Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Виктория Одинцова, директор по маркетингу Calltouch, в деталях разобрала главные моменты Callday 2020 и рассказала, как превратить в шоу 5 часов прямого эфира.

Всем привет. На связи Виктория Одинцова, директор по маркетингу Calltouch. 14 октября в прямом эфире мы провели главную для нашей компании конференцию в году – Callday 2020. В прямом эфире. Без записи, ретуши и ВТБ Арены. Сегодня я расскажу о том, как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала очередным вебинаром.

Мы в Calltouch большие специалисты по части мероприятий. Чего у нас только нет – и митапы, и лекции, и отраслевые конференции, и вечеринки. В общем, всего и не перечислишь. Мы постоянно качаем тему маркетинга, говорим о нем нежно и трепетно. И давно поняли, что в В2В без ивентов никуда – это отличный источник лидогенерации, влияет на аварнесс и, конечно, на лояльность текущих клиентов.

Раз в год мы проводим большую конференцию, на которой рассказываем про бизнес. Стараемся без тониробинсонов, а так, чтобы по делу, но от первых лиц, занимающихся операционной деятельностью.

Как это было в прошлом году, я рассказывала здесь. Мы собирались на ВТБ Арене, долго готовились и жутко волновались. В этом году планировали сделать ровно тоже самое, но тут пришел ковид. Мы быстренько перевели все наши мероприятия в онлайн, но до последнего верили, что Большой Callday останется на ВТБ Арене.

Почему? Во-первых, потому что не верили, что сможем повторить такое же масштабное мероприятие в онлайне. Ведь нужно было сделать так, чтобы Callday 2020 заметно отличался от всех остальных наших онлайн-активностей. И конечно же, не походил на очередной вебинар с головой спикера в маленьком окошке.

Во-вторых, мы сомневались, что у нас получится собрать по-настоящему много людей в онлайне. Давайте будем честны: за последние 7 месяцев все уже основательно наелись онлайн-мероприятиями, никого ничем не удивить.

Пришлось взять пару бутылок вина и серьезно подумать. Идеи зароились в голове, мы собрали аудиторию и придумали, что показать, чтобы всех удивить.

Контент всему голова?

Я уже говорила, что раз в год мы делаем большую конференцию про бизнес. В 2019-м говорили о том, как из стартапа превратиться в большую, серьезную компанию. В этот раз повестка дня была очевидной – 2020 однозначно вошел в историю бизнеса, как самый непредсказуемый. Говорили, конечно же, о том, как сами-знаете-какая болезнь и самоизоляция изменили стратегии, планы и маркетинг известных компаний.

Когда формировали программу, специально выбирали бизнесы и индустрии, которые сильнее всего трансформировались и ощутили на себе все возможности 2020-го: доставка, продажа авиабилетов, онлайн-образование, электронная торговля, медиа и другие. Когда я говорю трансформировались, я имею ввиду перемены как в лучшую, так и в не очень сторону. В число наших спикеров вошли Aviasales, Яндекс.Go, AliExpress Russia, FITMOST, Lamoda, 1С-Битрикс, Skillbox и – для многих неожиданно – Серебряный дождь. Ну и конечно же, мы не смогли не рассказать свою историю этого года.

Всем интересен материал из первых уст. Нашими спикерами стали основатели и CEO компаний. Этот контент хотелось подать как хорошее блюдо в ресторане. Для этого мы хорошенько все подготовили.

Свет! Камера! Мотор!

Открытие – чуть ли не самый важный этап. От того, какое впечатление произведет Opening, зависит количество участников. Роликов было два.

Первый. Нам нужна была широкая география – это была сама суть ролика. Когда работали над сценарием, мы думали – с чего бы нам начать? В этом году мы планировали собрать всю Россию. А если собрать всю Россию, то почему бы нам не показать, кто нас смотрит? Несмотря на то, что мы не можем встретиться лично с участниками, важно было показать, как нас много. Ролик, с которого мы начали, передал эту идею.

Посмотреть видеоролик «Открытие Callday 2020»

Мы переписывали сценарий конференции несколько раз. Было важно, чтобы это был классный и драйвовый разогрев – достаточно короткий, чтобы люди не устали с самого начала, но достаточно продолжительный для того, чтобы они с головой вовлеклись в процесс. Так родилась идея с экскурсией по офису. Мы решили пройтись по офису, показать его и пообщаться с коллегами.

Выбор был неслучайным – это были Наталья Топорова, руководитель отдела обучения Calltouch, и Роман Хохлов, технический директор Calltouch. Почему именно они? Все просто: Наталья – большой специалист в теме обучения, и вопрос о том, так ли важно обучаться и стремиться к знаниям был более, чем уместен.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Роман же руководит разработкой, то есть по сути, возглавляет «кузню» нашего продукта. И еще он работает в компании более четырех лет, поэтому отлично знает, как трансформировалась конференция Callday год от года. Поговорили с Романом в его отделе и вернулись на первый этаж.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

В ивент-пространстве проходила подготовка к самому главному. Официальную часть конференции нужно тоже начинать громко. И если на ВТБ Арене в 2019 году у нас было пробирающее до мурашек шоу с барабанами, музыкой и светом, то в этом году пришлось придумывать что-то не менее яркое и особенное. Только в онлайне. И мы придумали – решили показать всю концепцию Callday 2020: так родился ролик в стиле веб-панк с полной ретроспективой 2020 года.

Посмотреть видеоролик «Интро Callday 2020»

В него было вложено много сил – ведь с него начиналась программная часть конференции. Именно он задал тон мероприятию.

Хочу как в кино

Не менее важно то, что творится в самом зале – какая там обстановка, динамика и атмосфера. Да, это способна передать камера. И тут использовали все, что знали.

Сцена была небольшой, но настоящей – с экраном, дублирующей плазмой и таймером на большом экране.

Более того, в зале были зрители. Для спикера очень важен зрительный контакт, не говорить в пустоту. Поэтому мы заранее попросили нескольких коллег поучаствовать в конференции и стать зрителями – внимательно слушать и аплодировать. Конечно, с соблюдением социальной дистанции, так что сидели через одного.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Мы снимали в офисе и понимали, что у нас нет возможности показывать множество разных локаций. Ну нет у нас длинных коридоров, залов и массы живописных закоулков. При этом, было важно показать динамику. Поэтому мы вышли из положения, используя несколько разных планов. Спикеров мы показывали не только на сцене (или упаси Гай Ричи, голову в экране), а снимали их проходку к сцене, само выступление с нескольких камер, проходку в бар и, конечно, интервью за барной стойкой.

Кстати, о барной стойке. Когда мы к ней примерялись, то поняли, что чего-то не хватает. Ну конечно! Какой бар без бармена. Поэтому мы наняли отдельного человека – на секундочку, настоящего профессионала, который в течение пяти часов выполнял привычные, годами отточенные движения.

Протирал бокалы, стойку, подавал напитки, передавал подарки – в общем, изображал бурную деятельность. Получилось довольно живенько, на заднем плане постоянно было какое-то движение.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Со спикерами тоже было не так просто, запомнилось два момента. Первый – один из спикеров не смог лично присутствовать на мероприятии. И если решение с выступлением очевидно, то интервью хотелось как-то обыграть. Для этого на барную стойку мы поставили большой экран – получился отличный разговор тет-а-тет, который не выбивался из концепции мероприятия, а стал его изюминкой.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Второй – выступление англоговорящего спикера. Приняли решение нанять переводчика-синхрониста, у которого оказалась крайне обаятельная манера речи. Так и вышло, что то, что могло стать проблемой, в итоге ею не стало.

Спикеры меняются, а ведущий остается

Спикеры спикерами, но ведущий – это тон всего мероприятия. Кто-кто, а именно модератор должен «драйвить» конференцию. А это, на минуточку, пять часов работы.

Но даже этого мало. В такого рода ивентах важно, чтобы человек был в теме, понимал, какие вопросы стоит задавать спикеру, знал терминологию и рынок. Согласитесь, каким бы классным не был, например, финансовый директор, он не разберется в дебрях интернет-маркетинга. Конечно, это работает и в обратную сторону, поэтому каждому свое.

Плюс, нужно быть готовым к любому, вообще к любому, серьезно, форс-мажору. Отшутиться, сохранить внимание публики, сориентироваться на негатив – все это лежит на плечах ведущего в течение всего эфира.

В нашем случае это была я. Говорят, получилось неплохо. Но лично мне не очень понравилось: волнение было заметно настолько, что я даже дышала как пылесос (и это я не кокетничаю и не напрашиваюсь на комплименты).

Всем приветики в этом чатике

Казалось бы, просто чат. Но есть много подводных камней, сейчас расскажу.

Да, мы его оставили – и это круто. Конечно, мы много насмотрелись и у себя, и у коллег – негатив, боты, полотна бессмысленного текста. В общем, все то, что цветет на YouTube пышным цветом. Однако мы не могли оставить зрителей без главной составляющей каждой конференции – общения. Между собой, со спикерами, будущими партнерами и представителями компаний.

В течение полугода мы уже использовали этот инструмент на отраслевых Callday. Но в этот раз все по-другому – более широкая, непредсказуемая и активная аудитория. Как говорится, большая сила – это большая ответственность. И мы решили сделать чат ну просто суперкрутым. Как?

Во-первых, было несколько модераторов в чате. Елизавета Теряева, руководитель группы контент-маркетинга Calltouch, распределяла вопросы и координировала действия команды.

Елизавета Лисина, специалист по маркетингу, передавала вопросы участников модератору конференции для того, чтобы их озвучили в эфире.

Вероника Карасева, менеджер контентных проектов и бессменный email-маркетолог, закидывала в чат интересные факты из индустрий, которые вызывали обсуждение и живую реакцию.

И наконец, Николай Большаков, копирайтер Calltouch, отвечал на все организационные вопросы участников и сообщал статус их вопросов.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Во-вторых, в течение доклада CEO Calltouch Алексея Авдеева в чате было порядка 10 сотрудников Calltouch – продажи и аккаунтинг, отвечавшие на вопросы клиентов. Несколько из них оставались до самого конца. Также мы попросили помощников спикеров уделить время в течение выступления их компании и 10-20 минут после, чтобы успеть ответить на каждый-каждый вопрос.

К чату мы готовились основательно. Но более основательно мы готовились к форс-мажору – что делать, если трансляция упадет? Уже за пару недель до Callday 2020 я во сне могла перечислить, кто и за что отвечает, если все пойдет не по плану: кто бежит сообщать ведущей, кто идет к ответственному за трансляцию, какая ссылка будет и что писать участникам, чтобы они не отключались. В черновиках лежали уже готовые email и посты в соцсети – только нажать на «красную кнопку». Этот план не пригодился, но гораздо спокойнее, когда он есть.

Елизавета Теряева, Руководитель группы контент-маркетинга Calltouch

Вот несколько советов по модерации чата, если вы планируете действительно большой ивент:

  • У вас должен быть четкий план действий. В противном случае вы можете получить или звенящую тишину, или собрание ботов, спамеров и флудеров.
  • Заготовьте ответы на самые частые вопросы – они всегда бывают: будет ли запись, пришлете ли презентации и прочее.
  • Также подготовьте пул ответов на случай форс-мажора – «Произошли неполадки, но мы с вами, не отключайтесь», «Что-то пошло не так, давайте перейдем на резервную ссылку – вот она». Это сэкономит время.
  • В чате точно должно быть несколько человек – один просто физически не справится с потоком сообщений. И предусмотрите все возможные сценарии – спамеры, тишина и, главное, падение трансляции.
  • Просмотрите правила площадки трансляции. Например, на YouTube вы не можете отправлять сообщение больше 200 знаков.

Поехали дальше.

Это вам не вебинар

Давайте будем честны – все подустали от онлайна. Перед Callday мы прекрасно это осознавали, поэтому цель была сделать не вебинар, а шоу. Фишка нашего онлайна была в том, что на протяжении всего дня мы общались с аудиторией.

В рамках сценария мы придумали вопросы, которые мы будем задавать аудитории в эфире и оформили их в виде голосования с вариантами ответов.

Функционал YouTube позволяет закинуть в чат опросник – и мы это использовали. Мы понимали, что отследить ответы и подбить статистику из чата у нас просто не хватит времени, поэтому кидали в чат ссылку с ней. Это прямой эфир – поэтому я просила коллег-модераторов чата кинуть ссылку – и она там появлялась.

Одно дело просто скинуть голосование – и совсем другое давать обратную связь участникам. Например, перед докладом мы кидали в чат трансляции голосование, в течение доклада-двух модераторы о нем напоминали, а после я комментировала в эфире результаты. Ответы тех, кто давал свой вариант тоже озвучивались. Таким образом участники понимали, что они отвечают не в пустоту. Их мнение видно и важно.

Еще одна классная штука – за месяц до конференции мы запустили конкурс в Инстаграме с простыми правилами. Нужно было выложить отвязную фоточку, поставить гео и хештег #ВсеНаCallday2020 .

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

И это, конечно, было не просто так. В рамках нашей концепции мы планировали открыть конференцию роликом со зрителями. Нам хотелось показать, что мы собираем не только Москву и Питер, а действительно бизнес-коммьюнити всей России. Это помогло получить сразу несколько профитов: с одной стороны мы создали информационный шум в Инстаграме, с другой – взбодрили нашу страницу (благодаря конкурсу подписчики приросли органически).

Фотографий было действительно много, и мы бы просто не смогли показать их все в эфире – пришлось бы отдельно снимать приквел к Callday 2020. Из этого родилась еще одна идея – почему бы нам не делать во время эфира врезки из Инстаграма со зрителями? К ним примкнули и вновь прибывшие. Таким образом в день проведения конференции мы добились еще большего охвата и вовлеченности.

Как сделать так, чтобы ваша онлайн-конференция не стала «очередным вебинаром»

Кстати, вопросы спикерам – это тоже очень важный пункт. Почему-то многие не верят, что участники ждут ответов и радуются, когда их получают. Поэтому важно не только озвучивать автора вопроса в эфире, но еще и тегать ник человека. Если подсветить имя через @, то зрители такие «Ого, я услышан!».

Как подводили итоги и делали выводы

Конференция длилась пять часов. За это время мы получили порядка 1,5 тысяч новых подписчиков на наш канал на YouTube. В среднем конференцию смотрели по полчаса. Уже сейчас число просмотров достигло 200 000 и продолжает уверенно расти.

Но самое главное. В самом начале, в пике, у нас было 3,5 тысячи участников – в конце около 2 тысяч человек. То есть чуть больше половины зрителей были с нами на протяжении всего дня. Смотрели. Слушали. Спрашивали. Это говорит о том, что мы всё сделали правильно (ладно, может и не всё, но точно многое) и получили отклик масштабной аудитории. Не 2-3 человек. Двух тысяч.

1818
9 комментариев

Статья прекрасна, как и сам Callday! Спасибо за такой бесценный опыт😊

1
Ответить

Спасибо. 

Ответить

Максимальный уровень самолюбования и спесь, словно вы высадились на Марс. На деле, вы не переплюнули своего бармена - изображающего бурную деятельность. ЗЫ: Хвальба в комментах от своих же коллег по цеху, вдохновляет? :)

Ответить

А кто из подобных компаний делает такой уровень мероприятия? Не сотрудник компании ;) Calltouch вы лучшие!!!

2
Ответить

Конечно, мне приятно слышать похвалу. Но больше меня вдохновляет конструктивная критика. Судя по вашим словам, Callday вам не зашёл. И я бы с радостью выслушала, почему, чтобы исправить ошибки в следующем году. 

Ответить

Мне лично эта "конфа" не зашла.

Ответить

Чем именно? Дайте пояснения. 

Ответить