{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

6 способов найти творческое решение для рекламы

Решил поделиться принципами и подходами в разработке творческих решений. Таких вариаций достаточно много, но я сфокусировался на шести способах, которыми пользуется существенная доля рынка(если не большая часть).

Подход 1. Неожиданный финал

Один из самых распространенных, но при этом и самых эффектных приемов в рекламе. Существует несколько вариантов реализации этого приема.

Неожиданный товар – до конца ролика аудитория не понимает, что, собственно, рекламируется. Это способствует интересу – увидев такую «непонятную» рекламу, человек с высокой вероятностью досмотрит ее до конца. Это просто работа на обычное человеческое любопытство: о чем все-таки эта реклама?

Еще один пример, хотя здесь лого «Авито» был все время в кадре, что несколько снизило интригу.

Еще один вариант – неожиданный результат.

В целом «Неожиданный финал» — это один из наиболее популярных приемов. Он, если можно так выразиться, «развязывает вам руки»: вы уходите от товара – весь сюжет связан с ним только в конце. Такой подход обеспечивает больше возможностей для поиска ярких, интересных творческих решений. Это безусловно.

Но есть и обратная сторона медали. Сам товар и его марка возникают только в конце. Иначе интрига теряется, или становится слабее. Поэтому всегда есть опасность, что рекламу запомнят, а вашу марку или ваше предложение (если это реклама продаж) аудитория «не усвоит». Это довольно распространенный случай. Специалисты в области исследований могут привести массу примеров, когда по результатам рекламной кампании было достигнуты очень высокие показатели запоминания рекламы – люди легко вспоминают сюжет, персонажей, стилистику рекламы. Но при этом не отмечается серьезных изменений известности марки, представлений аудитории о ней или запоминания содержащегося в рекламе предложения.

Поэтому надо подходить внимательно: сюжет должны быть достаточно интригующим, интересным, привлекающим внимание, но нельзя оставлять без внимания и сам товар, и его марку.

Подход 2. Ценности и эмоции

Компании часто апеллируют к ценностям аудитории, к эмоциям, чтобы сформировать какой-то образ своей марки, отличный от конкурентного окружения. Этот же прием используется и при выработке творческих решений – чтобы привлечь внимание аудитории, добиться ее эмоциональной реакции на рекламу. Он тоже имеет несколько вариантов.

Первый – это, как я уже сказал, обратиться к каким-то человеческим ценностям. Например, к теме любви и отношений, как в этом ролике:

Или заставить аудиторию пустить слезу.

Сразу предупрежу: ролик просто для примера. Комментировать его возможную эффективность и вообще уместность не возьмусь – у ребят из Юго-Восточной Азии свои представления о жизни…

Или сработать «на умиление».

Примитивно, зато недорого и привлекает внимание – ведь все любят зверушек, все хорошо относятся к дружбе:

Еще один вариант – ностальгия. Вообще у человека с младенческого возраста, как только он начинает ходить и думать, сразу возникает определенная грусть о безвозвратно ушедшем счастливом прошлом. С годами ее становится только больше. У каждого из нас есть какие-то моменты, по которым мы ностальгируем. Поэтому с пониманием относимся, когда подобные чувства испытывают другие.

Или всеми любимая идея никогда не сдаваться, меняться, чего-то достигать. Современное общество так навязывает нам эти идеи, что реклама невольно воспринимается позитивно. Причем реклама, выполненная совершенно в разном ключе – как с юмором, так и с грустью.

Или тема важности каждого человека, своего пути в жизни. Это тоже из области ценностей, как в этом замечательном ролике о смотрителе маяка:

Вообще эмоции – это в рекламе всегда хорошо. Даже если вы не строите креативные решения именно вокруг эмоций, они всегда работают в плюс, просто потому, что люди очень редко принимают чисто рациональные решения. Влияние эмоций на покупательский выбор – это то, о чем, наверное, даже не стоит говорить. Оно огромно. Но и тут есть подводный камень. А какие именно эмоции вам нужны? Если реклама «зацепила», еще не означает, что она продала. Например, если вы обращаетесь к теме ностальгии, это может быть идея «забытый вкус детства», что нередко используют в рекламе производители продовольственных товаров. Это может быть «уют родительского дома», и какой-нибудь застройщик, вероятно, может использовать эту тему. Типа того, что у вас будет новое жилье, в нем вырастут ваши дети и будут помнить тепло и уют в вашем доме, как вы помните его в доме у родителей… Но для многих товаров, особенно современных, эта тема вовсе не подойдет. Та же тема грусти. Она цепляет. Но надо ли вам, чтобы у потребителей были такие ассоциации с вашим товаром. Это немного выходит за тему нашего разговора, но это необходимо проговорить: образ бренда должен быть прописан предельно четко. Вы должны знать, какие эмоции аудитории, какие ассоциации с вашей маркой вам нужны, а какие нет. И при выработке креативных решений это должно учитываться в первую очередь. Иначе можно не только не добиться результатов, но и навредить недостаточно продуманной, хотя и качественно сделанной рекламой.

Подход 3. Знакомые образы

Если человек видит в рекламе что-то знакомое – знакомых героев, известных личностей, исторические сюжеты, которыми ему с детства промывали голову, он совершенно иначе на нее реагирует.

Во-первых, она, как минимум, не вызывает отторжение (если, конечно, качественно сделана). Ведь в ней все знакомое! Во-вторых, рекламируемая марка оказывается как бы в знакомой человеку среде. И эта «знакомость» чисто подсознательно переносится и на марку. Это как в общении: либо вы познакомились с человеком случайно, либо вас с ним познакомили ваши друзья, коллеги, учителя – те, кого вы много лет знаете, кому доверяете. Соответственно, и отношение к новому знакомому будет другое. Приведу несколько вариантов, реализующих этот подход.

Вообще историческая реклама хорошо работает и на привлечение внимание. Хотя бы просто на контрасте с другой рекламой – ведь большинство рекламных обращений сделаны в современном стиле.

Герои сказок, литературных произведений, фильмов.

В жизни есть несколько несчастных литературных героев. Это конечно же Буратино, про которого придумано немыслимое количество анекдотов, Вини Пух с сопутствующим ему Пятачком. Но безусловным лидером была и остается Красная Шапочка.

Вот она в позиционирующей рекламе авто. Вообще Volvo – это одна из самых четко позиционированных марок. Как утверждают коллеги-исследователи, свыше 90% респондентов, когда их спрашивают «чем отличается Вольво», говорят о ее безопасности. И вот один из их многочисленных роликов, продвигающих эту идею. О его креативной ценности говорить не буду, но в контексте всего продвижения Вольво, во многом направленного именно на продвижение позиционирующей идеи безопасности, он очень уместен.

Подход 4. Товар в работе

Таким образом выполнено, наверное, больше половины рекламы, которую мы видим на экранах и в сети. Нам показывают потрясающие результаты использования какого-то продукта. Чаще всего встречаются два варианта.

Убедительно показать продукт в работе – типа «как он может». Я не скажу, что два примера, которые сейчас будут показаны, являются шедеврами. Но принцип они иллюстрируют очень хорошо:

Вообще это очень тяжелый для рекламистов подход. Показать не только красиво, и не только в работе, а показать именно убедительно – это очень непросто. Но такая реклама работает. После большого числа контактов у человека формируется подсознательно ощущение, что он сам видел этот товар в работе. Кроме того, товар присутствует в кадре на протяжении всего ролика (в отличие, например, от рекламы с неожиданным результатом). А это позволяет показать его в разных ракурсах, больше акцентировать логотип.

Но, еще раз повторю: это не просто. Поэтому чаще всего используют несколько другой принцип – гиперболизированный, неестественный результат. В силу экономии времени, я даже не буду показывать много примеров. Вы все их видели тысячами: люди выпивают кофе и у них все в жизни налаживаются, съедают шоколадку и парят в воздухе, хозяйка кладет в суп бульонный кубик, и все члены семьи бросаются ее обнимать, рыдая от счастья… Хорошо это или плохо надо спрашивать у тех, кто эту рекламу заказывает. Возможно, работает.

Хотя есть и очень сложные примеры:

Еще одна реклама Смирнофф, о которой стоит сказать подробнее:

Это фрагмент очень старой и очень удачной кампании, которая стала классикой рекламы. И это принципиальный момент! Очень хорошо, когда рекламная идея позволяет легко создавать множество вариаций. Идея «водка меняет взгляд» оказалась очень технологичной: в одном стиле можно предложить множество решений – все что можно увидеть через водочную бутылку, это видно и по бесконечному количеству вариантов постеров, который мы сейчас посмотрели, и вот в этом старом ролике:

Подход 5. Больше ритма, больше динамики

Музыкальная тема, как основа креатива.

Практически вся реклама у Дизеля - позиционирующая (идея свободы, тут она так хорошо выдержана).

В 2018 году наше агентство «Штольцман и Кац», совместно с брендом «Омский Бекон» разработали рекламную кампанию. На её основе был снят ролик, в котором продукт показывается всего несколько раз и главный акцент сделан на путешествии, гордости за свой регион, музыке и эмоциях. Тут главное именно динамика. Ролик кстати набрал более 7 млн. просмотров, а клиент по результатам кампании, в 18 году выиграл Effie Russia в категории «продукты питания».

Вообще не обязательно музыка. Главное – ритм, вокруг которого все и строится. Например, вот такая странная реклама КФС:

Подход 6. Чем меньше, тем лучше!

Полностью противоположный подход – минимализм. Убрать все лишнее, оставить только суть. Наверное, самый свежий пример – прошлогодняя реклама Йота:

Такая реклама привлекает к себе внимание среди рекламного шума, где все мелькает, прыгает и движется. На мой взгляд, реклама Йота — это просто шедевр: они смогли не только выделиться своей рекламой, но и донести позиционирующую идею – простоту. Плюс к тому – хайп. Об этой рекламе много говорили, конкуренты попытались ерничать на тему этой рекламы, тем самым привлекли к ней дополнительное внимание.

Хотя это, конечно, не новация: говорят, в 1991 году, на заре российского рекламного рынка очень плотно прокатывалась по ТВ некая фирма Селдом вот с такой рекламой:

Хотя, по сравнению с Йотой, это конечно слабо. Только название и ничего больше. Хотя надо сделать скидку на время – другая была эпоха…

Еще несколько удачных примеров из разных стран и разных времен:

Опять же надо подчеркнуть: минималистическая – не значит дешевая. Это просто, когда агентство нашло такую простую и понятную идею. А это сложно, долго, редко когда получается, а, значит, очень и очень дорого.

Резюме.

Мой рассказ, безусловно, охватывает далеко не все подходы к поиску творческих решений. Есть масса других вариантов. Акцент на юмор, акцент на необычный показ (эффекты, необычный ракурс, совмещение съемки и анимации и т.п.), рекламный сериал – как отдельный принцип создания рекламы, и многое другое. Когда мы в «Штольцман и Кац» разрабатываем творческую концепцию рекламной кампании, то стараемся выдавать клиенту не менее 3 вариантов абсолютно разных подходов. За счет принципиальных отличий в каждом из них, это позволяет уйти от частых в индустрии комментариев про "а давайте объединим 2 варианта в 1", а для клиента создать выбор из разных подходов в рамках общей идеи.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
IDT

Наглядно

Ответить
Развернуть ветку
Штольцман и Кац
Автор

приятно! 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Гылка

Понятно

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Добролюбова

Рада за вас!

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Гылка

 И я, за вас. 

Ответить
Развернуть ветку
Штольцман и Кац
Автор

возрадуемся вместе!!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Tselikov

Спасибо! Рекламные ролики из примеров впечатляют

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Илларионов

7. Почитать мою статью про алгоритм создания креативной рекламы без креатива ) 
http://superalesha.ru/adv/

Ответить
Развернуть ветку
Satom.ru

Необычные решения и есть классные идеи роликов. Спасибо за полезный рассказ о творческих концепциях!

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда