Как работают онлайн-площадки для рынка consumer electronics

Что происходит со сферой электронной торговли, какие площадки показали рост и стали самыми эффективными для рынка бытовой техники и электроники за последние два года? Меня зовут Алина Абдулова, я СЕО маркетинговой компании «РУССМАРКЕТ», сегодня отвечаю на эти вопросы в небольшом материале с цифрами и трендами.

Как работают онлайн-площадки для рынка consumer electronics

Кто, как и что покупает в интернете

Свежее, сентябрьское исследование ВЦИОМ на тему онлайн-покупок показывает, что 7 из 10 россиян покупают в интернете (71%), при этом 29% из них покупали различные товары несколько раз в месяц. Согласитесь, мы все чаще идем в приложения, чем в настоящий магазин с продуктами, там же заказываем лекарства, одежду, косметику, детские товары и еще много чего. Что касается возраста, то рекордных показателей в онлайн-шопинге достигает группа 18-23 года, это 81% от регулярных покупателей. Цифры вполне понятные, поколение зумеров, родившихся с планшетом (или любым другим гаджетом) в руках, живут в цифровом пространстве как в естественной среде. Еще одна категория самых активных покупателей в онлайн-пространстве — это женщины (58 %).

Для меня в этом исследовании интересны также площадки — лидирующие позиции в онлайн-шопинге занимают маркетплейсы. Это 92 % от всех покупателей в интернете за год. А вот на втором месте находятся интернет-магазины компаний и цифровые доски объявлений — это «Авито», «Юла» и другие. На этих площадках совершают покупки каждый пятый (19% и 20% соответственно).

А теперь плавно переходим к нашей теме. На первом месте по товарным категориям находятся, конечно, одежда, обувь и аксессуары. А вот на четвертом, и это приблизительно четверть от всех респондентов (26%), бытовая техника. И вот вам еще — товары длительного пользования, в нашем случае бытовая техника, ее заказывают чаще всего мужчины, это 37%, женщины — 17%.

Еще интересные цифры. В топ-3 критериев выбора товаров в интернете вошли цена (47%), отзывы (46%) и наличие удобных пунктов выдачи (32%). Для каждого седьмого покупателя важны бренд и производитель, это 14%. А теперь давайте посмотрим, как с этими опциями работают разные онлайн-площадки.

Как работают онлайн-площадки для рынка consumer electronics

Цифры, которые говорят сами за себя

Рейтинг топ-100 самых крупнейших российских онлайн-магазинов приводит цифры за 2023 год по продажам. Рейтинг показывает лидерство одного из самых быстрорастущих бизнесов в сфере электронной торговли — Wildberries. Но мне интересно сопоставить данные лидирующей пятерки, учитывая, что в нее вошли 4 площадки, которые относят себя к универсальной торговле и только 1 — к сфере consumer electronics.

1. Wildberries

  • Онлайн-продажи за год: 2 143 700 млн руб
  • Средний чек: 720 руб

2. OZON

  • Онлайн-продажи за год: 1 566 400 млн руб
  • Средний чек: 1 680 руб

3. «Яндекс Маркет»

  • Онлайн-продажи за год: 370 600 млн руб
  • Средний чек: 3 750 руб

4. «Мегамаркет»

  • Онлайн-продажи за год: 312 700 млн руб
  • Средний чек: 7 220

5. DNS

  • Онлайн-продажи за год: 239 400 млн руб
  • Средний чек: 14 000 руб

По первым двум пунктам очень хорошо видно, как ассортимент сказывается на общих цифрах продаж. Чем больше выбора, тем больше продавцов на маркетплейсе и так далее по цепочке. Следовательно, общие продажи отличаются от других площадок на несколько порядков. В то же время, DNS, который находится на 5 месте рейтинга, продает только технику и электронику. Здесь нет дешевых товаров, поэтому при общих продажах в несколько сотен миллионов мы видим средний чек в 14 тысяч. То есть сегмент consumer electronics, который занимает примерно четверть от всех онлайн-покупок, показывает очень хорошие цифры продаж. В этом рейтинге также в категории «электроника и техника» на 8 месте находится «Ситилинк» со средним чеком в 16 600 руб и на 11 месте «М.Видео» (еще до слияния с «Эльдорадо») со средним чеком — 12 400 руб. Интересно, как поменяется ситуация в связи с объединением двух сетей, посмотрим, на какой строчке рейтинга окажется группа «М.Видео — Эльдорадо» по итогам 2024 года.

Как работают онлайн-площадки для рынка consumer electronics

Подведем итоги

Почему доля электронной коммерции растет для сферы consumer electronics? Что способствует росту, какие механизмы и тенденции развития бизнеса можно увидеть в 2024 году? Давайте попробуем определить основные тренды?

Стремительное развитие маркетплейсов за последние несколько лет (Wildberries «Яндекс.Маркет», Ozon). Разнообразие товаров, функция отслеживания заказа, отсутствие переплаты посредникам, удобный и понятный интерфейс — основные причины, по которым покупатели идут именно на эти площадки. Брендам такое сотрудничество удобно благодаря различным аффилат-программам (формат сотрудничества между продавцом и партнерами). По данным RG.RU, доля consumer electronics на маркетплейсах составляет 77, 5% всех покупок, при этом доля российских брендов бытовой техники выросла на 1, 64%. В 2024 году продажи смартфонов на маркетплейсах увеличились в 2 раза по сравнению с прошлым годом.

Еще один интересный тренд — PWA (приложение, которое можно открыть в мобильном браузере, без скачивания на устройство). Именно сейчас, в период, когда мы сталкиваемся с блокировками различных сайтов, сервисов, приложений, соцсетей, PWA становятся все более востребованными.

Собственные торговые марки. На данный момент по оценкам разных экспертов в России доля собственных торговых марок не превышает 10-12 % всех товаров. Однако благодаря тому, что компании не нужно выстраивать сложную логистику, переплачивать за маркетинг и рекламу, происходит снижение цены для конечного потребителя. Поэтому, наверняка, мы сможем наблюдать развитие этого тренда. Так, «М.Видео» и «Эльдорадо» (еще до объединения) говорили об увеличении процента продаж собственных торговых марок. В частности, в 4 квартале 2023 года этот показатель составил 18 %.

Различные сценарии использования AR-инструментов в сфере электронной коммерции. Первое, что приходит в голову — виртуальная примерка одежды и аксессуаров, однако глобальные изменения, развитие ИИ-технологий, игровой индустрии, помогают создавать и особые функции интерфейса при выборе бытовой техники и электроники на онлайн-площадках. Сейчас уже никого не удивишь опциями сравнения товаров, видео-инструкциями по использованию техники и прочими, уже привычными для нас возможностями, которые предлагает онлайн-торговля. Что дальше — увидим.

Где вы покупаете бытовую технику и электронику? 
Онлайн-магазин компании
Маркетплейс
Офлайн-магазин
Другой вариант (ответ в комментарии приветствуется)
22
1 комментарий

к маркетплейсам привыкаешь, они удобные, поэтому часто там покупают все - от одежды и обуви до крупных покупок типа бытовой техники

1
Ответить