Можно бесконечно делать три вещи: постить котиков, покупать подписчиков и сливать бюджет.А можно выгнать плохого маркетолога или сммщика и начать заниматься маркетингом вместо имитации активности.Важно: эта статья применима не только к маркетинговому отделу крупной компании, но и к отдельно взятому фрилансеру.Я старомодна и до сих пор считаю, что в аббревиатуре SMM акцент на слове «маркетинг», а не «менеджмент».⠀Механизм публикации постов требует рук с правильного места, но маркетинг требует головы не только как инструмента жевания пищи.⠀Лирическое отступление, простите.Итак, с чего начинается разумная стратегия продвижения? (канал коммуникации с целевой аудиторией здесь опустим)АнализИ я не про банальные «анализ конкурентов, анализ рынка, анализ ЦА».Это само собой разумеется.С анализа MVP (minimum viable product) и того, какие результаты тот или иной маркетинговый инструмент дает на практике.Вернемся и вдумчиво: на практике.Можно сделать стратегию на 100+ листов, но в суровых условиях реальной жизни она может оказаться бесполезнее рулона туалетной бумаги.⠀Можно начать с малого и проверить насколько стратегия жизнеспособна в доступных условиях.Наглядно необходимость конкретного инструмента/плана действий проверяется в ограниченных сроках очень простым показателем — ROMI.ROMIROMI (return on marketing investment) — показатель возврата маркетинговых инвестиций.На пальцах: сколько продаж принесла коллаборация с блогером?Какое соотношение между рекламным бюджетом и прибылью?Естественно, не следует забывать о цикле сделки/пути клиента/сложных нишах.Однако во многих случаях можно оценить эффективность работы с помощью весьма простых подсчетов.Должен ли SMM-специалист считать ROMI? Да, при условии, что он не работает за ставку 20 000 рублей.Может ли у проекта быть положительная динамика, но минусовые значения ROMI? Да, если:- бизнес только вышел на рынок и растет;- вы разделили вливания бюджета для тестирования гипотез и выбираете наиболее прибыльный вариант;- цикл сделки долгий (от месяца), а ROMI вы считаете каждую неделю.Иногда целевой аудитории нужно время, чтобы поверить бренду (однако это не бесконечный процесс!)Достаточен ли ROMI?Какой процент возврата маркетинговых инвестиций считается хорошим результатом?Тот, который позволяет бизнесу реинвестировать прибыль на развитие дела и немного вытаскивать на личные нужды.⠀Какой процент возврата маркетинговых инвестиций считается плохим?Тот, который регулярно уходит в минус.Тогда нужно или что-то менять, или смириться с тем, что цель вашего бизнеса не прибыль — вы таким образом гладите себе эго, пуская окружающим пыль в глаза.ROMI — это безупречный маркер эффективности маркетинга.Сколько вложили — сколько получили — коррекция стратегии или принципиально новый подход — профит.Все, никакой магии.п.с. вышеперечисленное справедливо только к тем случаям, где есть и команда специалистов, и маркетинговый бюджет.Не применять к юмору формата «если хорошо поработаете, получите % с продаж».