, это очень жестко всё было. Но дало офигенный результат! Столько благодарности было от участников и спикеров! Даже сейчас, прошло больше полугода, а я на других конференциях слышу, как их сравнивают, и с теплом вспоминают нашу!

И это кайф: знать, что ты выложился на все 100%, вложил душу, но этот драйв удалось транслировать. То, что ты вложил, запомнилось людям, они это высоко оценили, и вспоминают спустя время. Я думаю, что ещё несколько лет будут вспоминать ту самую, первую конференцию «Make it Global»!)

— Сколько было участников на конференции?

— 300, плюс-минус. Планировали 500, не вытянули. С новой конференцией даже вопроса не возникнет. Но мы тогда собрали, конечно, самый топчик. Это важный пойнт, и самое большое, что мы когда-либо делали.

В России собрать столько людей за год, мне кажется, нереально из-за конкуренции. Даже в Краснодаре собирали +- 130 человек с нуля.

— Будут ещё конференции?

— Обязательно.

Команда организаторов конференции (Саша, Женя, Камеля, Каролина). На фото не хватает Славы Благина.
Команда организаторов конференции (Саша, Женя, Камеля, Каролина). На фото не хватает Славы Благина.

— Есть ли у тебя идеи, как отследить у себя выгорание, что делать?

— Я бы посоветовал принять выгорание как нормальную историю. У меня это проявляется так: нет желания общаться, и хочется укрыться одеялом, получая быстрый дофамин в виде шортсов и рилсов.)

— А как быстрее выходить из этого?

— Оставить себя в покое. Раньше я дольше восстанавливался из-за того, что себя этим укорял: ну что сидишь, лучше бы сходил в горы или спортом занялся. А последний кейс был как раз зимой — я отстал от себя, и восстановление гораздо быстрее пошло. У меня нет плана «в этом году не выгореть после большого проекта». Это невозможно. Но нужно закладывать время на то, чтобы восстановиться.

Величие гор подпитывает амбиции :)
Величие гор подпитывает амбиции :)

Здесь мы с Сашей взяли паузу в обсуждении интервью. И случилось важное событие: он переосмыслил профессиональные планы, перезагрузился и решил уйти из проекта Make it Global. Мы решили не отменять интервью, а рассказать о новых планах.

— Ты сейчас ищешь работу? Что происходит в этом плане?

— Скажем так, я нахожусь в неактивном поиске. MIG дал многое, и дал переосмысление развития в профессии: оказывается, я могу тянуть на себе проект и его маркетинг с пониманием масштабирования, знаю по опыту, как из небольшого проекта сделать большой, и в чём заключаются отличия в процессах. Это и работа с командой, и операционка, и подрядчики.

– В чём заключаются твои новые амбиции? Расскажи, это интересно!

— О, у меня как раз ключевое слово в жизни – амбиции.) Я понял, что мне сейчас 35, и у меня есть ещё буквально 5-10 лет, чтобы сделать очень крутой проект или стать причастным к чему-то глобальному! Это осознание конечности своих ресурсов очень мотивирует!

Сейчас у меня 3 основных пути:

  • Делать что-то своё. Вероятно, агентство. Но кажется, что это очень долго, чтобы достичь больших результатов. А быть «another yet» не хочется.
  • Встроиться в крупный продукт. И тут важны нюансы: это должен быть продукт с ивентовской частью. Если это будет чистый маркетинг, мне кажется, я выгорю на цифрах. У меня сильная офлайновая составляющая, и она ценна.
  • На одной случайной встрече мне сказали, что мне «нужно найти стартап типа AMOCRM лет 10 назад и организовать в нём партнёрский маркетинг». Не секрет, что многие CRM одним из каналов маркетинга используют ивенты. Это еще один вариант развития событий.
В привычной стихии, на митапе MIG
В привычной стихии, на митапе MIG

– Классно, что вариант не один. Думаю, зная тебя, скоро мы увидим бурное развитие событий. :) Сложно ли покидать большой проект, когда много в него вложился?

— Очень. И трудно оставить людей в нём. С Женей Сызранцевым я работал на протяжении 5 лет. Начинал, как SEO-аналитик в агентстве kite, там же я стал первым в РФ (а возможно и в мире) SEO DevRel-ом. С подачи нашей HR Алёны Никоновой (ныне Благовещенская) и head of SEO Володей Короленко мы придумали эту должность. Это человек, ответственный за технический PR, т.е. PR на соискателей, оптимизаторов. И это дало большой виток развития агентства.

Тогда я и осознал свою сильную офлайн-составляющую. За год в должности удалось достичь офигенных результатов для агентства, при том, что я кайфовал от того, что делаю! Я организовывал мероприятия, выступал модератором на конференциях, готовил спикеров внутри агентства, значительно повысил узнаваемость агентства на рынке, привлекал лидов и многое другое.

За 1,5 года в Алматы нам удалось создать одно из лучших digital-комьюнити в Центральной Азии, привлекая лидеров мнений и устанавливая высокие стандарты проведения мероприятий. Не помешало изначальное отсутствие знания рынка. Чертовски приятно осознавать, что ты повлиял на рынок, и это упоминают его участники.

Моё прощальное сообщение в чате комьюнити и реакция на него этому подтверждение.

— Это безумно тепло читать.

— Спасибо. Я и не ожидал, что выращу комьюнити до 600 участников, не потеряв душевности в нём. Потом на столько же человек удалось развить инсту проекта. Появился подпроект по диджитал-ивентам в Центральной Азии, моё «детище», которое я запланировал в первые месяцы после переезда, когда обнаружил пустую нишу.

За время моего участия в MIG я организовал и провёл 7 митапов в Алмате (и ещё один митап проекта в Тбилиси). Вишенкой на торте стала конференция на 300 человек и 8 секций, которая прошла в декабре. Треть из этих 300 – С-level. Мы добились 1,7 млн охватов и суперских отзывов от участников!

Сложно ли покидать такой амбициозный проект? Очень!) Но верю, что дальше меня ждут ещё большие вызовы!

— Я не сомневаюсь! Искренне желаю тебе максимальной самореализации, драйва и, конечно, создать значимый проект, которым сможешь гордиться. Пусть работа помогает людям и приносит поменьше выгорания :).

— Спасибо, коллега! :) И, кстати, я рад, что Make it Global познакомил нас! Знакомства с людьми были и остаются важной частью проекта. Я желаю ему расти и развиваться, покоряя рынок Центральной Азии.

Спасибо читателям! Подписаться на Александра и следить за его проектами вы можете здесь: https://www.instagram.com/alex_reyner_/ и https://www.facebook.com/seoshnik.aleksandr/. А чтобы не пропустить новые интервью и статьи, подписывайтесь на блог! Захотите проконсультироваться со мной, как с B2B-копирайтером — пишите в Telegram.

1414
6 комментариев

Амбиции правят миром, Александр! Желаю порвать всех в клочья по своей теме! Интервью - огонь!

2
Ответить

Искренне рады, что вам понравилось интервью! Спасибо

2
Ответить

Спасибо☺️

1
Ответить

Очень рада, что это интервью-таки состоялось. Прошу задавать вопросы герою моей рубрики и вдохновляться).

2
Ответить

Продолжаю оставаться при своем мнении, что ты сделал ошибку уехав из России

1
Ответить

Только время покажет)
Однозначно есть жирные плюсы, есть существенные минусы. На данный момент, я с тобой не согласен, посмотрим, что будет дальше)

1
Ответить