Приходится крутиться и вертеться: как изменилась жизнь digital-компаний в 2024 году
Были ли изменения в рекламе и маркетинге, бюджетах на него, каналах трафика?
— За этот год глобально изменений не произошло. Из-за удорожания рекламы бюджеты подросли, но каналы остались примерно теми же. Если мы говорим про контекстную рекламу, это Яндекс, если про таргетированную — это VK и немного Telegram.
Также ждем разгона новых игроков — Telegram Ads и МТС Маркетолог. Пока их сложно сравнивать с ведущими игроками, что меня очень расстраивает. Очень хочется, чтобы появились мощные рекламные сети, куда мы можем влететь и дать нашим клиентам возможность получать новый интересный инвентарь.
— В 2024 году мы пересмотрели маркетинговую стратегию и начали отходить от использования платных каналов в сторону условно бесплатных. Так, мы отказались от контекста, таргетированной рекламы и медийки, но продолжаем выделять бюджет на PR, event-маркетинг и SEO. Эти три канала стали основными источниками трафика и лидов, принося результат практически в равных долях. Мы сделали акцент на формировании экспертного имиджа компании и нативных форматах рекламы. И не прогадали.
Хотя мы и не ставили такой задачи, оптимизация маркетингового бюджета также помогла нам сделать использование бюджета более эффективным — в первую очередь, за счет отказа от прямой платной рекламы. Кроме того, мы изменили методику оценки эффективности. Например, раньше мы ориентировались только на маркетинговые показатели — количество привлеченных лидов, регистраций и активаций. Сейчас нашли способ учитывать и оценивать финансовые показатели каждого канала — даже такого, как PR — и определять, сколько денег они приносят компании.
— В рекламе, в маркетинге нашего агентства многое изменилось. Этот год можно назвать годом возвращения фокуса внимания на маркетинг.
Мы работаем в B2B-сегменте, в связи с этим есть определенные особенности работы маркетинга.
В 2020–2021 годах у нас был блок активной работы с маркетингом, с 2022 по 2023-й мы не активно развивали это направление, а скорее качали продажи, фокус внимания был направлен в первую очередь именно на них. В 2024 году мы вернули наш маркетинг в родную гавань, перезапустили рекламу, у нас появилась замечательная команда, которая занимается маркетингом сейчас и очень за него болеет, активно внедряет стратегические процессы, работает с тактикой.
Были ли изменения в работе с клиентами, в пуле услуг?
— В этом году мы активно занимались развитием нашего аккаунтинга. До этого у нас фактически не было такого отдела, и мы очень неплохо в этом преуспели. Видим, что ребята очень круто и сильно влияют на приток пользователей. То есть он уменьшается, удержание увеличивается, а как следствие наш средний чек и LTV клиента тоже растет.
— В работе коммерческого отдела у нас произошли изменения. Теперь он сильнее ориентирован на клиентов категории А — самых крупных и перспективных. Подход к таким клиентам стал более кастомизирован. Например, им предоставляются персональные настройки в системе, а также специальный функционал для реализации проектов. На основе опыта работы с этими клиентами разрабатываются новые решения и для более широкого круга пользователей, поскольку то, что актуально для одного клиента, может быть полезно и для других.
— Про изменение пула услуг рассказала выше. Процесс трансформации клиентского сервиса у нас проходил с 2021 по 2023 год, сейчас активно пожинаем плоды своей налаженной работы.
В Out of Cloud очень высокий средний срок работы одного клиента — больше, чем средние бенчмарки по агентствам, поэтому мы считаем, что наш клиентский сервис довольно хороший. Мы уверены, что это важно учитывать и в процессе обучения новых сотрудников, в своей практике делаем акцент именно на это.
Были ли изменения в прибылях в целом, среднем чеке, ценах на услуги?
— Интересное наблюдение: несмотря на то, что клиенты менее охотно покупают perform, те, кто все же покупают и хотят получать отдачу, готовы вкладывать больше. Средний чек у нас вырос процентов на 25.
— Наш средний чек вырос — мы научились привлекать более высокобюджетных клиентов. Цен на услуги у нас нет как таковых, мы бесплатный сервис, поэтому тут сложно что-то говорить. Но я вижу по рынку, что в целом в рекламном бизнесе расценки агентств увеличиваются, и это связано с со многими вещами: начиная от маркировки и заканчивая растущей ставкой. С прибылями все хорошо, они есть, они растут. Мы зарабатываем деньги, растим выручку, все идет по плану.
— У нас еще не подводился финансовый год, но хочется отметить, что рост уже ощущается.
Я надеюсь, что мы как агентство сохраним свое лидерство среди агентств CRM-маркетинга на рынке, подтвердим снова статус команды, которая придумывает пути решения клиентских проблем, помогает решать бизнес-кейсы и тем самым получает хорошие результаты и доверие клиентов. В нашей общей выручке это, естественно, выражается. По средним чекам в этом году мы заметили существенный прирост клиентов, работающих с комплексным продуктом, с CVM-маркетингом.
В основной продуктовой линейке ничего не изменилось, но появились продукты для супер-enterprise-сегмента, ну и соответственно, появились такие клиенты, что тоже значит для нас рост этого направления.
Достаточно органично развивается наше направление работы с SMB-рынком, потому что эти ребята тоже хотят расти, занимать свою нишу. А конкурировать за внимание клиента в аукционных каналах становится сложнее. Поэтому все ищут пути для сокращения коста на привлечение нового клиента, на удержание клиента, и выходом, в том числе для SMB направления, становится CRM-маркетинг.
Сбылись ли прогнозы, которые вы давали в 2023? Оправдались ли ваши ожидания?
— Не сбылись, потому что мы верили, что ситуация будет лучше к концу года, но этого не произошло. Тем не менее все достаточно хорошо, да и насколько можно судить по рынку, он неплохо себя чувствует.
— Прогнозы скорее всего сбылись. В целом пока сложно говорить финально, потому что в Kokoc Group финансовый год заканчивается в марте, у нас еще один квартал впереди. Пока мы идем довольно неплохо — если и не дойдем, то не дойдем немножко. Мы выросли порядка 2-2,5 раз по сравнению с 2023. Мы все еще в стадии роста, останавливаться не собираемся и будем продолжать наращивать наши темпы.
Оправдались ли мои ожидания? Вопрос философского характера. Пока есть изменения, пока есть движение — значит, все хорошо. Если однажды я вам расскажу, что за год ничего не происходило, все было ровно и спокойно, то, наверное, пора будет закрывать или продавать компанию, потому что это похоже на умирание. Поэтому ответа на этот вопрос у меня однозначного нет, но кажется, год был хороший. С точки зрения бизнеса и роста абсолютно точно так.
— Наши прогнозы относительно целей, которые мы поставили на 2024 год, сбылись на 100 %. Сейчас, в конце декабря, могу говорить об этом уже с полной уверенностью. Это стало возможным благодаря усилиям всех департаментов компании, а также точному прогнозированию. Нам удалось довольно точно определить свой потенциал роста и поставить цели на год.
В целом за последние 5 лет, мы всегда выполняем поставленные цели. Вообще сильное расхождение между фактическими результатами и целями свидетельствует либо о положительных или отрицательных рисках, либо о слабом прогнозировании. У нас оценка целей и возможностей выстроена точно, поэтому итоговые показатели не уходят далеко от расчетных.
— С каждым годом давать прогнозы и подводить какие-то итоги становится все сложнее. Особенно если это касается долгосрочных прогнозов, потому что мы находимся в зоне неопределенности. Причем во всех сферах, не только в рекламном бизнесе, но и в экономической отрасли, и в кадровом плане. И наверное, люди, которые делают долгосрочные прогнозы, либо супербольшие оптимисты, либо не смотрят новости. В начале года мы хотели вырасти и этого достигли. Насколько — покажет подсчет итогов финансового года.
В каком темпе мы будем расти? Конечно же, планы есть. Но с учетом всех изменений эти планы становятся гибкими и адаптивными, чтобы в моменте маневрировать, принимать быстрые решения. Сейчас планы выглядят как глобальная цель, которую мы, я надеюсь, достигнем уже к концу 2025 года.
Мы не отчаиваемся, верим в то, что рынок и маркетинга, digital-маркетинга в данном случае, и CRM-маркетинга в следующем году и еще пару лет точно будет находиться в фазе активного роста и наша деятельность будет помогать бизнесу расти.
Что ж, будем реалистами — мы живем в непростом времени. Несмотря на некую неопределенность, радуют успехи и позитивный настрой наших респондентов. Поздравляем всех наших читателей, клиентов, партнеров с наступающим Новым Годом и желаем сбычи мечт, увеличения прибыли и чуточку больше стабильности.
Возможно, стоит расширить спектр рекламных каналов, включая социальные сети, email-маркетинг, Seo, контент-маркетинг. Фокусироваться на удержании клиентов и увеличении Ltv (Lifetime Value) через какие-нибудь программы лояльности. Как не крути, а современный цифровой маркетинг требует постоянной адаптации и инноваций.
Да, отличные идеи!
Соглашусь с Денисом Кабалкиным, моё ощущение такое же. Год будет трудным следующий
Главное не терять надежды и делать то, что должно
мы вот решили сфокусироваться на оптимизации расходов, кажется важным в нынешнее время
Удачи вам)
как говорится - самое не благодарное дело - прогнозы