Запитчить Андрея Дороничева на покупку кошки: 5 причин, почему обучение презентациям надо вводить в школьную программу
Тренды образования меняются на мировом уровне. Появляются новые подходы к обучению и внедряются новые предметы. Доклады и презентации всегда были частью школьной программы, но с появлением проектной деятельности от школьников требуется грамотное знание навыков презентации, которое не всегда могут дать учителя и родители.
Сегодня навыки презентации важны не только для продажи стартапа или представления проекта инвесторам, но и для бытовых ситуаций. Навык грамотного питчинга идей, структурирования контента и подачи материала помогает не просто хорошо выступать перед аудиторией, но и развивать креативное и логическое мышление.
В агентстве Art of Viz мы занимаемся развитием культуры презентации в России. И у нас возник вопрос: будет ли школьнику интересен и полезен курс по подготовке презентаций?
5 крутых навыков, которые можно развить, работая над презентацией
В зарубежной практике предмет Presentation Skills часто вводят в школьную программу. И на наш взгляд это верное решение, добавляющее в копилку каждого ученика полезный и практический опыт, который можно получить в школе.
Не стоит думать о презентации как только о дизайне слайдов. Это комплекс из нескольких взаимосвязанных умений:
Эти навыки понадобятся школьнику не только для защиты проектов и докладов, но и разовьют те качества, которые будут помогать ему быть успешным в любой дисциплине. Он научится структурировано отстаивать свое мнение, презентовать себя, делиться идеями и не бояться отвечать на вопросы.
При этом учащийся станет увереннее в себе и сможет раскрыться, не прячась за спины одноклассников.
Формулирование идеи и постановка задачи
Все начинается с идеи. Любая презентация — это мысль, правильно сформулированная и положенная на слайды.
Это первый шаг, который необходимо сделать в процессе работы над презентацией. Идея — то, чем живет любое выступление, благодаря ней ты можешь грамотно поставить цель и задачи.
Сформулировать цель помогает принцип S.M.A.R.T., подробнее о нем можно прочитать тут.
Навык грамотного pitch-инга
Надо помнить, что даже самая классная идея и четко сформулированная цель — ничто без правильно выстроенного обоснования. Здесь приходит на помощь структурный подход, о котором также редко говорят в стенах школы.
Дочь Андрея Дороничева использовала в своем питче идеально подходящий инструмент — принцип пирамиды Минто. Он основан на построении «пирамиды» контента. Сначала следует кратко, но емко изложить всю суть — контекст, проблему и решение, которое ты предлагаешь. Затем рассказать про эти элементы с большей детализацией.
Еще одним классным подходом является презнтация по схеме Elevator Pitch - упаковка всех своих мыслей о проекте в структурированную, лаконичную и убеждающую минуту выступления. Здесь главное - установить контакт со слушателями и использовать эмоциональные образы и метафоры, чтобы выступление запомнилось.
Работа с дизайном
В настоящий момент в общеобразовательных школах редко делают акцент на развитии навыков дизайна и визуализации. Предметы по типу ИЗО и информатики далеки от реальности в контексте публичных выступлений.
Подготовка презентаций помогает развить креативное и абстрактное мышление - понимание, как просто рассказать о сложных вещах, подкрепляя их яркими и запоминающимися образами.
Работа в команде
Подготовка презентации состоит из комплекса задач, которые гораздо проще успешно выполнить при слаженной командной работе.
Для успешной работы в команде без ссор и противоречий нужно помнить о нескольких вещах:
- Ставь четкую цель и объясняй ее всем участникам команды
- Ставь объективные дедлайны и следи за их выполнением
- Четко распределяй задачи и помогай их достигать, если возникают трудности
- Слушай мнение каждого - это поможет взглянуть на проблему с разных сторон и найти креативное решение
- Ошибки - способ развития команды
Про некоторые инструменты для эффективной работы в команде рассказали в прошлой статье.
Навык выступления перед публикой
Финальной стадией подготовки презентации является проработка и репетиция своего выступления.
После разработки контента и дизайна очень важно не остановиться на достигнутом. Как бы хорошо ты ни понимал материал, необходимо создать сценарий своего выступления, подготовить речь и настроить себя на взаимодействие с аудиторией.
Развитию навыков публичного выступления можно было бы посвятить отдельную статью, так как это это умение является действительно необходимым. Для того, чтобы понять, как развивать этот навык и выявить свои слабые и сильные стороны, мы предлагаем тебе присоединиться к бесплатному тренингу от контента до выступления.
В настоящий момент некоторые школы переходят на наиболее прогрессивные подходы к образованию - внедряют проектную деятельность, в рамках которой ученики имеют возможность развивать навыки презентации.
Вот как на данный вопрос смотрит заместитель директора по организации образовательной среды Новой школы:
Школьная программа все стремительнее адаптируется под нужды сегодняшних реалий. Больше не стоит вопрос исключительно общего образования, ученикам дают новые знания, которые пригодятся, в первую очередь, в жизни.
Мы верим, что навык презентации поможет развить необходимые качества ученика, которые будут помогать ему справляться с повседневными и рабочими задачами.
Поделись в комментариях, обучают ли в твоей школе (в школе твоих детей) навыкам презентации и работе в проектах?
Естественно и необходимо. Во многих странах уже давно. Думать, осмысливать, структурировать и презентовать свои мысли и идеи, очень нужное и важно.
Владимир, спасибо за комментарий!
В нормальной школе, если ученик вышел отвечать к доске или делает доклад, он уже наполовину освоил это мастерство. Почему сейчас это проблема? Потому что школы стали другие?
Николай,
тот уровень знаний и навыков презентации, который получает ученик в процессе работы над докладом, недостаточен по нескольким причинам:
1. Низкие требования (к дизайну, логике и пр. - главное, чтобы на слайде был материал.)
2. Фокус на предмете, а не презентации
3. Мало подготовки (обычно ее совсем нет - приходится разбираться родителям)
Обязательно нужно вводить подобные предметы в школьную программу !
Я учился в обычной среднеобразовательной школе в провинциальном городе на 80к населения и, тем не менее, у нас было принято, начиная с класса 9, делать к реферату презентацию. Конечно отдельного предмета об этом не было, но все равно приходилось как-то выкручиваться самому, ибо если просто переносить текст с реферата в PowerPoint - оценку конкретно занижали и было тупо готовиться весь вечер, а потом получать тройку из-за халтурной работы (хотя время то потратил). Поэтому даже самые ленивые искали картинки, графики, пытались как-то грамотно визуализировать инфу из реферата. Со временем где-то на инстинктивном уровне пришло понимание, что надо и инфу ещё подавать структурированно и интересно, чтобы видеть не скучающие рожи одноклассников, смотрящие на тебя, а воодушевлённые и наполненные интересом лица. В дальнейшем это помогло, так как я дизайнер и нужно презентовывать проекты, но было все-равно много незакрытых моментов, которые понималась уже позднее. Поэтому считаю, что в нынешнее время это крайне необходимый предмет в школе, так как мы постоянно вынуждены презентовывать что-то. Пусть и не совсем в узком понимании этого слова: начиная от презентации реферата у доски до презентации себя работодателю или презентации своей компании инвестору.
Большое спасибо за Вашу историю и комментарий! Рад что статья нашла отклик!