Продажники, которые не продают. Или где брать отдел продаж

Продажники, которые не продают. Или где брать отдел продаж

Уже почти аксиома текущих реалий, или извечный вопрос без ответа: “Где брать специалистов по продажам?”

Меня зовут Павел, я и моя команда INFULL занимаемся интеграцией CRM в компаниях разного масштаба. Больше всего времени мы уделяем систематизации бизнес-процессов наших клиентов. В том числе систематизации процессов продаж. Сегодня я хочу поделиться своими наблюдениями, почему отдел продаж не работает и что с этим делать.

Так ли плохи кадры или мы их неверно юзаем?

Я глубоко убежден, что в классном отделе продаж должны работать хищники. Они умеют охотиться, чувствовать конкуренцию и приносить добычу. Сейчас мы продажников, откровенно говоря, разбаловали. Они живут в режиме кита – рот открыли, рыбёшка сама туда приплыла. Большая часть спецов по продажам из хищников, больших и страшных, стали кем-то неповоротливым и вечно ждущим. Положительной динамики такая позиция точно не принесет.

И это ситуация в целом по рынку. Найти хищника стало гораздо сложнее. Продажники поняли, что можно и не охотится, тебе приносят добычу, а ты уже решаешь, брать ее или нет. Лид не прошел квал, отдел лидогенерации плохо отработал, диалог закрыт.

Продажники сломали систему или система сломала продажников?

Почему продажники перестали продавать? Есть две причины. Во-первых, в продажи стали попадать люди, которых определенно тут быть не должно. Кто-то пустил слушок, что здесь можно заработать, и в продажи пошли все. Естественно, часть людей просто не обладает необходимыми навыками и хотя бы минимальными признаками хищной натуры.

Итог: рынок поделился на реально классных спецов, которые стоят дорого, и на более дешевых специалистов, которые сидят на минимальном окладе и особо не собираются зарабатывать.

Во-вторых, сами предприниматели сломали продажников. Почему сломали? В 70% компаний система продаж либо выстроена слабо, либо не выстроена вообще. Например, вам нужно заказать цветы сотрудницам на 8 марта. Вы выбираете 5 цветочных студий из поисковика и звоните в каждую из них. Три студии из пяти отправят вас на сайт выбирать цветочки самостоятельно, одна попытается вести диалог, но без какого-либо энтузиазма, и только одна компания задаст вам правильные вопросы и подведет к заказу.

Хорошо, пример с цветами звучит не так убедительно. Допустим, вы ищете компанию, которая сделает вам дизайн нового продукта, и оставили заявки на сайтах семи разных компаний. В итоге мы получаем ситуацию, аналогичную первой. Три компании ответят в течение трех дней и вероятно даже постараются провести вас по воронке. Остальные либо проигнорируют запрос, либо ответят через 2 недели (реальный пример).

Из последнего, что меня убило. Оставил заявку на сертификацию продукта на сайте вполне внушительной компании в СПБ и ждал от них звонка в течение 9 дней. При этом два раза звонил я сам.

Это наглядный пример абсолютного отсутствия каких либо системных действий со стороны бизнеса в ответ на инициативу клиента. Ну приехали!

Когда мы проводим интеграцию CRM, первые вопросы, которые мы задаем клиенту, звучат так:

  • “Как выглядит ваш процесс продаж (какая воронка)?”
  • “Какие точки касания с аудиторией вы используете?”
  • “Какими скриптами вы пользуетесь?”
  • “Как выглядит бизнес-процесс обработки запроса от клиента?”

Сюрприз! В 40% случаев у отдела продаж есть полный набор инструментов, которые работают и используются. Но чаще в компании сидит продажник и обзванивает клиентов по скрипту, который не работает.

Кстати, недавно мы сделали прикольный гайд о точках касаний с клиентом 360 дней в году. Это реально рабочий тотальный прогрев клиента на целый год. У него просто не останется выбора, кроме как не согласиться на сделку.

К чему я об этом так подробно рассказываю? К тому, что часто, даже если специалист неплохой, но не ориентируется в процессах компании, он может просто слиться или перестать стараться. так как спотыкается о всевозможные препоны и преграды, которые создает либо дурацкая система, либо ее отсутствие.

Система продаж не просто должна быть. Она должна быть правильно выстроенной, быть удобной, понятной и эффективной. Вот так выглядит одна из систем, которую мы построили для клиента. Из чего состоит и как работает воронка.

Где сидят хорошие продажники?

Как вы уже поняли, я топлю за систему, которую можно масштабировать, развивать и которой можно управлять. В общем, чего еще можно было ожидать от интегратора. И когда система есть, ее можно просто автоматизировать. Тогда бизнес полетит в космос.

И все-таки, где брать продажников? Во-первых, именно система поможет привлечь продажников высокого уровня. Не всегда необходимы супер-спецы, достаточно просто хороших специалистов, которых вы сможете сами прокачать. Проще говоря, наличие самой системы позволит понять, какой спец вам нужен.

Во-вторых, хороший HR умеет классно искать специалистов по разным и не совсем очевидным источникам. Например, наш HR любит искать их в бизнес-клубах, где проводятся тренинги и игры для продажников. Или мониторит социальные сети.

Короче, найти специалистов можно, главное понимать, где и кого искать. А это вам подскажет ваша система продаж.

Будьте системными. В INFULL действует скидка на интеграцию CRM “Битрикс24”. Пишите мне в личку. Или оставьте заявку на сайте INFULL

Начать дискуссию