{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Монетизация продукта: почему люди за что-то платят или донатят? (теория для практики)

Обсудим феномен и как это можно исследовать, а еще чем это исследование поможет вашему продукту.

Привет! На связи Оля. Я продакт-менеджер в стартапе. Мы разрабатываем два новых IT-продукта и здесь я каждый день делюсь нашими рабочими заметками.

30 октября

Сегодня было решено сфокусироваться на принципах монетизации нашего продукта. Однако, в рассуждениях ушли дальше, чем просто рассмотрение ценовой политики и разделов бесплатных/платных функций.

Нам захотелось понять: почему люди вообще готовы платить за что-то в интернете?

Покупка — это всегда эмоция

Обсуждение под статьей «Отключить рекламу или просто поддержать vc.ru», помогло вспомнить, что покупка всегда имеет под собой эмоциональный профит для покупателя, наравне со спросом/потребностью.

На первый взгляд, можно выделить такие профиты:

— Добродетель (я помогаю проекту/блогеру, который мне нравится, хочу его поддержать)
— Имидж (могу себе позволить купить этот функционал, тем более он модный/популярный/меня могут заметить)
— Необходимость (это то, что мне было нужно, спасибо!)
— Исследование (о, интересно как это работает, протестирую)
— Удовлетворенность (уже знаю продукт, мне нравится, куплю еще)
— Праздный интерес (о, прикольно, у меня есть на это деньги, куплю)

-----
Если интересно разобрать подробнее эти профиты в отдельной статье и как с ними работать при продвижении продукта — маякните в комментах!😉
Также буду рада, если подскажете еще профиты, которые я могла упустить.
----

По сути, профит от покупки — это неосознанная эмоциональная мотивация, в которой кроется ключ к сердцу клиента. Поэтому нужно изучать свою ЦА, чтобы понимать чем она живет, чем дышит и через какие мотивации на покупку можно заходить к разным сегментам. И тогда вы сможете использовать золотое правило:

Продавайте не товар, а мечту.

Не зря крупные ритейлеры выстраивают свои массивные Data-отделы. Знания о совершенных покупках — могут помочь установить причину покупки. А значит, помочь бизнесу продавать быстрее, выше, сильнее.  Фото автора Jack Sparrow: Pexels

Устанавливаем взаимосвязи

Вспомните: Какие эмоции вы испытываете, покупая новую вещь в магазине?
Почти всегда это радость и удовлетворение. Особенно если консультанты не приставали к вам в зале, а кассир обслужил с улыбкой и пожелал хорошего дня. Разложим это на составляющие:

1. Если новая вещь хорошего качества, то она доставляет нам больше удовольствия.
Это качество продукта

2. Если в магазине приятный запах, музыка, обстановка, то совершать покупки приятнее и не хочется поскорее из магазина сбежать.
Это UI / UX

3. Вежливость, ненавязчивость и своевременная заботливая помощь, оставляет лишь приятные эмоции.
Это клиентский сервис

4. Если цена на товар не «кусается» и нам подходит, то мы приобретаем вещь с бОльшим удовольствием, чем когда это происходит через «скрежет кошелька» (это, кстати, интересный момент, когда потребность/желание перевешивают рациональное).
А если на вещь, которую мы приметили, скидка, то покупка становится еще приятнее.
Это правильная ценовая политика, триггеры и немножко маркетинг

5. Упаковали в красивый пакет, дали купон на след.покупку или что-то в подарок? Ну теперь точно хочется об этом магазине рассказать друзьям!
Вот это точно маркетинг

Вот они — понятные нам детали продукта. Однако за каждой из них, стоит глубинная эмоция, и мы в силах повлиять на то, какой она будет по итогу: позитивной или негативной. Это формирует отношение к продукту и вообще какое-либо желание с ним взаимодействовать.

Резюмируем размышления

Поняли, что нам надо поглубже изучить ЦА, разбив её на портреты и прописав для каждого пользовательский сценарий уже с учётом этих данных. И где-то на пересечениях интересов сегментов, можно внедрять общие механизмы монетизации или какие-то бесплатные фичи (понимая, какой эмоциональный эффект это принесёт как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе).

Собственно, понимая профиты для каждого сегмента, мы поймем почему люди захотят или не захотят за что-то платить. И как мы можем сделать процесс покупки для этого сегмента с положительным впечатлением в итоге.

Кажется логичным, что когда мы поймем этот эмоциональный механизм покупки, то сможем эффективнее работать над механиками монетизации продукта и правильно их масштабировать.Так и получается, что надо бы провести еще одно исследование...Ох.

P.S.

Понимаю, что в этой статье описаны стандартные маркетинговые правила и для любого маркетолога они не секрет. Но мне хотелось рассказать об этом нескучным языком и на понятных примерах.
Если было полезно — дайте знать :)

0
3 комментария
Александр Привалов
Продавайте не товар, а мечту.

Один мужик гораздо короче все это описал:

Ответить
Развернуть ветку
Аянат Калиева

Лично мне было все понятно и очень интересно! Буду ждать еще статей.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Норд
Автор

Спасибо за обратную связь! 😊

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда