Внедрять сквозную аналитику своими силами — это жесть. Знаем по опыту и объясняем, почему всё не так радужно

Внедрять сквозную аналитику своими силами — это жесть. Знаем по опыту и объясняем, почему всё не так радужно

Всем компаниям нужна сквозная аналитика, и часто ее хотят сделать инхаус. Когда доходит до дела, оказывается, что всё это муторно и вообще нереально. В итоге деньги уходят, а отчеты всё равно не бьются с реальностью, и никто не может понять почему. Всё из-за этих нюансов, к которым готов не каждый бизнес ↓

Привет! На связи IT-agency и наша команда по настройке маркетинговой отчётности JoinMetrics. Мы работаем на аутсорсе и знаем: не все клиенты готовы работать со сторонней командой.

Многим компаниям хочется построить систему аналитики самостоятельно, потому что владеть своим инструментом круто. В итоге они сталкиваются с техническими и другими сложностями и возвращаются за настройкой аналитики к специалистам — у нас такое случалось.

Рассказываем, почему так происходит и о каких подводных камнях интеграции нужно помнить.

Почему компании выбирают инхаус-команду, а не аутсорс

Чаще всего от руководителей можно услышать четыре причины, почему они решают делать сквозную аналитику самостоятельно:

  • Можно полностью контролировать команду. Кажется, штатные сотрудники несут больше ответственности перед собственником бизнеса и поэтому должны работать лучше. А еще руководитель думает, что всегда может прийти к специалисту, надавить и получить нужный результат.

  • Ограничения со стороны службы безопасности. В сферах, где компании собирают чувствительные данные, у службы безопасности может быть много требований к хранению подобной информации. Например, нельзя разворачивать инфраструктуру на внешних серверах или использовать ряд иностранных сервисов.

  • Высокая стоимость внедрения сквозной аналитики аутсорсерами. Руководителю кажется, что расходы на штатных сотрудников меньше, чем оплата услуг аутсорсеров, ведь на них наверняка есть наценка.

  • Разработанное решение принадлежит компании. Все созданные сотрудниками продукты, сервисы и архитектура принадлежат фирме, даже если специалисты уволятся. Аутсорс-команда свернет свои решения, если с ней расторгнут договор.

В этих причинах есть смысл, но если опираться только на них, можно не увидеть потенциальные проблемы, а их немало ↴

1. Инхаус-команда — это дорого

Дешево внедрить сквозную аналитику точно не получится. Исключением могут быть небольшие компании с двумя-четырьмя источниками заявок. В них аналитикой вполне может заниматься один специалист. Но если каналов больше, нужна команда как минимум из трех человек:

Аналитика, который уже участвовал минимум в трех подобных проектах. Иначе у специалиста просто не хватит опыта, чтобы сделать правильные выводы из данных и визуализировать информацию из разных каналов.
Программиста, который тоже работал с аналитикой и сможет подключить передачу Client ID в разные сервисы, чтобы связывать источники трафика со сделками.
Маркетолога, который определит, какие показатели нужно собирать, поставит техзадание и проконтролирует выполнение задач.

Даже если брать зарплату каждого специалиста в 100 000 рублей, в месяц на команду будет уходить 300 000 рублей.

Сумма приблизительная — тот же маркетолог или аналитик со всеми нужными компетенциями может запросить зарплату в 180 000–200 000 рублей. А еще это сумма без НДФЛ.

Искать подходящих специалистов будет HR-менеджер, работу которого тоже оплатит компания. Приплюсовывайте сюда и затраты на онбординг, ведь новый сотрудник не сможет приступить к аналитике с первого дня.

2. Нет лидера, который доведет проект до конца

Частая проблема в инхаус-командах — отсутствие человека, который драйвит задачу. Обычно эта обязанность падает на собственника бизнеса, гендира или директора по маркетингу. Но они не всегда заинтересованы в выполнении проекта, так как не разбираются в аналитике или загружены другими задачами.

Для успешного внедрения нужен увлеченный человек с углубленным пониманием аналитики, опытом в маркетинге, прокачанной самодисциплиной и целеустремленностью.

Тот, кто драйвит задачу, должен быть по-хорошему «душнилой»: вести документацию по проекту, описывать каждую метрику и каждый отчет.

Если никто не будет драйвить задачу, настройка сквозной аналитики затянется на долгие месяцы, за это время команда может выгореть и разбежаться. Компания потратит деньги, но так и не получит рабочего инструмента.

3. Настроить сквозную отчетность за месяц не получится

Будьте готовы: на работу точно уйдет больше трех месяцев. До внедрения как минимум придется собирать все данные из подключенных сервисов, чтобы проанализировать их и создать логику будущей системы. Чем больше каналов привлечения клиентов и используемых инструментов аналитики, тем дольше будет проходить исследование и все следующие этапы разработки.

Как минимум три месяца собственник будет платить новой команде и не видеть результата. Из-за этого опять же возникает риск отказаться от внедрения сквозной аналитики, и в этом случае компания вообще потратит деньги впустую.

Другая проблема: даже если сквозную аналитику внедрили, далеко не всегда она будет идеально работать со старта. Когда нужно связать между собой десяток сервисов, первое время ошибки и неопределенные источники в отчетах неизбежны. И чем сложнее инфраструктура и бизнес-процессы, тем больше времени будут занимать доработки.

4. Бизнес-процессы не задокументированы, поэтому в отчетах не разобраться

Это частая проблема, когда в фирме есть отчетность, но каждый отдел собирает ее так, как хочет. В результате одни сотрудники фиксируют информацию об эффективности блогеров, другие — результаты по медийной рекламе, третьи — по SMM и так далее.

Правильно собрать всю эту красоту вместе почти нереально: все подразделения смотрят на собственные метрики. В итоге получается монстр Франкенштейна — отчет, по которому невозможно сделать хоть какие-то выводы.

Так выходит, потому что бизнес-процессы компании нигде не описаны и нет документации по движению данных. Без этого невозможно определить, какие метрики помогут оценивать рекламные каналы и принимать управленческие решения.

Другой пример. В бизнесе с длинным циклом сделки сотрудники одной компании могут оставлять несколько обращений:

— один оставляет заявку после перехода на сайт по контекстной рекламе;
— другой через неделю звонит и разговаривает с менеджером о новых условиях;
— третий через неделю связывается с менеджером в мессенджере и переходит к оформлению сделки.

В итоге обращений три: все от разных людей, в разное время и с разных каналов. И все они привели к одной сделке. При такой воронке возникают вопросы. Например, какой источник более значимый, считать ли в отчете все обращения за одно или нужно разделить их на три? Ответ могла бы дать продуманная документация бизнес-процессов.

Необходимость регламентов хорошо понимают аутсорс-интеграторы, но не всегда осознают инхаус-команды. Так получается, потому что сотрудники сами погружены в бизнес-процессы или у них не хватает опыта для создания подобных документов.

5. Сложно получить доступ к иностранным сервисам

Сейчас для российских компаний существует ряд ограничений из-за санкций. Например, без иностранного юридического лица нельзя приобрести лицензию на многие удобные программы визуализации данных: Power BI, QlikView, Oracle Business Intelligence. Российские аналоги пока не обладают полным набором функций, громоздкие и часто стоят неоправданно дорого.

Если речь об инхаус-команде, собственнику бизнеса невыгодно создавать иностранное юридическое лицо только для того, чтобы работать с зарубежными сервисами визуализации данных.

Аутсорс-команды находят способы пользоваться наиболее удобными инструментами. Возможность работать с ними — одно из важных преимуществ для компании.

6. Сотрудники не видят полной картины, поэтому рекламные бюджеты расходуют впустую

Это самая большая проблема, к которой может привести отсутствие продуманной документации, доступа к нужным метрикам и достаточного опыта команды. В отчеты могут попадать неточные данные, а это повышает вероятность ошибок в управлении. В некоторых случаях сотрудники могут даже не знать, вся ли информация отображается правильно и на какие показатели нужно смотреть.

Например, компания привлекала клиентов через контекстную рекламу в Рекламной сети Яндекса (РСЯ) и в Поиске. Маркетолог посмотрел заявки по последнему клику, решил, что РСЯ обходится слишком дорого, и отключил показы. Но вскоре результаты по всем каналам резко упали.

Оказалось, большинство клиентов сначала взаимодействовали с баннерами в РСЯ, а потом возвращались через контекстную рекламу. Чтобы понять это, нужно было анализировать данные по первому клику.

Маркетолог не увидел всей картины и связи между каналами, из-за этого принял неверное решение. И это не выдуманный пример, а ситуация из нашей практики.

Нужно понимать, что аутсорс-команда не будет принимать управленческие решения за собственника или топ-менеджмент организации. Но она несет ответственность за правильность данных по договору и может указать, на какие данные точно стоит обращать внимание и какие добавлять итоговый отчет.

5 стадий принятия неизбежного: как компании приходит понимание, что пора обратиться к профессионалам

По нашему опыту, в итоге многие компании всё равно обращаются к профессионалам, но перед этим проходят несколько этапов внутренней борьбы:

  1. «Всегда работали без этих данных, у нас большой опыт, как-нибудь разберемся». Начальный этап развития бизнеса. Решения принимают по наитию, эффективность маркетинга неизвестна, зато затрат на аналитику нет.

  2. «Хорошо! Давайте смотреть результаты в рекламных кабинетах и Яндекс Метрике, подключим CRM». Компания подключает несколько основных аналитических сервисов, и поначалу их хватает для оценки бизнес-показателей. Проблема появляется, когда рекламных каналов становится больше: собирать точные данные становится сложнее, в данных чаще появляются ошибки, а на принятие решений уходит больше времени.

  3. «Зачем нам сразу покупать сквозную аналитику, можно же часть информации собирать руками?» Появившиеся на предыдущем этапе проблемы не уходят, а сотрудникам приходится тратить время на составление отчетов.

  4. «Ладно, пора делать настоящую сквозную аналитику, покупаем коробочное решение». Если бизнес растет, спустя время выясняется, что инструментов коробочного решения не хватает, а в отчетах много обращений с неопределенным источником.

  5. «Хотим свою аналитическую звезду смерти!» Компания принимает решение собрать все источники обращений в единый интерфейс, чтобы анализировать хотя бы 90% входящих заявок.

И после последнего этапа может быть два сценария: опытная инхаус-команда создаст уникальный инструмент с учетом всех требований бизнеса либо получится хромающая система, которую сложно обслуживать, в которой трудно разобраться, а небольшой баг-истребитель может ее полностью разрушить.

Поэтому, если нет уверенности в компетентности команды, стоит подумать над привлечением специалистов на аутсорсе. К тому же стоимость может быть ниже, чем у инхаус-команды.

Возьмем условную зарплату команды из трех человек по 50 000 на каждого и прибавим к ним хотя бы НДФЛ. Один месяц их работы уже обойдется компании в 172 500 рублей.

При этом внедрение займет больше трех месяцев, то есть даже при минимальных сроках разработки фирма заплатит инхаус-интеграторам 517 500 рублей и не будет уверена, что инструмент работает на 100% точно.

При этом внедрение базовой сквозной отчетности у нас в it-agency обойдется клиенту в 100 000 рублей в месяц. И в него войдет:

— аналитика по рекламным каналам;

— подключение веб-аналитики и CRM к общему отчету;

— дашборды метрик с динамически обновляющимися данными;

— данные по эффективности отдельных этапов воронки продаж;

— валовые и когортные показатели в отчетах.

Дополнительные настройки обойдутся в сумму от 5000 до 20 000 рублей в месяц — смотря насколько сложно реализовать. Например, детализированный отчет по SEO-каналам можно подключить за 5000 рублей, а многоканальную линейную атрибуцию обращений — за 20 000 рублей.

На нашем сайте можно связаться с менеджером, чтобы рассчитать стоимость внедрения. Вы получите файл, где мы укажем стоимость подключения каждого инструмента и оплату за сопровождение после интеграции.

А на какой стадии принятия сквозной аналитики находитесь вы? И если пробовали внедрять ее самостоятельно, то с какими проблемами столкнулись — расскажите в комментариях.

33
74 комментария

Как компания может определить, что им действительно нужна сквозная аналитика, и какие факторы способствуют этому решению?

Отличный вопрос!
Сквозная аналитика нужна, когда:

- Непонятно, откуда приходят клиенты, и сложно отследить, какие каналы реально работают.
- Данные по продажам и расходам разбросаны по разным системам — приходится тратить время, чтобы свести всё воедино.
- Нет возможности точно понять, куда лучше вложить бюджет, чтобы получить максимум.
- Трудно понять весь путь клиента — где и как они взаимодействуют с брендом.

Если с этим сталкиваетесь, сквозная аналитика поможет навести порядок и увидеть полную картину

Спасибо за статью! Я бы добавил, что собрать и построить аналитику это только полдела. А вот что с этими самыми данными потом делать, как их интерпретировать – это самый важный вопрос.

Отличное замечание!
Грамотно настроенная сквозная аналитика как раз упрощает процесс — данные сразу собираются в удобной форме, что делает их чтение и анализ намного легче.

Статья очень в тему) Как раз сейчас пытаюсь нормально поженить Ройстат с Битриксом и получается как-то не очень. Попробую ваш сервис если демка устроит.

Будем рады помочь разобраться, обращайтесь!

А в чем отличие от уже привычных Roistat или Calltouch?