Трамп vs Байден — Политический брендинг на выборах в США
Америка — мастера шоу и выборы президента — самое захватывающее в этом жанре. Основа шоу — эмоциональная связь нас, зрителей, и героев, отстаивающих ценности, которые мы любим или ненавидим. Для того, чтобы это шоу случилось, а кандидаты превратились в персонажей, роли и образы которых понятных нам, существует политический брендинг.
Люди-персонажи
Когда мы формируем мнение о человеке или о бренде, для нас он превращается в персонажа. Мы узнаем что-либо о человеке, эта информация моментально соединяет образ человека с соответствующим этим качествам ролью, или архетипом.
В брендинге, как и в зрелищных искусствах, мы также используем архетипы. Именно они позволяют превратить просто человека в героя, имеющего яркие черты характера, друзей и врагов, цели и идеологию.
Сегодня посмотрим на архетипы у кандидатов в президенты.
Дональд Трамп — Изгой и Провокатор
Трамп ведет себя отличным от нормального образа политика: он резко неприемлем, при этом общественное мнение ему глубоко безразлично.
Такое поведение и весь образ Трампа выражает архетип Изгоя (Бунтарь).
- Обещание бренда: разрушить либеральный порядок
- Цель бренда: уничтожить всё, что не работает
- Стратегия достижения цели: атака, шокирование
- Ключевая цель: Америка всегда на первом месте
Брендам-Изгоям безразлично, что о них думают другие, они агрессивно следуют своей цели, в инструментах этого архетипа жестокость, эпатаж, нарушение правил, разрушение.
Для брендов-бунтарей характерно использование запретной эстетики, ярко-красных цветов, особенно в сочетании с черным:
В брендинге для обозначения роли и образа бренда обычно используется 12 основных архетипов (имеющих множество подтипов), однако количество самих архетипов намного больше, а еще больше их комбинаций. Поэтому анализируя личность мы можем пойти дальше и детализировать составляющие бренда Трамп, в основе которого — архетип Трикстер.
Архетип, который бессознательно управляет Трампом — это Трикстер.
Кто такой Трикстер? Трикстер — это озорник-обманщик, вероломно путающий всех и обманывающий даже самого себя. Двуличие, нарушение общественного порядка, ставить все вверх дном, выходить за рамки приличия — самые типичные признаки Трикстера, которыми славится действующий президент.
Трамповский трикстер, обещает снова делать Америку великой, продает невозможное, великую иллюзию, но только если он главный, единственная альтернатива на пост президента; трикстер — это всегда шоу одного человека.
Список конфликтных и провоцирующих действий Трампа:
- Называет коронавирус «китайским», усиливая конфликт и провоцируя на расизм
- На первых президентских дебатах в этом году он перебил Джо Байдена 71 раз, против 22 раз со стороны Байдена.
- Список тех, кого публично оскорбил Трамп перевалило за 590 человек
- Президент США Дональд Трамп отказался пойти на мирную передачу власти, если он проиграет ноябрьские выборы
Трикстер Трампа близок к минусовому Шуту из 12ти архетипов, но чистый Шут не воспринимается людьми как Тот, кто может удержать власть, Шут вызывает смех, а иногда и вовсе ощущение отсутствия ума.
Противостоять сильнейшей паре архетипов Изгою-Трикстеру сложно: он олицетворяет силу и мощь, его образ невозможно «очернить», он изначально отрицательный, а любая атака будет перевернута или доведена до абсурда. Кроме того, Изгой дает Трампу карт бланш делать все, что он хочет, — радикальная свобода, которая не доступна его конкурентам.
Байден — Заботливый Друг
В противовес кровожадному разрушителю Америка выдвинула кандидата, который олицетворяет ценности, которые изначально сформировали государство: архетип Друг.
Друг — это демократ, один из толпы, хороший парень. Это честность, скромность, взаимовыручка, дружелюбие, демократичность, равенство и братство. На сайте Байдена мы видим его скромную историю, где открыто рассказывается о простом парне Скрэнтона, штат Пенсильвания, о его скромном начале в карьере и пошаговый путь его побед и поражений.
- Обещание: битва за Душу нации, восстановить Америку
- Цель: ДАВАЙ сделаем ЭТО.ВСЕ вместе.
- Стратегия: Я понимаю тебя, потому что я — это ты
- Ключевая цель: время равных возможностей, равных прав и равной справедливости. Пришло время для экономики, которая вознаграждает тех, кто действительно делает работу
Стратегия Друга — это быть таким же как и все, неидеальным, со своими слабостями, но при этом быть добросовестным и нравственным (тут мы видим соединение с Идеалистом).
- Не употребляет алкоголь
- Примерный семьянин
- В детстве страдал от заикания
Для брендинга архетипа Друг часто используется ретро-эстетика, мягкие неагрессивные натуральные цвета, зеленый, коричневые, светлые оттенки голубого и песочного.
Второй архетип Байдена — это Заботливый.
«Пришло время президента, который встанет на защиту всех нас» — слова из предвыборного видео Байдена, это слова о Защитнике. От кого защищать Америку? Разумеется от Трампа. Именно это и является стратегией демократов: противопоставить агрессору-Трампу образ любящего сердца — Заботливую Мать, саму идентичность американцев- страну, которую сейчас нужно защитить. Любовь и альтруизм — основа архетипа Заботливый (он же Защитник, Хранитель, Мать Тереза).
«Человек с сердцем» — еще один образ Заботливого. Центральный мотив Заботливого — поддержать, обеспечить лучшие условия для развития, исцелять, защитить от вреда.
Архетип Опекуна, также как и Друга — это исключительно положительные добродетельные образы, которые пробуют противопоставить Силе и Бушующей Агрессивности. Разрушение и Сила против Беззащитности. Однако потребность Защитить то, что любишь — мощное оружие. Как в итоге сложится сценарий — увидим в ближайшее время.
Комментарий недоступен
Да, это кажется простым. Но помимо логики, есть еще много других факторов принятия решений- им может не нравиться кандидат, даже если они демократы или республиканцы. Люди вообще выбирают по большей части иррационально.