SEO, SMM или контекстная реклама: в чём разница и что выбрать для вашего бизнеса?

В статье разберём особенности каждого канала привлечения трафика, их плюсы и минусы, а также дадим рекомендации для малого бизнеса с ограниченным бюджетом.

SEO

SEO (Search Engine Optimization) — это улучшение позиций сайта в поисковой выдаче Google и Яндекса. В идеале ваш сайт выходит в ТОП-10, а пользователи находят вас бесплатно.

SEO - это три вида работ:

  • Техническая работа над сайтом. Сайт настраивается так, чтобы поисковые системы могли понять, о чём он, и предлагали его пользователю в ответ на ключевой запрос. Здесь также проходит работа над удобством сайта для пользователя: если, например, текст на сайте будет нечитаемым, люди не будут задерживаться. Поисковая система это поймёт и опустит сайт ниже в строке выдачи.
  • Наполнение контентом. Чтобы ваш сайт попался пользователю на глаза, хотя бы одна из его статей на сайте должна отвечать на запрос. Для этого SEO-специалист собирает все популярные запросы в вашей нише и составляет технические задания для написания текстов.SEO-копирайтер пишет статьи, которые идеально распознают и люди, и поисковые системы: они должны быть читабельными, содержать нужные ключевые слова и фразы и отвечать на запрос.
  • Закуп ссылок и проч. Чем больше сторонних ресурсов ссылается на ваш сайт, тем более он полезный с точки зрения поисковой системы. Есть специальные сайты, которые за деньги размещают ссылки на сайты. Это называется закуп ссылок. Также можно сделать сайт более популярным, если в конце каждой статьи на вашем сайте давать ссылки на другие страницы.

Важно: SEO-оптимизация хорошо работает для сайтов, созданных на определённых CMS-системах. Если сайт - это дом, то CMS - это что-то вроде архитектора. Функциональность сайта зависит именно от CMS. Если ваш сайт сделан на Тильде или Shopify, он может быть очень красивым, но продвинуть его в SEO практически невозможно. Лучший выбор - Битрикс, с ограничением бюджета - Вордпресс.

Плюсы SEO:

  • Долгосрочный эффект. Если сайт занял хорошие позиции, он долгое время приносит клиентов без дополнительных затрат.
  • Высокий уровень доверия. Пользователи больше доверяют органической выдаче, чем рекламе.
  • Окупаемость в долгосрочной перспективе. Хотя вначале придётся много вкладываться, стоимость клиента со временем снизится.

Минусы SEO:

  • Долгий срок получения результата. Первые результаты можно увидеть через 3-6 месяцев, часто дольше.
  • Высокая конкуренция. В популярных нишах сложно пробиться без серьёзных инвестиций.
  • Зависимость от алгоритмов поисковиков. Google и Яндекс регулярно обновляют свои алгоритмы, и позиции сайта могут неожиданно просесть.

SMM: продвижение через социальные сети

SMM (Social Media Marketing) — это продвижение бизнеса в социальных сетях: ВКонтакте, Instagram, Tiktok, YouTube Shorts и других платформах.

В целом SMM - это именно органическое продвижение. Его основная цель - сделать контент интересным, добиться большого числа комментариев и реакций, чтобы соцсеть показывала его большему числу пользователей.

Но часто под SMM также понимают просто ведение страницы. Например, в Телеграм невозможно органическое продвижение, но через него всё ещё можно продавать товары и услуги. В этом случае SMM-специалист будет работать над удержанием подписчиков, охватами и конверсией в покупку.

Плюсы SMM:

  • Быстрое взаимодействие с аудиторией. Можно общаться с клиентами в комментариях и личных сообщениях.
  • Формирование лояльности. Контент в соцсетях строит доверительные отношения с пользователями.
  • Гибкость в подаче информации. Можно тестировать разные форматы: посты, сторис, видео, прямые эфиры.

Минусы SMM:

  • Нужен постоянный контент. Регулярность публикаций критически важна для охватов. Если вы не будете выкладывать контент 1-2 недели, о вас забудут, и набирать аудиторию впоследствии будет сложнее.
  • Медленный рост без рекламы. Органический охват снижается, и приходится вкладываться в таргетированную рекламу или посевы у блогеров. Особенно если вы - коммерческий аккаунт, практически невозможно пробиться без серьёзных вложений в трафик. Исключения составляют те аккаунты, которые вкладываются в грамотных СММ-специалистов. Хороший пример: Мармеладыч.
  • Зависимость от платформы. Соцсети меняют алгоритмы, и охваты могут упасть в любой момент.

Контекстная реклама

Контекстная реклама — это объявления, которые показываются пользователям в поисковых системах и на партнёрских сайтах. Для запуска контекстной рекламы договор заключается между вами и поисковой системой: Google, Yandex.

Рекламой в браузере занимается директолог. Помимо контекстной он продвигает компании за счёт поисковых и мастер-кампаний.

Важно знать, что после запуска кампании нужно дать ей время настроиться. Алгоритмы браузера не сразу понимают, какая именно ЦА вам нужна, поэтому подождите две-три недели прежде чем делать выводы о стоимости лида.

Плюсы контекста:

  • Быстрые результаты. Реклама начинает работать сразу после запуска.
  • Гибкость управления бюджетом. Можно настроить дневные лимиты и платить только за клики.
  • Высокая точность попадания в целевую аудиторию. Объявления показываются только заинтересованным пользователям.

Минусы контекста:

  • Стоимость кликов может быть высокой. В конкурентных нишах ставки за клик достигают сотен рублей.
  • Реклама перестаёт работать, когда заканчивается бюджет. Нет денег — нет трафика.
  • Требуется грамотная настройка. Ошибки приводят к сливу бюджета. Иногда - катастрофическому.
  • Конкуренты могут скликать весь ваш бюджет. В контекстной рекламе вы платите за клики. Если конкурент увидит вашу рекламу, он может натравить на вас ботов, которые будут на неё кликать. Тогда вы сольёте бюджет.

При работе с рекламными бюджетами крайне важно найти грамотного специалиста. Тогда вы избежите проблем.

Что выбрать?

Выбор зависит от ваших задач и бюджета:

  • Если важны быстрые заявки, а бюджет позволяет — контекстная реклама.
  • Если хотите стабильный поток клиентов в долгосрочной перспективе — SEO.
  • Если продукт подходит для продвижения в соцсетях (В2С) — SMM.

Часто лучшие результаты достигаются при комплексном подходе. Если вам сложно определиться, я помогу разработать стратегию продвижения, учитывая ваш бюджет и бизнес-цели. Пишите в тг: @altvictiory1.

Ошибки малого бизнеса при выборе маркетинговых инструментов

  • Ожидание мгновенных результатов от SEO. SEO отлично работает в долгосрок, но требует регулярных ежемесячных вложений в 80-200 тыс.р.
  • Ставка только на органику в соцсетях. Без рекламы сложно получить охваты, если ваш аккаунт коммерческий.
  • Неправильная настройка контекста. Часто новички тратят бюджет на нерелевантные запросы. Лучше всего нанять специалиста.
  • Отказ от аналитики. Без анализа эффективности кампаний невозможно улучшить результат.
  • Выбор неподходящего подрядчика. Многие предприниматели сталкиваются с недобросовестными исполнителями.

Пишите в личку, если хотите увидеть стабильный рост заявок в ваш бизнес.

Начать дискуссию