Что такое биржа телеграм-каналов и стоит ли закупать на ней рекламу
Аудитория телеграма растет из года в год.
Это значит, что увеличивается и количество рекламодателей, и каналов (и закупщиков на рынке). В статье расскажу, как устроен закуп рекламы в телеграме — напрямую и через биржу, а так же про ее подводные камни.
Как устроена биржа
Биржа в контексте телеграма — это каталог телеграм-каналов, в которых можно приобрести рекламу здесь и сейчас. Речь идет именно о посевах, то есть так называемых нативных интеграциях.
Далее расскажу, как происходит процесс закупа обычно, не через биржу. Рекламодателем я буду называть человека, который покупает рекламу, а администратором канала — который ее продает.
Как закупают посевы вне биржи:
- Рекламодатель ищет каналы, в которых хотел бы разместить рекламу.
- Пишет администраторам каждого из них, чтобы узнать цену, свободные даты и другую информацию. Например, есть ли возможность оплаты по счету и маркирует ли площадка рекламу.
- Далее рекламодатель и администратор обмениваются договором на услуги, первый оплачивает размещение путем выставления счета. Все ждут оплат, потом — выхода поста. Весь процесс может затянуться на неделю и более — знаю на личном опыте.
Все эти процессы могут сопровождаться мелкими неприятностями вроде того, что админ канала отвечает раз в сутки, из-за чего коммуникация и само размещение могут затянуться. Или что админ не маркирует рекламу — и рекламодатель тоже, а это риск для второго нарваться на большие штрафы, поскольку закон обязывает регистрировать интернет-рекламу путем получения уникального токена. Или что админ принимает деньги только на карту, а рекламодателю, как организации, такой метод оплаты не подходит.
Избежать всего этого позволяют биржи телеграм-каналов. На них весь закуп — от подбора каналов до сбора статистики происходит в рамках одной системы. Там не нужно заключать договор с каждой площадкой и получать токены — биржа делает это за вас. Ваша задача, как рекламодателя, это собрать каналы, пополнить баланс, загрузить креативы и разослать их по каналам. После — собрать статистику и оценить эффективность размещений.
Пожалуй, самая известная телеграм-биржа сейчас — это Telega in. В ней более 18 000 каналов в различных тематиках, понятный интерфейс и быстрая служба поддержки — на тот случай, если потребуется какая-либо помощь. Кроме нее крупных бирж я не знаю, но если с такими знакомы вы — обязательно поделитесь их названиями в комментариях.
Но, как и везде, на бирже есть подводные камни.
Подводные камни
Если коротко, камня три: это множество накрученных каналов, гораздо меньший выбор площадок, чем при прямом размещении, и переплата.
Накрученные каналы. Каналы в телеграме создают, можно сказать, для души или заработка. Те, кто желает с легкостью здесь заработать, делают паблик, накручивают подписчиков и просмотры — и в ус не дуют, получая деньги от рекламодателей. Накрутить все можно как очень хорошо, так и очень плохо (и все равно у таких площадок будут покупать рекламу). Только рекламодателю от такого размещения толка не будет.
Большая проблема биржи в том, что там много накрученных каналов. Я, как рекламодатель, при подборе площадок отсекаю чуть ли каждый третий канал. А иногда и вовсе не могу подобрать потенциально приемлемые для меня каналы. Например, интересных блогеров в определенной тематике.
Меньше площадок. В русскоязычном телеграме около миллиона каналов. Предположу, что в примерно половине из них можно приобрести рекламу. Если отсечь неподходящие по тематике, выбор мест для размещения остается все равно огромным. На бирже представлена лишь малая часть площадок — и для меня это боль. Например, у меня есть клиент, который рассматривает исключительно блогерские каналы на определенные тематики, в частности, нутрициологов и спортсменов из Москвы. На бирже таких днем с огнем не сыщешь. Приходится искать их вручную и закупаться напрямую.
Переплата. Биржа берет комиссию с рекламодателей и администраторов каналов, она зашита в цену рекламы. Я сравнивала прямую стоимость размещения в части пабликов с ценой на бирже и эта разница доходила до 40%. То есть на бирже цена за ту же рекламу была почти в два раза выше. Конечно бывает, что стоимость плюс-минус похожа, но это редкие бриллианты.
Стоит ли закупать рекламу на бирже
Мое мнение — да, если:
- вы не хотите возиться с договорами и маркировкой,
- у вас широкая аудитория,
- и вам нужно закупиться быстро.
И нет — если:
- у вас ограниченный бюджет, не готовы платить доп комиссии,
- у вас узкая аудитория, например вы хотите размещаться в каналах нутрициологов из столицы — таких каналов на самом деле не так много,
- вы располагаете временем и готовы потратить силы на поиск блогеров, документацию и коммуникацию с ними.
Я же закупаю рекламу и через биржу, и напрямую. Как выбираю метод? Смотрю, сколько у меня есть времени на запуск, просматриваю площадки по тематикам на бирже и если понимаю, что для моего бюджета их недостаточно, иду в прямой поиск. Сейчас у меня примерно половина проектов на закупе через биржу и вторая — напрямую.
Благодарю вас, что дочитали мою статью до конца. Подписывайтесь на мой блог в телеграме — там я рассказываю про рекламу в мессенджере, посевы и Ads. А так же приглашаю на консультацию, индивидуальное обучение и на закупку или рекламу в Ads. Для этого напишите мне в телеграм и получите бесплатную 15-минутную консультацию: @netsova