Потребительский инсайт — манипуляция или инновация? Обсуждаем с генеральным директором креативного агентства Red Keds Виталием Быковым
О госте:
Виталий Быков - генеральный директор креативного агентства Red Keds. Соучредитель в IKRA, программный директор в G8.art. Член Noôdome и других ученых сообществ. Легенда, он перевернул рынок рекламы.
Инсайт – это важная история в маркетинге?
В рекламе обсуждение инсайта даже гораздо интереснее, чем креатив. Есть очень много теоретических изложений, но примеров классных инсайтов их, на мой взгляд, не так уж и много. Классический рекламный стратег всегда будет говорить, что надо найти офигенный инсайт, для того, чтобы на него придумался креатив. Ты знаешь, в рекламе есть такая штука, что тебе нужно придумать крутую креативную идею, но обыватель не знает, как придумать эту креативную идею.
То есть у всех представление, что это какая-то вспышка озарения и случайный всплеск мозга, откуда-то с небес к тебе приходит идея. На самом деле, когда придумываем рекламу, мы говорим, что варим кашу из топора. То есть нам надо придумать, во-первых, что-то необычное, нам нужно выделиться среди конкурентов, и вот у нас есть с вами арт-директора, креативные директора, и они должны что-то придумать.
И перед нами какой-то батончик шоколада или дезодорант, или автомобиль, и нужно придумать такую идею, которая по какой-то причине заставит человека купить этот предмет. И на чём должны основывать креативщики свои идеи. Они могут быть в пустом поле и придумывать из воздуха эти идеи, а ещё их может замотивировать классный стратег.
И вот если мы говорим, что существует инсайт или не существует его, это на самом деле, как для предпринимателей, не очень важный диалог. Верим мы в инсайт или не верим. Я предлагаю верить в то, что зажигательный, интересный инсайт помогает придумывать классный креатив. Мы можем с тобой считать, что инсайт — это предварительные ласки креатива.
Почему на рынке так мало гениальных рекламных компаний?
Слушай, ну почему так мало гениальных поэтов, почему так мало гениальных художников? Мы же с тобой имеем дело с неким творческим произведением, которое должен создать агентство или какой-то стратег. Это творческое произведение должно родиться помимо одного этого инсайта, потому что можно придумать классный инсайт, но владелец бизнеса не разглядел в нем потенциал для бизнеса. Или можно придумать классный инсайт, а креатив обосрался и не сделал ничего креативного. Я не думаю, что мало плохих инсайтов. Я думаю, что мы просто не видим в крафте, как эти инсайты проработались. Ну и здесь можно сказать, что тут я выступаю за стратегов, потому что зачастую они остаются на заднем фоне, а известными становятся креативные директора и копирайтеры.
А стратег, который их мотивировал на создание этого гениального ролика, он остается где-то в тени. Мы не можем назвать великих стратегов, уровня архитекторов, а при этом это люди, которые обладают аналитическим навыком, и при этом они должны быть в контексте культуры.
Это очень редкое свойство характера, чтобы человек был, во-первых, адекватен в современной культуре, и при этом еще обладал каким-то аналитическим вкладом ума. Обычно, если человек-аналитик, он какой-то задрот, ковыряется, не знаю, в книгах 19 века, но его не интересует окружающий мир. А стратеги рекламные — это как раз люди, которые вообще следят за актуальностью культуры, потому что реклама — очень быстро протухаемый продукт, и тебе нужно быть суперсовременным, потому что уже через три месяца твоя реклама не работает, нужно делать другую.
Поэтому мы не видим много классных инсайтов, много классных, интересных, творческих и гениальных вещей, потому что мы с тобой все время находимся в неком моменте, где должно сойтись очень много интересных вещей.
В чем причина популярности дополнительного образования и различных курсов?
Давайте посмотрим на то, что был бум образовательных платформ. Был, потому что, как мне кажется, сейчас все спало. Был невероятный бум Skillbox, Skillfactory, разных онлайн-школ. Люди везде учились, это были большие миллиардные деньги. И вот что, все научились что ли? Нету новых людей. Почему-то пропала фишка, почему-то нету больше таких оборотов, почему не повторяется? Новые же люди должны подрасти, дети подрасти.
Это же не демографическая история, это какая-то культурная история. Почему была такая большая потребность в образовании, а теперь она вдруг стала меньше? Мне кажется, что первый, кто в этот поезд запрыгнул, попал в жизненный цикл потребности людей к развитию. Может быть на самом деле меньше в образовании денег не стало.
Все увидели, как первые кладоискатели заработали свои первые «золотые» слитки, и туда двинуло очень много образовательных программ. И вот тут много образовательных программ распределилось не между тремя игорками, а между тремя тысячами игроками. Но тут мы имеем дело даже не с инстайтом, а с пирамидой Маслоу, ведь у людей есть не только физиологические потребности, но и интеллектуальные, духовные и прочие.
О подкасте:
Меня зовут Виктория Егоренко, я основательница продюсерского центра и медийного проекта Digital зеркало и моя суперсила — придумывать гипотезы. В каждом выпуске своего подкаста «С другой стороны» я буду придумывать спорный тезис из сферы маркетинга или бизнеса и вместе с гостями рассматривать его с разных сторон.
Зарабатывает ли инфобизнес манипуляциями и когнитивными искажениями? Где больше денег — в офлайн- или онлайн-бизнесе? А запуск бизнеса в узкой нише — это гарантия успеха? Об этом я буду говорить в подкасте «С другой стороны».
Не пропускайте новые выпуски, которые будут выходить еженедельно и подписывайтесь мой телеграм-канал «Диджитал Зеркало Виктории Егоренко»
Послушать полную версию подкаста и узнать о том, что же такое потребительский инайст, заменят ли нас ИИ и при чем вообще здесь девшуки легкого поведения можно на любой платформе ТУТ