Эксперты и предприниматели, которые продвигают свои услуги и инфо-продукты через блог, часто сталкиваются с замкнутым кругом выбора позиционирования:Чтобы авторский блог привлекал внимание и вызывал доверие (что и ведет к продажам), нужно четко понимать, кто вы, о чем ваш контент и "зачем все это" :)А позиционирование - важный элемент поддержания личного бренда: оно позволяет аудитории понять, чем вы отличаетесь и чем можете быть полезны. Но если вы специалист с обширным опытом, выбрать направление может быть непросто.Важное замечание: позиционирование в блоге - это не только и не столько то, что написано у вас в закрепленных постах (любой соцсети), но и те смыслы, тот подход, которые прослеживаются во всем вашем контенте.Я тоже проходила этот этап в Телеграм-канале и решила описать, в чем тут проблема, и что делать.Проблема опытных: "на кого работаешь"?Затык появляется у специалистов, которые имеют широкий спектр услуг и сегментов целевой аудитории. Например, у вас это могут быть и предприниматели, и эксперты, и коллеги, и новички, каждый из которых обращается за разными услугами.На кого ориентироваться? Какую услугу или направление выбрать в качестве основного?Чем больше разноплановых клиентов и задач — тем сложнее выбрать одно направление. В итоге эксперт просто не знает, о чем говорить в блоге, с чего начать, к чему подводить подписчиков.Такая неуверенность, как правило, приводит к тому, что блог постепенно замирает. Подумайте сами: если вам непонятно, для кого вы пишете и о чем, то, скорее всего, со временем вы перестанете писать вообще.А если блога еще нет — вполне вероятно, что стартануть вы не можете как раз по той же причине.Как выбрать направление?Самый простой подход — начать с малого и постепенно искать и развивать идеи, которые будут резонировать с аудиторией.Делитесь тем, что вам интересно и актуально прямо сейчас, рассказывайте о своих текущих проектах и рабочих процессах, делайте акцент на результатах, которых вы уже достигли.Это не только помогает аудитории (которая уже есть) лучше понять вас, как специалиста, как личность, но и дает вам возможность постепенно нащупать свое позиционирование.Пример: Один из моих клиентов — маркетолог, которая специализируется на контент-маркетинге в соцсетях, долго не могла определиться, в чем ее особенность и позиционирование.Я предложила ей 5 тестовых рубрик постов, и через 1 месяц регулярного ведения блога она поняла, что больше всего вовлечения и продаж — с контента, где она описывает истории своих клиентов их же глазами. На чем она и поставила упор в своих продажах и позже внедрила услугу обучения экспертов копирайтингу.Появляйтесь в блоге даже без рекламыЕсли вы еще не до конца уверены в своем позиционировании, это нормально. Вы не обязаны кидаться закупать рекламу или запускать сложные воронки.Но очень важно хотя бы появляться в блоге, делиться своими мыслями и находками.Каждый такой шаг помогает вам "нащупать" свою аудиторию, понять, что вызывает интерес, а что проходит мимо. И что нравится именно вам.Пример: Представьте, что вы - психолог, и пока не уверены, на какой вид контента стоит делать акцент — писать ли больше про тему отношений или денег. Вы можете начать с небольших постов, в которых делитесь своими мыслями, даете полезные советы или рассказываете о результатах клиентов.Это поможет вам и определить востребованное направление, и держать канал активным.Много информации — это не проблема, а ресурсНа консультациях я часто говорю: когда у вас большой объем знаний и опыта, это однозначно плюс, чем минус. Говорю, потому что такие эксперты приходят с большим хаосом в голове от вариантов контента и позиционирования :)Из множества ваших идей и навыков можно выбрать главное. Это гораздо проще, чем начинать с нуля, когда вообще не понимаешь, где твоя аудитория, и в чем ее потребности.Так что если вы чувствуете, что у вас есть много разрозненной информации, с которой сложно определиться — это отличная база для будущего позиционирования.Пример упражнения для выбора позиционированияЧтобы его вычленить, есть разные техники. Приведу в пример укороченную версию одной из тех, которые даю клиентам, и ее можно сделать практически самостоятельно.Ниже - несколько вопросов, и на все, кроме 1, желательно отвечать максимально развернуто и не скупиться с количеством пунктов в каждом:Попросите 5-10 клиентов и коллег ответить на несколько вопросов о вашей работе: Какие ваши качества они ценят больше всего? В чем именно они видят вашу экспертность? Какую основную пользу они получают от работы с вами?Вспомните конкретные запросы, с которыми к вам приходят клиенты последние полгода-год. Что они говорят, в чем их трудности?Какие результаты вы им даете? Словами клиентовЧто вам больше всего нравится в вашей работе? (Можно разбить по направлениям запросов или услуг для удобства)Какие у вас рабочие принципы?Какие ваши личные качества и ценности помогают доводить клиентов до результата?Затем посмотрите на ответы. Проанализируйте. Попробуйте сгруппировать их по схожим моментам (удобно делать на стикерах или в онлайн-доске).Подумайте, что и почему у вас получается лучше всего (в т.ч. по мнению клиентов), какие задачи и клиенты нравятся.Обо всем, что вы вспомнили, вы можете смело писать в блоге. Или убрать то, что вызывает меньше всего отклика.Но в любом случае у вас получится 2-4 основных направления, если хорошо постараетесь сгруппировать выводы.Это навсегда?Позиционирование — не разовое действие, а скорее процесс, который периодически требует времени и тестирования.И правильно, если вы пересматриваете позиционирование, отслеживая запросы ваших новых клиентов и то, что они выделяют из работы с вами.Пробуйте разные форматы и темы, анализируйте отклик, обращайте внимание на обратную связь. Даже если вам кажется, что ваше направление пока что не прозрачно, регулярное появление в блоге помогает лучше понять себя и свою аудиторию.И помните: лучше двигаться постепенно и шаг за шагом нащупывать нужное позиционирование, чем оставлять блог пустым, ожидая нечто "идеальное" :)Вероника ИгнатьеваМаркетолог-стратег, менторСпасибо, что дочитали! :)Буду рада увидеть вас в моем Телеграм-канале - это островок спокойствия для тех, кто устал от погони за продажами, хаоса и методов “тыка” в маркетинге.Я делюсь опытом честно, с примерами и иронией - без напускного пафоса и сложных терминов, чтобы вы смогли не просто понять, но и сразу попробовать на практике:ТОП-5 практик, как добавить вашу личность в экспертный контентКак работать с "болями", не раскатывая души подписчиков в месивоБаза про эмоции, без которой больших продаж и роста не будетКак стабильно вести блог и не сдохнуть от выгоранияКак продавать услуги на ценностях, а не за цену в часЗаглядывайте, если вам надоел маркетинг ради маркетинга и хочется продвигаться честно и по-человечески)