Как продвигать сезонные приложения в НЕсезон? Кейс «Турбо ЕГЭ»

Как продвигать сезонные приложения в НЕсезон? Кейс «Турбо ЕГЭ»

Рассказываем, как мы бустили охваты приложению для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в период, когда все отдыхают от учёбы

Этот кейс вам расскажет Полина Авхутская – миддл ASO-специалист, которая занималась и продолжает заниматься продвижением этого приложения

Алла Рауд

Клиент

Онлайн-школа для подготовки к экзаменам «Турбо ЕГЭ». С 2018 года проводят вебинары и дистанционные занятия со школьниками и абитуриентами. Сейчас активно работают над продвижением мобильного приложения в сторах.

Продукт

Мобильное приложение для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Появилось в 2021 году в App Store и Google Play. Нацелено на изучение сразу всех предметов – одновременно и плюс, и сложность (обсудим позже).

Задача

Основной запрос клиента – увеличить количество установок приложения и тем самым повлиять на число покупок образовательных курсов внутри него.

Для команды это значит:

  • проанализировать конкурентов и работающие у них механики продвижения
  • создать семантическое ядро запросов, по которым приложение будет продвигаться
  • обновить название, подзаголовок, описание и другие текстовые метаданные страницы приложения
  • сформулировать гипотезы для тестирования графики, чтобы создать визуально привлекательную страницу приложения, которая убедит пользователя его установить

Сроки работы

Мы начали работать с проектом в январе 2024 года и продолжаем сотрудничество до сих пор.

За это время мы на личном опыте убедились, насколько отличается продвижение сезонного приложения в пиковое время – в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, и как сильно могут упасть показатели эффективности в «несезон» – когда экзамены уже сданы.

<i>Динамика по поисковому запросу «подготовка к егэ» с октября 2022 года. Мы видим характерный спад интереса к запросу, начиная с конца апреля-начала мая </i>
Динамика по поисковому запросу «подготовка к егэ» с октября 2022 года. Мы видим характерный спад интереса к запросу, начиная с конца апреля-начала мая 

В пилотные проекты – «Турбо ЕГЭ» был одним из таких – мы всегда заходим на 5-6 месяцев. За это время можно проверить наши гипотезы и увидеть результат от ASO-оптимизации. В некоторых случаях продвижение действительно работает быстро – например, как в кейсе, где мы быстро добыли трафик для новичка в сторе.

Однако, это не значит, что все поставленные цели получится реализовать в намеченный срок. Поэтому важно долгосрочное сотрудничество – именно оно в перспективе способно привести в приложение постоянный трафик и оградить его от негативных последствий «несезона».

Сложности проекта

Главная сложность, с которой предстояло работать – ярко выраженная сезонность приложения. В периоды, когда выпускники не готовятся к сдаче экзаменов, актуальность образовательных курсов падает вместе с количеством установок. Начало «несезона» – конец апреля. Возвращение интереса – конец августа-начало сентября. В это время важно удержать показатели.

Дополнительная сложность проекта – обширный функционал приложения. На фоне конкурентов, которые создают специализированные ресурсы под каждый конкретный предмет, «Турбо ЕГЭ» совмещает в себе сразу все. Это осложняет продвижение, потому что зачастую пользователи не хотят устанавливать нечто универсальное, когда есть предложения, отвечающие конкретному запросу.

Как и в любом другом случае, в этом кейсе нам предстояло работать с ожиданиями клиента от работы с ASO. Запрос большинства – высокие конверсии внутри стора, а также покупки курсов непосредственно в приложении. Однако на второй показатель ASO-оптимизация влияет лишь косвенно: мы можем привести пользователя в приложение и создать положительные ожидания от его использования, но решение о покупке он принимает на основе личного восприятия ресурса. Этот процесс можно контролировать только с помощью дополнительных UX/UI-исследований пользовательского поведения.

Кроме того, эффективность ASO-оптимизации не всегда видна сразу. Она работает как гигиена у стоматолога: если не проводить постоянно, то разовый визит обойдётся дорого – не в денежном эквиваленте, а в пересчёте на потерянный трафик.

Работа над проектом

На протяжении всего времени сотрудничества с «Турбо ЕГЭ» над проектом работали четыре миддл ASO-специалиста из нашей команды: Полина Авхутская, Елена Захарова, Айтен Усанова и Владислав Орлов.

Общение с клиентом

Чтобы держать клиентов в курсе промежуточных результатов работы, мы проводим еженедельные созвоны, на которых делимся успехами, текущими показателями и планами на следующую неделю. Так дистанция между нами сокращается, а вопросов к целесообразности тех или иных действий становится меньше – клиент всегда знает, для чего, что и когда мы делаем.

<i>На скриншоте - гант работ. Мы создаем его для прозрачности процесса перед клиентом, а также обсуждаем пулл выполненных задач на еженедельных созвонах </i>
На скриншоте - гант работ. Мы создаем его для прозрачности процесса перед клиентом, а также обсуждаем пулл выполненных задач на еженедельных созвонах 

Шаг 1: Анализ конкурентов

На этом этапе мы анализируем конкурентов с высокими показателями установок и трафика. На основе их успеха формулируем гипотезы – например, о том, как должна выглядеть графика страницы приложения и в каких направлениях можно расширять семантическое ядро.

<i>Анализ конкурентов «Турбо ЕГЭ» по объёму ключевых запросов, установкам, рейтингу и категориям </i>
Анализ конкурентов «Турбо ЕГЭ» по объёму ключевых запросов, установкам, рейтингу и категориям 

Шаг 2: Семантическое ядро и ASO-оптимизация текстовых метаданных

Для создания ядра ключевых запросов мы проверили в ASO-сервисах, какие ключи используют конкуренты и на каких позициях они там находятся. После этого приступили к текстовой оптимизации:

  • составили семантическое ядро из поисковых запросов с самым большим объёмом трафика
  • интегрировали эти запросы в текстовые метаданные страницы приложения. В App Store это название, подзаголовок, описание и поле ключевых слов. В Google Play – название, краткое и полное описание и ответы на отзывы (они также индексируются)
  • провели замеры показателей на начальных этапах: какое было место по ключам, сколько установок и т.д.
  • в специальной таблице фиксировали эффективность ключей, которые используем – сколько установок и просмотров страницы приложения они привели, и в зависимости от показателей обновляли пул ключевых запросов, которыми наполняли текстовые метаданные приложения в сторах
  • мониторили изменения и обновляли метаданные раз в две недели в App Store и раз в три-четыре недели – в Google Play
<i>На графике - результат проведения ASO-оптимизации и рост семантического ядра на iOS на проекте «Турбо ЕГЭ» на октябрь 2024 года </i>
На графике - результат проведения ASO-оптимизации и рост семантического ядра на iOS на проекте «Турбо ЕГЭ» на октябрь 2024 года 

Важным инструментом ASO-оптимизации также стала кросс-локализация в AppStore. Это заполнение метаданных дополнительных языковых групп, по которым можно продвигать приложение внутри страны. В России стор позволяет использовать русскую, украинскую и британскую локали, каждая из которых даёт приложению 160 дополнительных символов для ключевых запросов. Мы использовали весь потенциал этого инструмента, чтобы обеспечить приложению дополнительный трафик в сторе.

<i>Наглядный пример того, как увеличилось количество установок на iOS после периода «несезона» и проведения работ по ASO-оптимизации с января по октябрь </i>
Наглядный пример того, как увеличилось количество установок на iOS после периода «несезона» и проведения работ по ASO-оптимизации с января по октябрь 

Шаг 3: Визуальный аудит и A/B-тесты

Следующий важный этап – визуальный аудит приложений конкурентов и приложения клиента. В нём мы подробно разбираем популярные элементы оформления (цветовые решения, шрифты) и уникальные предложения, которые подсвечивают конкуренты на скриншотах (промокоды, бонусные системы). Кроме того, анализируем сочетание иконки и скриншотов, чтобы страница приложения смотрелась гармонично.

<i>Один из слайдов в визуальном аудите. По такому же принципу мы разбираем приложения, конкурентов и сторы </i>
Один из слайдов в визуальном аудите. По такому же принципу мы разбираем приложения, конкурентов и сторы 
<i>Гипотезы, составленные на основании визуального аудита </i>
Гипотезы, составленные на основании визуального аудита 

На базе визуального аудита мы выделяем основные гипотезы, проверив которые, сможем с большей долей вероятности увеличить конверсию из просмотра карточки приложения в установку.

В случае с «Турбо ЕГЭ» мы наметили несколько гипотез для дальнейшего А/В-тестирования. Вот некоторые из них:

  • Добавление надписи «ЕГЭ» на иконку. Конверсия при тесте новой иконки на iOS действительно оказалась выше, а на Android, напротив, – хуже. От дальнейшего применения этой гипотезы мы отказались по просьбе клиента – разница в конверсиях была незначительна, а версия без текста нравилась клиенту больше.

На скриншотах – незначительное улучшение показателей установок в App Store и отрицательная динамика в Google Play после внедрения иконки с надписью

  • Изменение фона иконки в цвет текущих скриншотов. Эта гипотеза показала отрицательную динамику – в таком виде страница приложения нравилась пользователям намного меньше и вызывала в разы меньше скачиваний.
<i>Гипотеза с изменением фона иконки в цвет скриншотов дала отрицательную динамику в App Store и Google Play </i>
Гипотеза с изменением фона иконки в цвет скриншотов дала отрицательную динамику в App Store и Google Play 

Гипотезы не всегда означают рост за счёт изменений. Иногда это возможность получше узнать пользователей и понять, в каком направлении развивать приложение в сторе. В случае с «Турбо ЕГЭ» так и оказалось. Мы тестировали множество гипотез и постоянно меняли оформление страницы приложения, однако трафик оставался на том же уровне или вовсе падал. Поэтому мы продолжаем проводить А/В-тестирование графики в поиске варианта, который отзовётся у пользователей острым желанием скачать именно это приложение.

Шаг 4: Ивенты

Одним из инструментов для нивелирования сезонности стало размещение in-app ивентов. Вместе с дизайнерами мы создавали баннеры и публиковали их со ссылкой на внутренние активности.

Например, в летний период, когда активность в приложении была минимальной, «Турбо ЕГЭ» разработали летнюю школу по подготовке к экзаменам. Мы анонсировали её запуск на странице приложения.

Что дали ивенты в работе с «Турбо ЕГЭ»?

  • удалось повысить трафик приложения даже в период «несезона» образовательных ресурсов – с мая по август, и увеличить количество установок в «сезон» – с начала сентября по апрель
  • приложение занимало дополнительное место в поисковой выдаче благодаря баннеру ивента, отсекая конкурентов из ТОП-3 и ТОП-5
  • пользователи знали о нововведениях в приложении, новых курсах и вебинарах

Шаг 5: Повышение рейтинга

На старте работы с нами у приложения уже был неплохой рейтинг – 4,8 из 5. Нашей главной задачей было органично нарастить положительные отзывы и увеличить доверие к бренду.

Работа с отзывами проводилась в следующих направлениях:

  • Клиент запрашивал у учеников обратную связь в виде отзывов в App Store и Google Play. Истории выпускников, успешно сдавших экзамены с помощью «Турбо ЕГЭ» помогли увеличить количество положительных оценок на странице приложения, а также создать у будущих пользователей представление о его эффективности
  • Отвечали на отзывы пользователей в App Store и Google Play. Как на негативные, так и на положительные отзывы важно своевременно отвечать. Работать с обратной связью в сторах – одна из задач ASO-специалистов. Так можно показать заинтересованность авторов приложения в комфорте пользователей и завоевать их расположение. Кроме того, ответы на отзывы в Google Play индексируются, поэтому, интегрируя в них ключи, можно повлиять на место в поисковой выдаче

Результаты

В начале нашей работы с «Турбо ЕГЭ» по запросу клиента мы сделали приблизительные расчёты потенциальных установок в месяц на 2024 год и обновляем их каждые полгода.

В августе – спустя 7 месяцев непрерывной ASO-оптимизации – мы начали обгонять показатели 2023 года на 60-70%. Наши прогнозы на выход из «несезона» не только оправдались, но и превзошли себя – приложение начали устанавливать в 2-3 раза чаще. Это ещё раз подтверждает, что работать с ASO надо «в долгую», даже если первые результаты будут заметны только через несколько месяцев.

За 10 месяцев работы:

  • на 60-70% увеличили количество установок приложения
  • минимизировали сезонное падение за счёт текстовой оптимизации и использования ивентов
  • увеличили объём ядра ключевых запросов в App Store и Google Play
  • после падения спроса в сезон подняли приложение в ТОП-3 поисковой выдачи по ключам «подготовка к ЕГЭ» и «ЕГЭ»
  • увеличили количество положительных оценок и развёрнутых отзывов от довольных пользователей
<i>Вывели одни из самых трафиковых ключевых запросов в категории в ТОП-3 на iOS </i>
Вывели одни из самых трафиковых ключевых запросов в категории в ТОП-3 на iOS 
<i>А также вывели их в ТОП-3 на Android </i>
А также вывели их в ТОП-3 на Android 

В дальнейших планах работы с «Турбо ЕГЭ»:

  • проведение UX/UI-исследований внутри приложения
  • A/B-тестирование графики страницы приложения в поиске наиболее удачного варианта оформления
  • работа с отзывами и повышение рейтинга
  • расширение объёма семантического ядра и регулярные обновления текстовых метаданных

Остался вопрос про ASO? Я готова дать на него ответ!

Буду рада видеть вас в телеграм-канале про ASO и среди подписчиков на VC.ru

22
Начать дискуссию