Как агентствам работать с блогерами-самозанятыми без рисков и штрафов: собрал опыт клиентов

Заметил, что среди наших клиентов стало больше агентств, которые размещают рекламу через блогеров-самозанятых. У такого сотрудничества есть свои особенности, поэтому решил поделиться, как сделать его безопасным.

Как агентствам работать с блогерами-самозанятыми без рисков и штрафов: собрал опыт клиентов

Кстати, на связи Михаил Провизион, основатель Консоль.Про — платформы для сотрудничества с самозанятыми.

Для себя выделил шесть общих принципов работы с инфлюенсерами. Еще разобрался, какие условия нужно непременно закрепить в договоре. Собрал правила, которые должен соблюдать блогер в статусе самозанятого. О них важно знать и заказчику. Ну и делюсь итоговыми чек-листами — их можно сохранить.

Как агентствам работать с самозанятыми блогерами: ключевые принципы

Перечислю шесть практических принципов, которые надо соблюдать агентствам, чтобы продуктивно работать с блогерами. Если их придерживаться, вы сможете сохранить комфортные рабочие отношения с ценными самозанятыми партнерами.

Принцип 1. Работать по договору, чтобы не получать штрафы. Без такого документа сотрудничать с самозанятым блогером, как раньше, не получится. Теперь есть обязательная маркировка рекламы и большие штрафы, если ее не размещать или нарушить правила такого размещения. Все это надо оговорить в договоре, чтобы избежать проблем с законом.

Принцип 2. Соблюдать договоренности. Каким бы ни был блогер творческим человеком, в общении с ним нужно придерживаться деловой позиции: соблюдать сроки, вовремя проводить оплаты. Иначе рискуете потерять его доверие.

Принцип 3. Не стесняться напоминать о себе. У каждого блогера множество контактов и переписок. Если такой самозанятый вам не отвечает, возможно, он не пытается вас игнорировать, а потерял сообщение в общем потоке. Также рекомендую общаться с блогером один на один, общие чаты быстрее теряются.

Принцип 4. Не перегружать правками. Если хотите создать естественный текст о продукте, не нужно пытаться максимально насытить его рекламными тезисами. Попробуйте доверять блогеру, не переписывать каждое его высказывание.

Принцип 5. Давать обратную связь. С другой стороны, если совсем не направлять блогера, он останется один на один с задачей. А если прижмут сроки, опубликует рекламу, как есть.

Принцип 6. Следить за репутацией продукта. Не пытайтесь обмануть блогера: если попросите его рассказать о сильной стороне продукта, которой на самом деле нет, вы только подставите самозанятого. Аудитория в любом случае даст обратную связь, и сотрудничество навряд ли удастся продолжить.

Итак, делюсь первым чек-листом для агентств, которые сотрудничают с самозанятыми блогерами. Смотрите его ниже.

Как агентствам работать с блогерами-самозанятыми без рисков и штрафов: собрал опыт клиентов

Расшифрую первый принцип подробнее. Если неправильно маркировать рекламу или не предоставить сведения о ней, ответственность наступит для всех участников процесса: и заказчика рекламы, и того, кто ее размещает (ч. 15-16 ст. 14.3 КоАП). Наглядно показал зависимость размера штрафа от того, кому его назначают, на графике ниже. Вы видите, что компаниям повезло меньше всего. Гражданам — больше, но, например, если не добавить маркировку, штраф может быть тоже немалым, — 100 тыс. руб.

Как агентствам работать с блогерами-самозанятыми без рисков и штрафов: собрал опыт клиентов

Очевидно, что если вы планируете размещать рекламу у блогера, надо заключить договор оказания услуг. Часть сведений из такого договора понадобится передавать в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). За отсутствие сведений в реестре вас могут привлечь к административной ответственности. Без договора никак не обойтись.

Какие условия добавить в договор с блогером

Прежде всего, надо установить, кто обязан маркировать рекламу и передавать данные ОРД — агентство или блогер. Полезно добавить требования к этим процессам:

  • маркировка должна соответствовать закону;
  • ответственное лицо должно передавать ОРД достоверные данные в полном объеме.

Вернусь к тому, что еще необходимо прописать в договоре. Рекомендую указать, что данные о рекламе не являются конфиденциальной информацией. Затем установить право на полное возмещение убытков, если ответственная сторона нарушит законодательство о рекламе.

Можно добавить право ответственной стороны выбирать оператора рекламных данных без согласования со второй стороной и определить, кто оплачивает услуги ОРД.

Отмечу, что рекламодатель может снять с себя ответственность за маркировку и направление отчетности о рекламе в интернете. Для этого достаточно указать в договоре, что за эти действия отвечает блогер (Постановление Правительства № 948).

Блогер же в любом случае несет ответственность за надлежащую маркировку рекламы на своем ресурсе. Но если стороны в договоре предусмотрели, что ответственность на рекламодателе, а оштрафовали блогера, последний сможет взыскать убытки с виновной стороны за ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Подведу итог снова с помощью чек-листа. В нем собрал, что надо учитывать, если решили купить рекламу у самозанятого блогера.

Как агентствам работать с блогерами-самозанятыми без рисков и штрафов: собрал опыт клиентов

Самозанятый блогер: по каким правилам выполняет заказы

Теперь расскажу, по каким правилам трудится самозанятый блогер. Каждое из них важно знать и заказчику. Итак, самозанятость — это специальный налоговый режим. Физлица без статуса самозанятого должны отчислять со своих доходов 13% НДФЛ, а самозанятые платят налог на профессиональный доход (НПД) — от 4% до 6%.

Обязан ли самозанятый блогер платить какие-либо налоги, кроме НПД?

НПД — единственный налог, который нужно платить самозанятому блогеру. Каждый раз, когда самозанятый получает деньги от заказчиков, он должен оформить чек и указать в нем статус заказчика: физлицо или организация/ИП. От этого зависит ставка налога от дохода за конкретную сделку. Так, за доход от сделки с физическим лицом нужно заплатить 4% налога, а за сотрудничество с юрлицом — 6%.

Первое правило: соблюдать лимит доходов. У самозанятых есть лимит доходов — 2,4 млн руб. в год. Если исполнитель его превысит, то потеряет право до конца года получать доход как самозанятый и платить с него НПД.

Если самозанятый блогер, который превысил лимит, продолжит сотрудничать с агентством как лицо без статуса, то заказчику придется платить за исполнителя 13% НДФЛ и страховые взносы. Поэтому обязательно проверяйте статус блогера.

Второе правило: условия определять на этапе заключения договора ГПХ. В документе нужно прописать порядок и сроки выполнения задания. Можно разбить задание на этапы и предусмотреть предоплату за оказание услуги.

Третье правило: не нанимать работников по трудовому договору. Самозанятым это запретили. Но зато они могут привлекать других самозанятых и физлиц как подрядчиков. Такую возможность надо прописать в договоре. При этом важно, чтобы другого самозанятого или физлицо привлекали не на бессрочный период, а чтобы выполнить определенное задание на конкретном проекте.

Четвертое правило: все доходы отражать в чеках. Формируют их вручную или через приложение «Мой налог». Чек надо оформить в тот же день, когда самозанятый получил деньги. Если по какой-то причине он забыл это сделать вовремя, то в приложении «Мой налог» можно выбрать нужную дату и сформировать чек не за текущий день, а за тот, когда пришли деньги.

Подытожу. Основные правила работы самозанятых блогеров:

  • сотрудничать с заказчиками по гражданско-правовым договорам;
  • соблюдать условия договора, выполнять обязанности по договору;
  • не превышать лимит дохода в 2,4 млн руб.;
  • не нанимать работников по трудовому договору;
  • формировать чеки в день поступления денег;
  • вовремя платить НПД.

Напомню, если вы не готовы тратить ресурсы на контроль за самозанятыми, в том числе блогерами, или испытываете недостаток времени, вам поможет платформа Консоль.Про. Мы автоматически проверяем статус самозанятых и сообщаем компаниям, если он утрачен. Также мы соберем чеки с исполнителей и поможем составить акт выполненных работ или оказанных услуг.

2727
88
22
16 комментариев

а есть такой же опыт и советы по работе с копирайтерами. понятно, что с ними меньше проблем, но все же...

4

И такой опыт у нас есть. Статью уже готовим)

Еще бы блогеры понимали, что это нужно не только заказчику, но и им)

2
1

согласен. но я постарался подсветить, что ответственность общая у заказчика и блогера... штрафы грозят всем

ну вот, кстати, в блогосфере есть вполне адекватные люди. по-моему, негативное отношение к ним "раздуто". но дисциплину, правила, конечно, вводить в общение надо. а с кем не так?))

1

Что будет, если блогер возьмет и сам по приколу разместит рекламу продукта. Ну вот понравилось ему. Без договора и токена. Придет ли РКН, ФАС или налоговая с претензией к производителю? А к блогеру?

1

такое очень возможно. риск высокий... даже бесплатная реклама - это реклама и ее надо маркировать.