Внимательная медицина: «Надо работать так, чтобы пациент сам хотел платить»

Ольга Соколова, экс-гендиректор сети клиник «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-ПЕТЕР», рассказала о своих принципах руководства 20 медицинскими отделениями с 2300 сотрудниками и годовым оборотом 12 млрд рублей.

Внимательная медицина
Внимательная медицина

Привет! На связи Сергей Леменков, СЕО Medmaps Group. Мы занимаемся созданием и продвижением сайтов для коммерческой медицины. С 2023 года записываем тематические подкасты. Приглашаем в гости основателей и топ-менеджеров крупных брендов индустрии, чтобы они делились своими историями роста.

Разговаривая с топами и руководителями клиник, я понял, что в медицине сложно выделиться чем-то запоминающимся. Практически все транслируют одно и то же: у нас лучшие врачи, современное оборудование европейского качества, мы делаем хорошо. Но это все невозможно продать пациенту.

Что такое «лучший врач» или «сделать хорошо»? Это неуникальные преимущества, за которые нельзя зацепиться. Они не залетают ни в ухо, ни в голову, никуда.

Другое дело – «внимательность». Это слово несет смысл чего-то ласкового и обволакивающего. Оно понятно и врачам, и клиентам.

О том, как устроена внимательная медицина изнутри, я узнал от Ольги. Она, пожалуй, самый необычный и энергичный лидер из тех, с которыми общался. Закончила МГУ, магистратуру Гетеборгского университета, MBA Гарварда и проработала 10 лет младшим партнером в McKinsey.

Последние 4 года занимала пост генерального директора компании частной медицинской помощи Северо-Запада РФ – ТОП-1 по версии издательства Деловой Петербург.

Ольга Соколова
экс-гендиректор «Скандинавия» и «Скандинавия АВА-ПЕТЕР»

– Внимательная медицина – позиционирование, которое делает бренд сильным и увеличивает доход?

На самом деле, под внимательностью можно подразумевать что угодно: и клиентский опыт, и заботу, и бдительность к новостной информации, и скрупулезность в работе. Через позиционирование обыгрывать подачу и постепенно проникать в умы.

«Скандинавия» – это сеть клиник. И когда ты такой большой, то легко впадать в top-of-mind и быть первым, о ком вспомнит человек. Но битву между «мы лучшие» и «просто потому что хорошие» не выиграть. Нужно выделяться.

Когда мы говорим о внимательной медицине, то представляем не просто высококлассное лечение, а комплексный подход, который охватывает все аспекты взаимодействия пациента и клиники. Это как система, в которой комфорт клиента стоит на первом месте, но не в ущерб профессионализму.

Ее ключевой элемент — это персонализация и стремление учитывать самые мелкие детали.

Я как-то неделю провела с врачами на приеме, чтобы понять всю суть их работы. Надела халат медсестры и просто тихонечко сидела. И вот приходит мама с двумя детьми, а наш специалист разговаривает с ней: «У Вас же старшенькая балет любит, я это помню» и «А как Ваша собака?».

Забота о пациенте
Забота о пациенте

Высший пилотаж! На этом моменте дети и мама расслабляются. Внимательность к мелочам рождает вообще другой пласт взаимоотношений. Производит вау-эффект у пациента. Конечно, требовать запоминать такие подробности от всех докторов – опрометчиво. Но было бы здорово предоставить сотруднику перед началом приема мини-карточку человека, в которой написаны детали из его жизни, полученные ранее.

Этот подход помогает снизить уровень тревожности. Пациенты часто приходят в клинику, испытывая страх и стресс, а атмосфера доброжелательности минимизирует неприятные чувства.

Внимательная медицина — это не только про заботу, но и про внедрение системных процессов.

Мы работаем над тем, чтобы клиенты с легкостью выбирали врача, которому доверяют, или же полностью полагались на рекомендации. Для этого важно, чтобы каждый специалист соответствовал высоким стандартам.

Наша цель – строить систему, где посетитель записывается на прием к любому врачу с уверенностью, что попадет к заботливому профессионалу. И хотя это требует усилий на уровне всей команды, результат оправдывает себя – пациенты возвращаются, потому что доверяют бренду в целом.

– Как добиться соответствующего отношения от сотрудников?

Медицина – это отрасль, где два клиента. С одной стороны находятся пациенты, с другой – врачи, которым надо привить это гиперуважение. И единственный способ это сделать – организовать ту комфортную среду, где специалист получает такое же внимание.

Большинство людей в медицине живут с классическим мышлением управленца, авторитарным. Мол, я главный, я тебя заставляю, ты должен вот так, иди. Именно с такой тональностью разговаривают с докторами, особенно в госсекторе или образовании. Иерархия развита слишком сильно.

Но нельзя командовать и одновременно ждать, что врач здесь выслушал, кивнул, зашел в кабинет и начал там ласково общаться с пациентом: с почтением к его потребностям. И поэтому я тоже веду уважительный диалог с сотрудником, не позволяя себе переходить границы.

Взаимное уважение и поддержка
Взаимное уважение и поддержка

Мы в отрасли, где просто очень много человеческой драмы. Она иногда зашкаливает и влияет на всех происходящих. Чтобы контролировать себя, я стараюсь ЗОЖничать, высыпаться, заниматься спортом и веду дневник, в котором записываю свои положительные и нерезультативные решения.

Для наших врачей мы оплачиваем четыре консультации психолога в год. И люди начали этим пользоваться, услышав мое выступление на конференции. Я рада, что смогла своей открытостью объяснить, что это нормально – обратиться за помощью и получить ее.

Окружение влияет на нас колоссально!

Часть моей задачи, как генерального директора, влиять на рабочее окружение моих специалистов. Я иногда говорю, что мы должны влезть в кухонную повестку. Сделать так, чтобы люди обсуждали наши инициативы в перерывах за чаем. Советовались между собой, как лучше лечить. Отношения могут быть дико интересными, а разговоры – суперглубокими и определяющими общее настроение.

– Есть особые способы, чтобы продвигать концепцию внимательной медицины?

Маркетинг «Скандинавии» – это про эмоции и связь с людьми. Чтобы бренд жил и дышал, нужно предлагать не только услуги, но и идеи, которые останутся с пациентами надолго. В большей степени важно не то, что ты делаешь, а что в это вкладываешь.

Бабочки в роддомах

Эта идея появилась, когда я увидела, как австрийские коллеги в больнице собирали ниточки каждого новорожденного. Мы предложили родителям наклеивать бабочки на специальную стену. Их фотографируют, а после выкладывают в соцсети. Эффект потрясающий – стены словно оживают, а бренд становится частью личной истории каждой семьи. Счастливые мамы и папы делают сотни, тысячи постов и историй с тегом #скандинавия.

Фото TG-канала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fnaiznankuo&postId=1718393" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Медицина наизнанку</a>
Фото TG-канала Медицина наизнанку

Аисты для программы ЭКО

Здесь сложнее, потому что тема более триггерная, чувствительная. Мы придумали отмечать рождение детей аистами: каждый символ — это новая долгожданная жизнь. Аисты появляются на стене, и родителям отправляют видео этого момента. Выходит личная и трогательная история, которая остается в памяти. Иногда я сама подхожу к стене и читаю имена. Это не просто украшение, а часть большого пути, который вселяет надежду.

Фото TG-канала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fnaiznankuo&postId=1718393" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Медицина наизнанку</a>
Фото TG-канала Медицина наизнанку

Матрешки для пациенток ЭКО

Я считаю, что даже мелочи могут менять настроение. Мы обсуждали идею дарить матрешки. Каждая фигурка является напоминанием с философией поддержки: даже если не получилось сразу, важно идти дальше. Открываешь первую – там еще попытка, вторую – еще попытка, а потом доходишь до последней – и все получается.

Фото TG-канала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fnaiznankuo&postId=1718393" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Медицина наизнанку</a>
Фото TG-канала Медицина наизнанку

Неваляшка – символ главной устойчивости человека

Можно сделать арт-объект или заказать фигурки с логотипом клиники, чтобы дарить их определенной категории пациентов. Смысл в том, что неваляшка никогда не падает. Получится не просто сувенир, а месседж, что нельзя сдаваться.

Счетчик в центре Казани

Он показывал, сколько детей рождается каждый день в нашем учреждении. Он был еще тогда, когда я в медицине не работала. Видела его как турист и чувствовала прилив эндорфинов, женскую радость от появления жизни. Позже счетчик пришлось снять. У «Скандинавии» очень много зданий, но согласовать их преображение практически невозможно.

Все время хочу организовать какую-нибудь интересную акцию. С предысторией, с красивым посылом, чтобы подтянуть общественность и журналистов. Ведь им нужны инфоповоды, резонанс.

Фото TG-канала <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ft.me%2Fnaiznankuo&postId=1718393" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Медицина наизнанку</a>
Фото TG-канала Медицина наизнанку

Сады на крышах

Это необычно, ассоциируется со здоровьем, а у компании много подходящих для высадки зелени пространств. В Питере есть клиника, у которой очень хорошая проездная видимость. Ее заметно с каждого угла дороги. Хочется ее всю засадить, чтобы это был сигнал, что так можно. Чтобы другие в медицинском бизнесе повторяли за нами.

Мне нравятся символы и нестандартные решения.

Маркетинг – это про то, как тронуть сердца людей. Даже простые и недорогие идеи будут эффективными, если подойти к их реализации с креативом. Например, использовать эмодзи и яркие визуальные элементы в коммуникации.

– Какие советы можно дать руководителям, которые стремятся укрепить бренд своих клиник?

У меня есть несколько правил, которые я выделила для себя, пока рефлексировала над темой эффективного руководства. К части из них нужно прийти, повторяя их себе как мантру.

1. Создавайте сильную команду и не бойтесь выглядеть слабее на их фоне.

Многие руководители боятся, что на фоне сильных сотрудников они покажутся слабее или их «подсидят». Они набирают посредственных людей и только ослабляют свою позицию.

Я же с удовольствием отдаю команде возможность блеснуть перед акционерами. Их успех – это мой успех. Всегда поощряю выступления, поддерживаю инициативы и горжусь достижениями. Это не вопрос эго, это вопрос стратегии: сильные сотрудники делают меня круче.

2. Фокусируйтесь на своей зоне максимального вклада.

Я не могу и не хочу быть специалистом во всем. Мне важно оставаться в тех задачах, где мой вклад действительно существенен.

Руководителю нет смысла заставлять себя делать то, что не приносит энергии. Мне вот подходят креативные задачи и стратегические решения, а работа с табличками Excel «высушивает».

Благодаря сильной команде спокойно делегирую те задачи, что меня «не штырят». В ней есть люди, которым нравится считать, структурировать, строить процессы и дисциплинировать. Я же фокусируюсь на тех решениях, что без меня невозможно принять, потому что именно ими приношу компании максимальную ценность.

Яндекс Scale 2024
Яндекс Scale 2024

3. Работайте над собой и своим ментальным здоровьем.

Лидеру нужно разбираться в себе, своих чувствах и мотивах. Мы плохо обучены этому с детства: не умеем называть свои эмоции, анализировать их и работать с ними. Но это критически важно, чтобы не проецировать личные проблемы на работу.

Поссорились дома, не разобрались, почему плохо, и всю неделю на всех орете – это частая история среди топ-менеджеров. В таком состоянии сложно видеть объективную картину, а решения принимаются через «линзу негатива».

Я считаю, что психотерапия или коучинг – обязательные инструменты для руководителя. Самопознание дает увидеть свои слепые зоны, понять, где «кроет», а где просто устал или подавлен. Так принимаешь решения осознанно, без эмоционального шума.

4. Развивайте навык помогать другим думать.

Руководитель не раздает готовые решения, а помогает команде находить их самостоятельно. Иногда самое гениальное – просто задать правильный вопрос.

У меня был случай, когда не могла понять, какую компенсацию выплатить финансовому директору. Обратилась за советом и мне сказали: «А спроси у нее самой». Рекомендация сработала идеально.

Со временем развивается насмотренность: ты начинаешь видеть происходящее с разных сторон и находить решения там, где раньше их не замечал. Появляется набор инструментов и приемов, которые можно адаптировать к любым ситуациям и направить человека в правильное русло.

5. Не распыляйте и берегите свое время.

Когда ты начинаешь лезть во все, теряется системность и эффективность. Стоит четко понимать, где ты действительно нужен, а где лучше передать полномочия.

Я всегда бережно отношусь к своему времени и стараюсь не влезать в процессы, где меня не должно быть. Например, продавцы медицинского оборудования часто хотели встретиться со мной напрямую, но я отказывалась. За 6 лет в «Скандинавии» я виделась с ними дважды по просьбе главы закупок, чтобы помочь получить скидку.

Чем выше ты находишься в управлении, тем больше ресурсов доступно – и тем больше свободы это дает. Сильная команда позволяет мне чувствовать себя «за каменной стеной». Я могу спокойно уйти на неделю и знать, что все будет в порядке. Ведь когда команда действительно крута, не переживаешь о мелочах и сосредоточиваешься на главном.

Полный разговор с Ольгой Соколовой и другими лидерами коммерческой медицины вы можете посмотреть на канале Medmaps – Диджитал Здоровье.

Хотите узнать больше о продвижении клиник и маркетинге в медицине – подписывайтесь на мой TG-канал.

Подкаст с Ольгой Соколовой, «Скандинавия»

Нравится ли вам стратегия внимательной медицины? Замечали необычные позиционирования и рекламные акции клиник?

33
3 комментария

Стратегия внимательной медицины, конечно, прекрасна, но еще бы неплохо было подбирать врачей, работающих на принципах доказательной медицины, а не "у вас дисбактериоз" или "попейте арбидол". А также неплохо бы воскресить нормальную выездную службу. Короче, в последние годы Скандинавия из действительно неплохой сети клиник стала очередным "21 веком". Собственной службы скорой помощи уже нет, адекватной выездной тоже, врачи оставляют желать. Поэтому, спасибо, но больше не к ним точно. А уж про их работу в пандемию я вообще молчу. И отказ платно госпитализировать больного (не ковидом!) ребенка. Нашли нормальную платную клинику, которая провела в боксе экспресс-тесты и положила к себе. Та самая стратегия внимательной медицины - это не вспомнить про собачку на приеме. А забота о клиенте, которой в последние годы у Скандинавии ноль. Извините, накипело.

1

Судя уже по подкасту, клиника использует доказательную медицину, просто позиционирование - внимательная. По всему остальному, конечно, надо разбираться уже внутри. В последние время замечаю, что даже в одной и той же сети в разных клиниках разное обслуживание. Да и не только в медицине это.