Современные тенденции в регистрации товарных знаков

Мария Дворникова
Патентный поверенный

Мир не стоит на месте, он постоянно меняется и развивается. Различные внешние факторы способствуют переменам и диктуют свои правила, которые в том числе отражаются и на интеллектуальной собственности. В данной статье речь пойдет о современных тенденциях по регистрации товарных знаков, которые можно наблюдать на практике.

Регистрация товарных знаков на физические лица

Как известно, до недавнего времени возможность регистрировать товарные знаки была только у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В июне 2023 года произошли изменения, которые расширили круг лиц, имеющих право регистрировать товарные знаки. Так, с момента вступления в силу 29 июня 2023 года Федерального закона № 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую ГК РФ» у физических лиц появилась возможность регистрировать на себя товарные знаки. Таким образом, можно заметить, что многие заявители стали использовать эту возможность и регистрировать товарные знаки на себя как на физических лиц.

Популярные сферы для регистрации товарных знаков

Товарный знак регистрируется в отношении конкретных товаров и услуг, для которых он используется/ планируется использоваться. Если обратиться к данным статистике Роспатента, то можно увидеть, что в период за первое полугодие 2024 года наибольшее количество заявок было подано в отношении таких товаров, как: одежда и обувь (21,8% заявок), программного обеспечения и электроники (17,7%), бытовой химии и косметики (13,8%), печатной продукции и канцелярских принадлежностей (11,8%), а также кондитерских и хлебобулочных товаров (11,3%). Можно заметить, что данные направления являются наиболее популярными для регистрации товарных знаков, что обусловлено постоянным развитием данных отраслей. Как следует из статистических данных Роспатента, в первом полугодии 2024 года количество заявок в Роспатент, поданных российскими предпринимателями на регистрацию товарных знаков, увеличилось почти на 25%.

Наиболее активные регионы

Заявки на товарные знаки подаются заявителями из различных регионов России, а также иностранных юрисдикций. Так, среди российских регионов, по активности подаче заявок можно выделить Москву и Санкт-Петербург – именно из этих городов поступило наибольшее количество заявок в первое полугодие 2024 г. Согласно данным Роспатента, от столичных заявителей поступило 29,3% всех заявок, затем следуют заявители из Московской области (9,5%), Санкт-Петербурга (8%), далее Краснодарский край (4,5%) и Свердловская область (2,5%). Можно предположить, что такая активность по регионам обусловлена развитием бизнеса в них и потребностью в регистрации товарных знаков.

Регистрация товарных знаков в кириллице

Тенденция по регистрации товарных знаков в кириллице активно набирает свои обороты. Можно увидеть, что за последнее время появилось большое количество товаров, маркированных товарными знаками, выполненными на русском языке.

Так, можно привести такие известные примеры, как:

  • товарные знаки уходовых средств для волос: «SYOSS» - в 2022 году правообладателем Хенкель АГ унд Ко. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «СЙОСС» (свид. №903770); «Schauma» - в 2024 году правообладателем Хенкель АГ унд Ко. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Шаума» (свид. №1037189); «Gliss Kur» - в 2023 году правообладателем Хенкель АГ унд Ко. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Глисс кур» (свид. №977821).
  • товарные знаки для бытовой химии и средств для уборки: «Vernel» - в 2023 году правообладателем Хенкель АГ унд Ко. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Вернель» (свид. №968503); «Domestos» - в 2024 году правообладателем Юнилевер Глобал АйПи Лимитед был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Доместос» (свид. №1038483); «Persil» - в 2023 году правообладателем Хенкель АГ унд Ко. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Персил» (свид. №936497).
  • магазин косметики, косметические товары под брендом «Loccitane» - в 2024 году правообладателем Лаборатуар М энд Л был зарегистрирован товарный знак в кириллице (свид. №993144).
  • товарные знаки в продуктовых категориях, например: кофе «Nescafe» - в 2024 году правообладателем Сосьете де Продюи Нестле С.А. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Нескафе» (свид. №1027382); мороженое «Carte D'or» - в 2024 году правообладателем Юнилевер АйПи Холдингс Б.В. был зарегистрирован товарный знак в кириллице «Карте Д'ор» (свид. № 1038482) и т.п.

Список подобных товарных знаков довольно обширный, и их количество постоянно пополняется.

«Старые – новые» товарные знаки

С середины 2022 года в России появилось большое количество новых брендов, при этом они широко известны потребителям, но под другими названиями. Это товары и компании, которые либо ушли из страны, либо передали бизнес локальному менеджменту. Такие бренды сменили свои названия, но остались в России под новыми. В качестве примеров можно привести следующие:

  • рестораны быстрого питания «KFC» - теперь «Rostics» (товарный знак по свид. №940887 – правообладатель ООО «ЮНИРЕСТ»).
  • кофе, известный как «Paulig», теперь называется «Poetti» (товарный знак по свид. №900022– правообладатель ООО «Милфудс»). Финский производитель кофе продал свой завод в Твери индийскому бизнесмену, который переименовал «Паулиг Рус» в «Милфудс» и продолжил выпуск продукции под новым брендом «Poetti».
  • магазины одежды «Reserved» теперь называются коротко «RE» (товарный знак по свид. №897381– правообладатель ООО «РЕ Трэйдинг»).
  • магазин «Mothercare» был переименован и его новое название «Motherbear» (товарный знак по свид. №938293– правообладатель АО «МФК ДжамильКо»).

Как видно, некоторые названия сохранили «оттенок» от прежних и вполне узнаваемы потребителями, а некоторые полностью сменили концепцию.

Завершить статью хотелось бы практикой по регистрации товарных знаков на модные сленговые слова и выражения, а также на знаки с ноткой юмора. Часть товарных знаков уже зарегистрирована, а часть представляет собой заявки, которые еще находятся на экспертизе. Будут ли они зарегистрированы в качестве товарных знаков, покажет время.

Регистрация популярных слов/сленгов

Очень часто можно слышать в обиходе различные новые слова, выражения, значения которых не всегда понятны разным возрастным группам населения. Как правило, сленговые слова и выражения встречаются в сети Интернет. Занимательно, что такие обозначения пытаются регистрировать как товарные знаки, возможно, чтобы «быть на одной волне» с современным поколением и обратить на себя внимание.

Так, например, среди заявок и зарегистрированных знаков были замечены следующие:

  • «Скуф»: заявка №2024753680 была подана для товаров 32, 33 классов МКТУ и в настоящее время находится на экспертизе. Подобная заявка № 2024781121 на товарный знак «Скуфитерий» была подана уже на имя другого лица для товаров 29, 30, 32, 33 и услуг 41, 43 классов МКТУ.
  • «Кринж»: слово из молодежного сленга, на которое также была подана заявка № 2023829842 для товаров 32, 33 классов МКТУ.
  • «Пояснительная бригада»: заявка №2024758119 на данный товарный знак подана для товаров 09, 16, 25 классов МКТУ. Такая бригада порой действительно нужна, например, чтобы помочь определить значения вышеуказанных сленговых слов.
  • «Тяжело быть душнилой, но я стараюсь»: такая заявка была замечена в бюллетене Роспатента, заявка № 2024779995 подана для товаров 16, 18, 21, 25 классов МКТУ.
  • «У меня лапки»: фраза из популярного мема. Заявка №2024710284 на данный товарный знак подана в отношении услуг 35 класса МКТУ.
  • «Диванный эксперт»: так говорят о человеке, который считает себя специалистом, но на деле таковым не является. Такой товарный знак был успешно зарегистрирован по свид. №953335 для товаров и услуг 20, 35 классов МКТУ.
  • Еще одна фраза из популярного мема - «Наташ, ты спишь? Наташ, вставай, мы там все уронили» стала товарным знаком, который зарегистрирован по свид. № 858104 для товаров 16, 18, 20, 25, 28 и услуг 35, 41 классов МКТУ.

Товарные знаки с юмором

Среди товарных знаков и заявок нередко встречаются такие, которые непроизвольно вызывают улыбку.

Товарный знак «А голову ты дома не забыл» невольно возвращает в период школьных дней, когда учителя использовали эту фразу. Заявка №2023821129 подана для товаров 28, 30, 32 классов МКТУ.

Товарный знак «Страшный сон вегана» по свид. №589264 зарегистрирован для товаров 29 и услуг 35, 43 классов МКТУ. Словесный элемент сопровождает необычная картинка, которая наглядно демонстрирует его смысл.

Товарный знак «Имеешь право все послать» по свид. №366417 был зарегистрирован на ФГУП «Почта России. Данный товарный знак не был своевременно продлен и в настоящее время не действует.

Коллекция подобных знаков регулярно пополняется.

Несмотря на то, что происходят различные изменения и появляются новые тренды, неизменным остается одно – популярность товарных знаков, которые активно регистрируются и используются.

11
Начать дискуссию