Я написала 20 статей в СМИ за полгода без пиарщика: делюсь опытом и секретами, о которых никто не говорит

Я публиковалась в Бизнес-Секретах, писала для Texterra, SMM Planer, Digital Broccoli и Postium. Расскажу, с какими подводными камнями столкнулась, на примерах покажу всю внутреннюю работу с редакциями+таблицу СМИ.

Я написала 20 статей в СМИ за полгода без пиарщика: делюсь опытом и секретами, о которых никто не говорит

Привет! Я Лия, копирайтер с 4-летним опытом и автор тг-канала про контент и бесплатное продвижение в телеграме. С июня 2024 года самостоятельно и абсолютно бесплатно (с моей стороны:)) пишу статьи в СМИ о продвижении.

Зачем я трачу на это время?

  • Для карточек эксперта в поисковиках. Это когда люди гуглят «Лию Рейн» и появляются много страниц в разных СМИ со списком статей. Так увеличивается доверие.
  • Чтобы аудитория в тг-канале воспринимала, как эксперта. Иногда я продаю там услуги или продукты, поэтому периодически выкладываю уже опубликованные статьи и «поддерживаю имидж».
  • Собираю портфолио статей для федеральных СМИ. У меня есть цель — попасть в РБК, Коммерсантъ и Форбс. И не просто выложить профинансированную статью, а стать колумнистом и постоянно писать для изданий. Без нормального портфолио ничего не выйдет.
  • Чтобы показать опыт, как копирайтер. Сами по себе статьи добавляют х2 к востребованности специалиста, а это значит, что я не только могу писать их для клиентов, но и повысить цену за услуги.

Этот список, к слову, не только обо мне. В нем есть частые запросы и причины публиковаться. Перед тем, как писать в редакции, определите, для чего вам статья и какие сейчас цели.

Например, если для репутации нужна статья в РБК, вам понадобится минимум 10 статей в средненьких изданиях и помощь пиарщика. Даже для привлечения клиентов через СМИ (а это реально, просто долгосрочная стратегия) и работы над лояльностью, нужно выпускать хотя бы 30 статей в год.

Я решила собрать портфолио и закрыть мечты о статьях, поэтому написала 20 штук.

Как я писала в изданиях

Еще зимой этого года я просматривала корпоративные медиа, журналы и СМИ по тематике фриланса, маркетинга и соцсетей. Моя тема: продвижение, монетизация и ведение телеграм-каналов.

Собрала почты в таблице, получилась объемной. Поделена на два столбца — название и почта. Это не секретная информация, просто для новичка трудозатратно искать контакты по всем сайтам.

Все почты кликабельны, можно скопировать и написать в редакцию 
Все почты кликабельны, можно скопировать и написать в редакцию 

Сама таблица👇

Далее создаю шаблон и начинаю рассылать, немного видоизменяя для каждого отдельного СМИ. Первые письма были безликими.

Так выглядел типичный ошибочный шаблон, который я продолжала рассылать летом
Так выглядел типичный ошибочный шаблон, который я продолжала рассылать летом

Главная ошибка здесь: я не предлагаю темы и тезисы статей, не добавляю примеры написанных материалов. Редакторы в 99% случаев даже не отвечают на такие письма.

Что нужно сделать вам, чтобы редактор ответил на письмо:

  • Во первых, не пишите сто раз по новому, если не ответили. 1000 сообщений на почту от эксперта раздражают и вас с большей вероятностью закинут в спам.
  • Во вторых, в письме ВСЕГДА приводите релевантные примеры материалов. Например, я хочу опубликоваться в журнале о маркетинге, поэтому отправлю статью о контент-маркетинге из Texterra.
  • В третьих, если у вас нет примеров текстов, напишите пару статей на vc и только потом отправляйтесь в издания.
  • В четвёртых, никогда не спрашивайте: «Что для вашего медиа актуально по моей теме?». Сразу предлагайте актуальные тезисы и заголовки статей. Вы никто, на вас всем насрать, проявите инициативу.

Чтобы инициатива была актуальной тематике медиа, изучите статьи конкурентов. Я так делаю всегда. Смотрю, были ли публикации по моей теме, и если да, то что ещё могу рассказать. Ещё во многих изданиях есть поиск по сайту, просто введите нужные ключевые слова и увидите весь список материалов.

Возвращаемся к шаблону письма. Через какое-то время, опытным путем я поняла, что безликие шаблоны — фигня, и надо составить структуру получше.

Переработанный шаблон, благодаря которому я пишу статьи на Постиуме
Переработанный шаблон, благодаря которому я пишу статьи на Постиуме

Я учла ошибки и изменила структуру, теперь она выглядит так:

  • Короткая самопрезентация. Здесь я рассказываю о себе, своем опыте и изданиях, с которыми работала.
  • Предпочтительные темы. Например, я больше всего разбираюсь в телеграм, упаковке, продвижении и контенте для соцсетей.
  • Примеры статей. Достаточно 2-3 материалов, я скидываю из SMM Planer и Бизнес Секретов.
  • Темы и тезисы. Здесь я предлагаю несколько вариантов потенциальных статей.

С редакцией ведите себя привычно и прилично. Никогда не знаешь, кому и в каком проекте тебя посоветуют. Или не посоветуют:)

Ещё лайфхак — рассылайте письма сразу в пару десятков изданий. Из 10 мне ответили 3-4, в остальном тишина, особенно для неизвестного в СМИ чувака.

Процесс публикации в изданиях

Первым делом я хочу порекомендовать начать писать в СМИ через издания с низким порогом входа. Такие как Porusski (у меня там 6 статей). Некоммерческие издания, лайф-журналы или тематические — без разницы. Важно, чтобы не было особых требований к длине, теме и структуре статьи. И чтобы с редактором связывались можно легко.

Приведу пример. В Тинькофф Банке есть два медиа: Т-Ж и Бизнес Секреты. В первое очень сложно пройти со статьей, долгие правки и согласования. Во второе я отправила две статьи и опубликовали их без особых правок, как минимум не было некритичных замечаний. Кстати, через бот @bs_community_bot.

В изданиях процесс работы над статьей выглядит так:

  • Вы отправляете темы и тезисы
  • Редактор выбирает лучшее или отказывает
  • Если выбирает, то начинаете писать статью, если отказывает— присылаете новый список тезисов и тем, но с учётом ошибок в предыдущих (их надо понять самостоятельно)
  • Статью пишете на 100% уникально, вручную без нейросетей, проверить уникальность можно в сервисе Text.ru (она должна быть 100%) и по Главреду (там смотрите количество знаков и чистоту текста не ниже 8)
  • Обычно длина текста в медиа не выходит за рамки 15-20 тысяч знаков, гигантские статьи люди не читают.
  • Статью пишете в гугл документах, открываете доступ к редактированию и после отправляете редактору ссылку на статью, а не сохранённый pdf-файл.
  • Прежде чем отправлять материал, проверьте текст на тавтологию, орфографические и смысловые ошибки.
  • В тексте обязательно должны быть примеры, ссылки на первоисточники или скрины/таблицы, кейсы и личный опыт.
  • В статьях для медиа не должно быть никакой рекламы, расхваливайте себя в другом месте.
  • После отправки редактору вас ждет 3-4 раунда правок, бывает больше (правки можно найти в комментариях к гугл документу со статьей)
  • В процессе, начале или конце правок статью могут отклонить, но это бывает нечасто (если материал не взяли, отправьте его на другой носитель, а не оставляйте "пылиться на полке")
  • Обязательно скиньте редактору свое фото, короткую инфу о себе с ключевой информацией и регалиями, а также имя, фамилию и ссылку на тг-блог/сайт, если есть.
  • Фото загружайте в Яндекс Диск, потом скопируйте ссылку и так присылайте, иначе редактору будет неудобно.
  • Все иллюстрации, скрины и фото загрузите на Яндекс Диск и отправьте ссылку редактора вместе со ссылкой на гугл документ со статьей.

Раньше я бы очень хотела знать внутрянку, но нигде об этом не писали, увы 🙈

Очень важно изучить редполитику медиа и оформить статью по ней, иначе правок будет ещё больше. Файл с редполитикой спрашивайте у редактора или посмотрите на сайте издания в разделе для авторов, если такой есть.

Пример редполитики
Пример редполитики

После публикации статьи, если издание предусматривает оплату, обязательно уточните, сколько вам заплатят. Перед началом сотрудничества уточняйте, платят ли вообще авторам.

Какие есть варианты оплаты:

— за 1000 знаков (на Постиуме)

— за статью

— стандартные цены на объем товара (например, до 10 тысяч знаков статья стоит 3000р, а от 10 до 20 тысяч знаков — уже 7000р)

Настоятельно рекомендую оформить самозанятость, если ещё этого не сделали. Редакции часто заключают договоры с авторами и платят только по СЗ или ИП. Некоторые отправляют деньги на карту, а некоторые требуют подписать NDA. В любом случае, чек приведет к пандемии :) и лучше указать на него ссылку, а не присылать фото чека редактору.

Что обязательно надо сделать после публикации

Я очень надеюсь, что у вас есть какая-то соцсеть :) выложите статью везде, где только можно, и сохраните ссылку на нее в портфолио. Желательно сразу после публикации отправлять новые темы согласованному редактору, чтобы не затягивать, быстрее собрать необходимое количество статей и перейти к федеральным СМИ.

Ставьте лайки и сохраняйте, если статья была полезной. Буду рада вашим вопросам в комментариях:)

У меня есть канал про бесплатное продвижение в телеге, где я делюсь пользой, лайфхаками и разными способами продвижения. А ещё пишу про контент и цепляющие тексты. Подписывайтесь))

77
22
11
13 комментариев

На Т-Ж можно опубликоваться в "Сообществах" - там статьи смотрит только модератор. Нельзя указать должность, регалии, малейшие намеки на рекламу вырезают. Но в тексте можно написать про свой опыт и примеры из практики) Если все подготовить, будет выглядеть как полноценная статья

4
Ответить

Да-да, вы правы. Я пыталась сделать там "экспертную" статью — отклонили. А у коллег личный опыт заходит очень неплохо

2
Ответить

Лия, спасибо, что поделились опытом. Я тоже за бесплатное продвижение) у меня есть статьи и в Т—Ж, и в Нетологии, и в других изданиях. Этот опыт сильно мне помог в карьерном развитии. Желаю вам успехов❤️

3
Ответить

Вы меня вдохновили ❤

1
Ответить

Спасибо, что поделились своим опытом. Я раньше писала только для специализированных медицинских журналов. Надо попробовать писать в обычную прессу.

2
Ответить

Конечно пробуйте ❤

1
Ответить

Лия, желаем успехов в продвижении🔥

1
Ответить