Недавно исполнилось 10 лет, как я работаю с медиа. А первый контент‑анализ меня попросили сделать на второй день в редакции.Это настолько базовый инструмент, что говорить о нём неловко: кажется, что любой медийщик уже всё знает. Надо же маркетологу как‑то оценивать рекламные кампании, а редактору блога — придумывать новые рубрики.Но гугл по запросу «контент‑анализ» выдаёт общеобразовательную инфу. Быстро можно узнать, что анализ бывает качественный и количественный, а нормальную методичку найти трудно.Под катом расскажу, как меня учили делать контент‑анализ на журфаке. Это базовый, очищенный от свистоперделок подход.Типичная методичка по контент-анализу. Но социологи и журналисты знают, что есть способ понятнееДисклеймерЯ не пытаюсь навязать вам правильный способ контент‑анализа. У каждого профессионала — своё видение и свои инструменты. У меня они тоже есть, но из статьи я их выкинул.Перед вами свободная от ереси базовая методика контент‑анализа, которую легко докрутить по своему усмотрению.В общем, я бы сам порадовался, если бы 10 лет назад кто‑то показал мне эту статью. Собрать велосипед из готовых деталей проще, чем с нуля.Если вы работаете с медиа, подписывайтесь на мой телеграм‑канал. Просто из любопытства тоже можноКак пользоваться моделью для контент-анализаТипичная модель коммуникации — это блок‑схема, по которой можно разложить любое общение: от дружеского разговора до статьи на Хабре.Модели коммуникации нужны, чтобы показать учёным возможные направления для исследований. Вот массовая коммуникация, вот такие к ней есть вопросы — выбирайте, про что написать следующую монографию.Как использовать модель коммуникации для контент‑анализа:Посмотреть блок‑схему и выбрать части, которые вам полезно разобрать. Брать схему целиком никто не запрещает, но времени уйдёт больше.Взять из таблицы вопросы, которые соответствуют выбранным участкамПроанализировать статью или блог целиком, в процессе записывая идеи для улучшенийКонтент-анализ по модели Оле ХольстиВ 1969 году политолог Оле Хольсти показал миру свою модель коммуникации. От уже существовавших на тот момент она отличалась заточенностью под контент-анализ.Модель Оле Хольсти. Для удобства я свернул её в подкову, но на самом деле она линейная Хольсти вдохновлялся другой популярной линейной моделью, которую собрал политолог Гарольд Лассуэлл. По Лассуэллу любая коммуникация — это попытка убеждения. Что неудивительно, ведь специализировался он на военной пропаганде.«Коммуникация похожа на волшебную пулю, которую коммуникатор направляет в мозг реципиента, где она незамедлительно изменяет идеи, чувства и, главное, мотивацию, служащую основанием последующих действий». Гарольд Лассуэлл, политологМодель Оле Хольсти переняла эту связь с пропагандой, поэтому она хорошо описывает ситуации, где действительно есть пропагандистский момент. Рекламные кампании и корпоративные блоги по ней раскладываются отлично.Но если вы попытаетесь разложить по модели Оле Хольсти общение в чате друзей, получится странно.Сейчас в мейнстриме теории медиа принято считать, что люди способны противостоять пропагандистским сообщениям (даже очень мощным). А иногда у общения вообще нет цели убедить — оно происходит само собой, потому что это естественно.В таблице ниже вы найдёте вопросы, соответствующие разным участкам схемы.Пример подхода к контент-анализуДопустим, я редактор корпоративного блога на Хабре. Меня интересует, доходит ли до целевой аудитории смысл статей.На схеме выбираю блоки Декодирование и Получатель. Затем беру из таблицы вопросы, соответствующие этим блокам. Вот и всё, можно анализировать Базовые вопросы пригодятся, даже если вы опытный редактор. Можно сравнить с ними свою домашнюю методичку и убедиться, что вы ничего не пропустили.О других моделях коммуникации читайте в телеграм‑канале для медийщиков: модель Лассуэлла, модель Ньюкомба, модель Шеннона-Уивера.Для контент-анализа они подходят хуже, но знать их тоже полезно.