Как вы теряете лиды с ПК-ориентированным сайтом

Как вы теряете лиды с ПК-ориентированным сайтом

Всем привет! На связи Дима Смирнов из vysota, и я хочу поделиться опытом в вопросе разработки сайта с преимущественно мобильным трафиком на примере проекта HIT-FITNESS, а также порассуждать, почему в 2024 году нельзя продолжать разрабатывать сайты от ПК-версии.

Данная статья — это небольшой инсайт, в том числе для нас, так что спешим поделиться — будет интересно.

В чем проблема?

За последние 10 лет соотношение ПК и мобильных в веб сильно перевесило в сторону последних (cайт gs.statcounter.com показал за 10 лет зеркальное изменение сторон).

То есть, если в 2015 году доля ПК в сети составляла более 60%, то теперь это место занимают мобильные устройства.

Забавно, что график имеет динамику, представлял себе что-то более линейное
Забавно, что график имеет динамику, представлял себе что-то более линейное

Вся проблема в том, что индустрия продолжает проектировать ПК-ориентированные сайты, потому что это некий классический пайплайн разработки, и это — фатальная ошибка.

Что такое ПК-ориентированные сайты?

Как вы теряете лиды с ПК-ориентированным сайтом

Это сайты, разработанные по классическому алгоритму, когда сначала проектируется интерфейс ПК-версии, а от нее делаются версии для ноутбуков, планшетов и, главное, мобильных (называются эти версии ресайзы).

Как правило, цель таких ресайзов — адекватное отображение сайта на разных устройствах, но говорить о качественном опыте при использовании таких сайтов не приходится.

Может показаться, что тут нет никакой проблемы: адаптивы, построенные от ПК, — это рабочая схема, но на практике это редко соответствует действительности.

Большая часть сайтов на сегодняшний день продолжает разрабатываться по классическому пайплайну независимо от "мобильности" пользователей, и вот почему:

  • Большую часть времени UX/UI веб-дизайнер посвящает опыту взаимодействия именно ПК-версии, потому что она по умолчанию считается главной.
  • Заказчик будет оценивать проект по ПК-версии, так как она по умолчанию более наглядна для оценки интерфейса и работы исполнителя.
  • Ресайзы создаются только после утверждения ПК-версии. На практике подход к созданию ресайзов — это упаковать ПК-версию в более компактное исполнение без учета особенностей взаимодействия мобильных пользователей.
  • Команда большую часть времени работает именно с ПК, а значит, взаимодействует в большей степени с ПК-версией сайта, а мобильная версия будет "в слепой зоне".
  • При тестировании проекта большая часть времени уделяется ПК-версии.

И все перечисленное выше вполне неплохо работает для B2B-проектов, но почти вся B2C-сфера — это значительное преобладание мобильного трафика (от 70+ %).

Трафика много - продаж мало

Как вы теряете лиды с ПК-ориентированным сайтом

Анамнез проекта — небольшая сеть фитнес-клубов из Санкт-Петербурга. Всего у сети 3 клуба в торговых центрах, расположенных в Приморском районе города.

В 2015 году сайт имел примерно 55% мобильных устройств, в 2018 году — 65%, а в 2024 — 83%.

У проекта высокие показатели органического и платного трафика в рамках тематики, но в последние 4 года стоимость лида росла, поведенческие факторы, такие как время на сайте и % конверсий, падали.

При этом постоянно велась работа над улучшением рекламных кампаний и тестированием гипотез. Интерфейсы улучшались в рамках существующего сайта, появлялись лид-магниты, call to action формы, даже была сделана отдельная мобильная версия (тоже построенная от ПК-версии).

Тестирование мобильной версии показало ряд критических проблем в навигации, логике страниц и элементов. При том, что они казались юзабельными, на практике таковыми не являлись. Парадокс между "вижу" и "пользуюсь" в мобильных интерфейсах ощущается достаточно сильно.

Гипотеза — разработать сайт по принципу mobile first, в котором изначально создается мобильная версия, а уже от нее — ПК (если она вообще вам нужна).

Mobile Firts - решение для большинства B2C проектов

Как вы теряете лиды с ПК-ориентированным сайтом

Концепция разработки сайта от мобильной версии — не новая, но ранее использовалась скорее ситуативно, в сферах с явным перевесом мобильного трафика. Сейчас же этот принцип будет необходим для более 90% проектов в сфере B2C.

Я могу выделить в виде исключений только проекты, где клиент вынужден использовать ПК в силу особенностей продукта, который доступен ему только с ПК, например сфера обучения ПК-софту. Все остальное — в большинстве мобильное.

3 главных отличия мобильных от ПК

Сейчас мы остановимся на банальных вещах, но это важно рассмотреть:

  1. Экраны. У мобильных устройств небольшая площадь экрана относительно ПК — очевидная особенность. Минусы — ограниченная контентная область, плюсы — пользователь легче на ней фокусируется.
  2. Нестабильный интернет. У мобильных интернет может быть нестабильным, что ухудшает скорость загрузки страниц. Это означает, что идеальная сессия пользователя звучит как "меньше действий — больше профита".
  3. Особенности ввода. Клики меняются на тапы и свайпы. Любой инпут (поле ввода) вызывает виртуальную клавиатуру, закрывающую половину экрана, и т.д. Это важно учитывать при проектировании динамических элементов.
  4. Особенности браузеров и ОС. Браузеры и операционные системы мобильных устройств имеют разные интерфейсы, например, кнопка "назад" в браузере Safari на iOS присутствует, а в Google Chrome на Android может как присутствовать, так и отсутствовать полностью в зависимости от устройства (а не версии браузера).

Думаю, отличий наберется достаточно, но это основные, чтобы понять, с чем мы имеем дело.

Вопрос - кто лидер конверсий?

Бывает так, что трафик преобладает с мобильного, а конверсии в большой степени генерируют ПК-юзеры и наоборот.

Если вы столкнулись с такой ситуацией, то стоит выяснить: это особенности продукта/аудитории или пользователю банально неудобно делать заказ на сайте с мобильного из-за сложности.

User Story Mapping

Теперь стоит разобраться с целями пользователей, которые пришли на ваш сайт, и сгруппировать их согласно выводам. Это называется User Story Mapping или карта пользователей.

В целом данный подход является важным для проектирования любых пользовательских интерфейсов, но для мобильных имеет особое значение, так как мы имеем дело с ограниченным пространством и большим количеством элементов.

Например, для фитнес-клуба можно выделить 2 глобальные группы: действующие клиенты и потенциальные клиенты.

Каждая такая группа разбивается на подгруппы согласно конкретной мотивации.

Одним нужно посмотреть расписание, другим — найти действующую акцию, третьим — быстро получить адрес клуба, чтобы проложить маршрут в навигаторе, а последние забыли, до скольки клуб работает в субботу, и т.д.

Все это нужно учесть, сгруппировать от важного к менее важному и учитывать при проектировании.

Уровень вложенности решает

Для мобильно ориентированных интерфейсов важно сократить путь пользователя до цели на возможный максимум. Как мы помним, мобильные устройства могут терять связь, и любая дополнительная загрузка — это проблема.

Все важные страницы сайта должны иметь уровень вложенности не более 1. Все менее важные — не более 2. Конечно, для сложных проектов такие требования могут оказаться неподъемными, но принцип понятен: чем короче путь, тем лучше.

В отличие от ПК-сайтов, при пользовании мобильными устройствами пользователь в разы быстрее "теряется".

Проектирование

Настоятельно рекомендуем придерживаться правила: если трафик у проекта мобильный более чем на 70%, то первым делом проектируем "мобилку" и думаем, как этой "мобилкой" пользователь будет пользоваться, и не жалеем времени на тестирование.

Несколько важных правил для проектирования мобильных интерфейсов:

  • Шрифт. Должен быть крупный и легко читаемый. Рекомендуем использовать кегль от 16px (в крайнем случае 14px, если нет такой возможности).
  • Убираем все лишнее. Сокращаем/убираем излишний контент, оставляем только важное. Например, SEO-тексты, "хлебные крошки", растянутые изображения, излишние отступы между блоками и т.д.
  • Масштабируем важное. На примере интернет-магазина: если стоит выбор между — показать пользователю 1 карточку товара на экране, но с хорошо читаемой картинкой и цифрами/текстом, и 4 карточки, но с мелкими изображениями и высокой плотностью информации, то первый вариант выигрышнее. Важное — увеличиваем, неважное уменьшаем/убираем.
  • Маркетплейсы — референс только для маркетплейсов. Не стоит бездумно копировать интерфейсы с крупных маркетплейсов в надежде создать подобный опыт в своем интернет-магазине, так как это среда со своими правилами, и то, что хорошо работает там, может сломать опыт в интернет-магазине. Например, использование мелких шрифтов и каталог — 3 карточки в ряд.
  • Меню должно содержать важную информацию, которая максимально нужна здесь и сейчас.
  • Лучшие ссылки — это кнопки. Если ваш дизайн-код подразумевает ссылки вместо кнопок, то могут быть проблемы, в силу того, что данный элемент менее заметен.
  • Удобное расстояние между элементами — умеренный "воздух" для удобства тапания и листания, а лишний "воздух" растянет страницу.
  • Горизонтальный скроллинг — часто в гайдах по мобильным интерфейсам можно встретить мысль, что горизонтальный скроллинг — это нехорошо, но мы советуем использовать его для больших галерей и списков.

Результаты HIT-FITNESS

Как вы теряете лиды с ПК-ориентированным сайтом

В итоге после запуска обновленной версии сайта, разработанной по mobile first пайплайну, мы получили достаточно любопытный результат.

Для данного кейса мы не имеем возможности разглашать финансовые и аналитические показатели и будем использовать коэффициент для примерной демонстрации результата.

Прямые показатели:

На момент запуска, в сравнении двух аналогичных периодов за ноябрь-декабрь 2022 и 2023 годов, при незначительных изменениях бюджета был зафиксирован видимый рост конверсии продаж, составивший примерно +30-40%.

Несмотря на то, что аналитика данных периодов была сильно искажена политическими событиями и экономической ситуацией, сам бизнес дал положительный фидбэк по увеличению количества продаж и заявок.

Косвенные показатели:

Отказы - снижение с 17.5% до 8%

Глубина просмотра увеличение с 2.18 до 2.42 (при том что кол-во страниц и уровень вложенности снизился).

Время на сайте - увеличение с 1:20 до 1:35

Отдельно стоит отметить стремительный прирост органики (SEO) по причине улучшению поведенческих и коммерческих факторов.

Выводы

Хочется подвести итоги статьи и выделить основные мысли.

  1. Если в проекте преобладает мобильный трафик, то разрабатываем от мобильной версии. К слову, в некоторых проектах ПК-версия как самостоятельная в принципе не обязательна. Это не значит, что ее не нужно делать, а значит, что ее можно получить как раз ресайзами от мобильной версии, без серьезной проработки. Это может стать экономически выгодным решением.
  2. Состояние мобильной версии в B2C-проекте может сильно сказываться на конверсии и являться "узким горлышком" даже при сильном маркетинге.
  3. Если вы разработчик/маркетолог, то проведите плотное тестирование имеющихся проектов на мобильных устройствах.

Ставьте лайки, пишите комментарии и больше гуляйте на свежем воздухе :)

Начать дискуссию