Маркетинг
Opencore. pro
2039

Быстрее, чем кролики: экспресс-брендинг для стартапа

Если вы читаете наши статьи, то знаете, что в процессе работы мы постоянно проводим кучу исследований. Это даёт безошибочные результаты, хотя и занимает очень много времени. Но что, если вы молодой стартап и вам нужно упаковать бизнес быстро: без долгого анализа и миллионных бюджетов?

В закладки

Сегодня мы расскажем, как решаются подобные задачи, на примере одного из наших самых скоростных проектов (месяц на всё про всё!):

  • первая неделя — кабинетные исследования, стратегия бренда и слоган;
  • вторая и третья недели — концепция фирменного стиля;
  • четвёртая неделя — разработка необходимых макетов.

Два самых популярных вопроса

Почему так долго?

Стандартный тайминг проекта по разработке бренда — от трёх до восьми месяцев. Что мы обычно успеваем за это время, можно почитать тут.

Почему так быстро?

Это продукт для малого бизнеса и стартапов: часто у них нет времени и ресурсов на разработку бренда в полном объёме. Мы оставляем только самые необходимые этапы, чтобы как можно скорее вывести клиента на рынок и проверить продукт боем.

Предыстория проекта

К нам в Opencore обратились собственники бизнеса в процессе запуска достаточно необычной чайной. Ребята решили по-новому посмотреть на русскую чайную традицию и переосмыслить её в современном формате. Место для открытия чайной было выбрано максимально точно — Тула.

В чём была проблема? До нас разные дизайнеры бились над разработкой фирменного стиля несколько месяцев, но ни один не попал в цель. Обычно заказчики в таких ситуациях говорят, что дизайнер «не чувствует их бренд» или просто бестолковый. Но мы-то знаем, что часто дело совсем не в этом, а в неправильной постановке задачи. Поэтому мы начали не с логотипа и фирменного стиля, а со стратегии бренда (пусть и в максимально кратком формате).

Объявление на vc.ru

Стратегия бренда

Мы провели индивидуальные интервью с ключевыми участниками команды заказчика, супербыстро просмотрели конкурентное окружение и лучшие практики рынка со всего мира и ворвались на совместную с клиентом стратегическую сессию. На ней отсмотрели весь собранный материал, описали целевые группы, ценностное предложение, собрали позиционирование и платформу.

Тут же вместе с клиентом мы на основе всего этого придумали слоган глобального позиционирования. Всё: с этого момента у нашего бренда был хоть и быстро возведённый, но крепкий фундамент.

С платформой мы сверяли все наши дальнейшие движения, в том числе разрабатываемые коммуникации бренда. Теперь мы оценивали решения не с позиции «нравится / не нравится», а с точки зрения соответствия или несоответствия стратегии.

Визуальные коммуникации

Дальше мы перешли к визуальным коммуникациям: разработке логотипа и концепции фирменного стиля. Заказчики думают, что это самое сложное, но если стратегический фундамент заложен верно, то сделать точную айдентику легче лёгкого. В момент мы собрали референсы, согласовали их с клиентом и строго по ним создали два варианта фирменного стиля. Без шума и пыли.

Мы презентовали обе концепции: и та и другая точно попадали в стратегию — само собой, какая-то должна была понравится больше. Концепцию приняли с первого раза. А разве могло быть иначе, если у нас изначально было понимание, что именно нужно нарисовать?

Если вы давно с нами, то знаете, что любой дизайн неслучаен (по крайней мере, должен быть неслучаен) и бьёт по конкретной аудитории и её особенностями. Бренд чайной «Чайка» должен одинаково хорошо работать на тех, кто имеет гедонистический и рациональный вектор. Про сегментацию потребителей можно почитать тут, это крайне интересно.

Фирменный знак сделан нарочито простым и индексальным: именно такие стилистические решения откликаются у наших целевых групп. То есть мы нарисовали максимально упрощённый символ чайки не потому, что нам так захотелось, а потому что такая стилистика нужна под конкретные целевые группы бренда.

Логотип — современное переосмысление классики: всё собрано по-новому, но образ вполне привычный. Дополнительный знак с инициалами владельцев — символ, подтверждающий авторство.

При разработке цветовой гаммы мы вдохновлялись полотнами Кустодиева: он много писал русские чайные застолья. Названия цветов тоже оттуда.

При разработке фирменной графики мы учитывали, что бизнес небольшой — у владельцев нет возможности постоянно делать новые дорогие макеты.

Нужна была готовая система, на основе которой можно воспроизводить кучу новых макетов почти без дополнительных расходов. Поэтому мы сделали фирменный шрифт-паттерн, с помощью которого можно в два счёта оформить любые носители или сделать суперкрутые тематические иллюстрации. Работать с таким — одно удовольствие.

Дальше мы быстро раскидали всё это на необходимый для запуска перечень макетов и передали заказчику вместе с простым гайдлайном, чтобы вся необходимая информация по бренду всегда была под рукой.

Бонусом мы разработали концепцию дизайна упаковки, которую клиент сразу запустил в производство. Вышло отлично, хотя мы бы с ней ещё немного поработали.

Над этим проектом мы трудились довольно давно — с тех пор концепция заведения немного изменилась: теперь там можно выпить не только чай, но и крутейшие коктейли. Но разработанный нами бренд живёт и здравствует по сей день. Будете в Туле — обязательно загляните!

Кстати, Иван Глушков, лучший гастрономический критик Москвы по версии Where to Eat, колумнист GQ, Esquire, Aeroflot Premium, Коммерсант, РБК, The Village, высоко оценил «Чайку» и даже назвал её «идеальной чайной».

Ну и главное, что мне особенно нравится — это посыл, с которым «Чайка» работает. Без всех вот этих «в нашем ресторане вы почувствуете, будто вы не в России». Нет, они говорят – мы из Тулы, у нас тульское место, без Тулы не было бы русской чайной культуры, и мы эту культуру будем поддерживать и развивать

Иван Глушков
Гастрономический критик

Если вы запускаете новый бизнес и хотите быстро и точно закрыть вопрос с брендингом – приходите в Opencore. Мы готовы к любым задачам.

{ "author_name": "Opencore. pro", "author_type": "self", "tags": ["\u0447\u0430\u0439"], "comments": 48, "likes": 5, "favorites": 92, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 162680, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 30 Sep 2020 11:58:47 +0300", "is_special": false }
Трибуна
Как мы сделали приложение myVPN.run
В этой статье я расскажу о том, как мы сделали некоммерческое приложение и вышли в «голубой океан» на рынке…
Объявление на vc.ru
0
48 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Буду в Туле, зайду👀Хороший проект👍🏻

Ответить
2

если я не обшибаюсь, там теперь больше выпивают чем пьют чай

Ответить
2

одно другому не мешает) 

Ответить
2

Сначала выпить, потом запить)

Ответить
1

Это смотря в какое время зайти)) 

Ответить
2

Спасибо, оно того стоит!)

Ответить
2

Отличная работа! Очень приятный брэндинг

Ответить
2

Большое спасибо!

Ответить
1

Если говорить про Дизайн, скажу как есть - так делали году в 2005. О том что «такая стилистика нужна под конкретные целевые группы бренда», конкретно рассмешили, надеюсь это шутка и вы сами понимаете, что это буллшит. Ориентируясь на результат - исследования и стратегия тут были на фиг не нужны. Развели клиента)

Ответить
–1

Олег, рад вас слышать (читать). Вы не изменяете себе, и спасибо вам за ваше мнение.

Ответить
0

Михаил, взаимно. Не изменяю в чём? В моем мнении нет предвзятости, всё ж по факту.

Ответить
1

В бодрости и прямолинейности комментариев) Но мнение есть мнение и еще раз спасибо за него. Вопросы вкуса я обсуждать не вижу смысла, но одну вещь хочу уточнить. Вы когда пишите, что у вас вызывает смех соответствие используемой стилистики и целевой аудитории, вы что имеете ввиду? Вы отрицаете сам факт того, что под разные типы личности нужно делать разную коммуникацию или это опять же вопрос вкуса для вас?

Ответить
2

Говорить о том, что эта стилистика нужна именно этой целевой группе, а вот эта именно этой - профанация. Мир на черно-белое не делится. Или вы провели серьезное (научное) исследование на репрезентативной выборке? Поделитесь результатами? Таким образом, я сам могу подогнать обосновать и продать с лапшой любое графическое решение клиенту)
В подтверждение моих слов:  на основе данных вашего проекта десяток других брендинговых агентств сделают десяток разных графических решений для одной целевой группы, и каждое агенство будет утверждать, что их коммуникация самая точная. Вот вам, Михаил, и вопрос вкуса)

Ответить
0

Мне кажется, что вы не знакомы с тем инструментарием, который мы используем в работе. Поэтому, мне ваши выводы кажутся умозрительными и несколько поверхностными. 

Вряд ли вы захотите так глубоко копать, но вдруг. Тут мы описываем наш подход к работе:

https://vc.ru/marketing/137130-skazhi-mne-chto-ty-lyubish-i-ya-skazhu-kto-ty-psihotipy-potrebiteley

https://vc.ru/marketing/132906-v-krizis-prodavat-mozhno-obyasnyaem-na-primere-razrabotki-brenda-kottedzhnogo-poselka

Ответить
0

Да, удивили вашим «ноу хау»)) Так уж случилось, что с психографикой я знаком со времен рекламной карьеры 15 лет назад. И мне ваш подход (который стар как этот мир) в данном кейсе кажется поверхностным, что подтверждает финальный результат. Удачи!

Ответить
2

Я не поленился и посмотрел профиль на возраст. Чему такому научился в своей жизни Олег в 17 на первом курсе в психографике, чем можно козырять в комментах?
Можно почитать что-нибудь из ваших статей, чтобы понимать градус нашей ответственности?

Ответить
0

Градус ответственности меряется статьями? Вот такими как эта полагаю)? Давайте не будем морочить голову читателям терминологией. В любом деле важен РЕЗУЛЬТАТ. И результат этого кейса - дизайн-макеты фрилансера из Донбаса за 30-40 тыс.руб. поданные клиенту под соусом стратегии бренда) Это не уровень хорошего агенства.

Ответить
0

Неубедительно, Олег, неубедительно.
 Так что вы изучали в бауманке по психографике на первом курсе 15 лет назад?

Прошу ответить на этот вопрос, чтобы мы не сомневались в вашей экспертизе. 

Ответить
–1

«Мы» это кто? Сейчас речь не обо мне. На заданные вопросы я тоже не получил внятного ответа, кроме жалобного упоминания психографики. Посему неубедительно выглядит результат вашего кейса, с совой натянутой на глобус). Успехов.

Ответить
0

Нет, именно о вас, Олег. Вы раскидываетесь своим опытом, полученным 15 лет назад в психографике, в то время когда вам тогда было 17 лет и вы были на первом-втором курсе Бауманки.
Я люблю верють людям, но здесь явно не тот случай.
Вы балабол, Олег, просто сетевой балабол.

Ответить
–1

Не передергивайте и не пытайтесь тут продать свою экспертизу, который, как выясняется нет. Любой базовый маркетолог понимает, что изложенное в статье и ваших комментариях обычное словоблудие. Всего доброго. 

Ответить
0

Ну так что там с психографикой, Олег???
У кого вы учились ей 15 лет назад? 😂😂😂😂

Ответить
0

Про психографические модели я впервые услышал в 2007, когда хорошие люди из Carat Rus Media посоветовали мне почитать Гантера и Фернхама). Погуглите, чтобы не ссылаться на «подход», который в вашем исполнении приводит к таким неумелым результатам. По существу заданных мной вопросов ответить видимо нечего? Не удивлен. Ещё раз повторюсь, всех интересуют результаты, а не методы, посредственно примененные. Не стыдно было клиента разводить, неизвестный иксперт? 😂😂😂

Ответить
1

Я не работал над этим проектом, Олег. Ваши прыжки очень забавные, удачи в комментных войнах.

Ответить
0

Когда вы пишете, что "вам кажется" как, например, дизайнер, то это ок. Но когда вы пишете что "вам кажется" как специалист по психографике, то это уже вызывает недоумение.

Ответить
2

Если захотите продолжить, то давайте пообщаемся как специалист по психографике со специалистом по психографике)))

Ответить
0

Недоумение может вызывать только ваше отрицание или не понимание того, что я уже написал выше. Учитесь пока на клиентах, лет через пять поговорим)

Ответить
–1

Другого ответа я и не ожидал.

Ответить
2

А что по стоимости?

Ответить
1

Значительно дешевле чем стоит разработка бренда со всеми необходимыми исследованиями. Если у вас есть потенциальный проект, давайте обсудим вне комментариев.

Ответить
2

А слоган "новая чайная культура" тоже вы придумали?

Ответить
–1

Да, это как раз слоган глобального позиционирования.

Ответить
0

Он четко вышел из разработанной стратегии бренда, по факту, даже придумывать ничего долго не пришлось.

Ответить
3

Вам не кажется, что претенциозность в слогане это пошло и смешно?

Ответить
1

Когда мы разрабатываем слоган глобального позиционирования, то мы исходим из сути бренда и самого позиционирования бренда. В данном случае это звучит так: "новое прочтение российской чайной культуры". Ровно из него и получается слоган.  Ни смешным, ни пошлым это мне не кажется.

Ответить
4

Глобальное позиционирование для чайной в Туле – это смешно. Это всего лишь чайная – о какой новой чайной культуре можно вести речь? Дуть щеки хорошо, но только чтобы чай остудить

Ответить
1

Михаил, я ничего не смогу поделать с тем, что вам от чего-то смешно. Дело ваше. Но я уверен в одном, любой самый сильный бренд когда начинался со своей "маленькой чайной в Туле" и моя задача помочь с самого начала донести ключевую суть бренда до своих потребителей. 

Ответить
5

Любой сильный бренд стал сильным не потому что у него был идиотский слоган, а потому что люди работали много упорно и с головой над действительно важными задачами, а не "глобальным брендингом". "Новая чайная культура" – это пафосная фигня единственный смысл которой удовлетворить эго вашего заказчика. Какое-нибудь "наливаем чай" гораздо точней передаст смысл заведения чем эта претенциозная чушь. Какую новую культуру создала ваша чайная? В Волгограде, Москве и Лондоне о ней уже слыхали? Это как швейной мастерской в Угличе впарить слоган "Создаем моду", ну а че, вдруг вырастут в ДольчеГабану

Ответить
1

"Удовлетворять клиентов" это не к нам) Предлагаю вам проверить ваши слоганы на реальном бизнесе, после этого можно будет делать какие-либо выводы. Но в любом случае спасибо за ваше мнение.

Ответить
1

О, так я как раз из реального бизнеса. У меня за последние десять лет издохла масса конкурентов, которые тратили деньги на таких как вы. Поэтому и вам спасибо

Ответить
2

Всегда пожалуйста)

Ответить
2

Ребят, при всем уважении... А как связана эта чайная со стартапами? И зачем стартапам брендинг, если они за этот месяц разработки могут три раза пивот сделать?

Ответить
–2

Привет! Мы имеем ввиду небольшой новый бизнес на старте, в т.ч. стартапы. Что касается возможных изменений в продукте (которые неизбежно могу возникнуть), то здесь я бы рекомендовал исходить из того, насколько близко лонч))) Если запуск, например, через месяц, то уже неплохо бы оставить все большие повороты позади, хотя бы пока гипотеза не будет протестирована рынком.

Ответить
1

Ньюбиз – да. А вот со стартапами не уверен, они и после запуска разворачиваются не редко. После стадии А уже стабильнее, но в посеве резвятся, как хотят))

Ответить
1

Конечно, бывает и в процессе разворачиваются, поэтому этот продукт не за лям, как обычно выходит, а в разы дешевле))

Ответить
0

История про 8 месяцев и экспресс-дизайн не лайк. До Кустодиева можно было и пораньше допереть

Ответить
2

Ну так проект был сделан за месяц, а не за восемь.

Ответить
2

Тогда слабовато, не докрутили ещё на 7 месяцев клиента. Выгоняйте аккаунт-диретора

Ответить

Комментарии

null