Кейс SERM/ORM — как мы увеличили количество положительных упоминаний о медицинской клинике в 200 раз
К нам в агентство обратилась клиника с 25-летней историей — одна из старейших среди аналогичных медучреждений России. В нее можно обратиться за консультацией квалифицированных специалистов, пройти ультразвуковую диагностику, сдать ряд анализов и получить качественное лечение. Основной принцип работы – не навредить, с вниманием подойти к вопросу каждого пациента и оказать своевременную помощь.
Цель обращения в ArrivoMedia — эффективная работа по управлению репутацией клиники.
Задачи
- Разработать стратегию присутствия бренда в информационном пространстве. Найти правильные коммуникационные алгоритмы в работе с клиентами.
- Анализировать репутацию бренда, параллельно изучать конкурентов клиники.
- Регулярно отслеживать любые упоминания бренда в интернете – как позитивные, так и негативные, и отрабатывать их.
Создавать новые инфоповоды в Сети для обсуждения клиники.
Удалять и сглаживать острые углы негативных высказываний.
Редактировать и публиковать свежие отзывы клиентов.
- Стимулировать пациентов клиники оставлять в интернете реальные отзывы. Отслеживать по кварталам динамику изменений количества негатива в сторону бренда.
Решение
Когда мы начали анализировать репутацию, обнаружили множество отзывов разной тональности: и положительной, и отрицательной. Контроль за этими упоминаниями не был приведен к единому знаменателю. Ранее не отслеживалась динамика отзывов, не исследовалось информационное поле. Также не велась работа с клиентами – их не мотивировали к написанию новых отзывов. Никто не интересовался их мнением о врачах и услугах. На многих интернет-ресурсах оставалась устаревшая информация о клинике.
Уже в начале сотрудничества мы поняли, что клиника нуждается в сильной, грамотной стратегии работы по укреплению репутации.
Аудит репутации
Мы провели анализ тональности всех найденных комментариев о клиники в Сети, создали карту отзывов, настроили систему автоматического отслеживания. Автоматизированные сервисы не собирает отзывы с узкотематических площадок (в данном случае это Medkompas.ru, Prodoctorov.ru, Med-otzyv.ru, Vsevrachizdes.ru), поэтому в дополнение мы подключили регулярный ручной мониторинг по всей базе тематических отзовиков.
Исходя из позиций на отзовиках, мы проанализировали клиники конкурентов и сравнили их статус и рейтинги с позициями нашего клиента. Составили таблицы, в которых сделали группировку по площадкам, рейтингам, тональности и динамике упоминаний.
В результате работы, нам удалось сформировать представление о репутации клиники и понять, в каком направлении двигаться для улучшения репутации.
Стратегия
Основные цели:
- Отслеживать и контролировать информацию о клинике, которая появляется в интернете;
- Оперативно отвечать на все вопросы клиентов, а также работать с любыми отзывами: положительными и отрицательными;
- Максимально увеличить охват упоминаний клиники в Сети;
- Повысить количество и улучшить видимость хороших отзывов в поисковиках.
Для осуществления целей была сформирована команда из 8 специалистов: от аккаунт-менеджеров и копирайтеров, до seo-оптимизаторов и аналитиков.
Для начала мы решили перекрыть негатив с видимостью Lv более 50%. Далее – внести изменения в неверные карточки компании на различных сайтах и оптимизировать систему предоставления отчетности клиенту. Нам удалось настроить все так, чтобы можно было легко следить за работой команды, корректировать ее и рассказывать клиенту о результатах.
Следующий шаг – увеличение количества и качества упоминаний бренда. Для этого мы зарегистрировали представителей клиники на различных сайтах. Также провели майндмэпинг: составили карты с информацией о размещении информации о клинике на популярных сайтах.
Мониторинг
Отзывы о клиенте мы отслеживали на:
- Общетематических сайтах наподобие Zoon.ru, Spr.ru, Yell.ru и др.;
- Площадках узкой направленности: Medkompas.ru, Prodoctorov.ru и др.;
- HR-площадках: Orabote.top, Pravda-sotrudnikov.ru, Jams.ru и др.;
- Всевозможных форумах, блогах и в соцсетях.
Каждый день мы видели порядка 30-40 новых обсуждений бренда на вышеупомянутых сайтах. Главной целью было поменять местами негативные и позитивные комментарии, значительно сократить количество отрицательных. Благодаря профессиональному мониторингу, мы безошибочно определили динамику и сезонность комментариев.
С соцсетями, общетематическими и HR-площадками мы работали автоматизировано, используя инструменты мониторинга. А все узкоспециализированные сайты, форумы, блоги отслеживались вручную.
Работа с негативом
Мы внимательно изучили все отрицательные отзывы и разделили их на сегменты, чтобы понимать, чем именно недовольны некоторые пациенты. В результате мы разработали перечень рекомендаций: как решать проблемы пациентов, чтобы они не писали в интернете недовольства. Негативные отзывы стали обрабатываться не стихийно и хаотично, а системно, шаг за шагом.
Комментарии от лица бренда появлялись в Сети не позднее, чем через час. Данная стратегия позволила существенно уменьшить процент плохих сообщений с 30 до 3,5%.
На крупных сайтах с весомой посещаемостью и видимостью Lv более 50% продолжали встречаться негативные отзывы. Вбив в поисковой системе что-то наподобие «клиника отзывы», на первых страницах появлялись нелицеприятные упоминания. Тогда мы внедрили агентов влияния на самые популярные тематические площадки, с целью создать положительный образ клиники среди сообщества того или иного сайта.
Рост упоминаний
Для достижения реального роста финансовой прибыли клиники по источникам переходов с сайтов отзывов, форумов, со страниц блогеров недостаточно одной только работы с негативными отзывами. Нужно еще и увеличивать охват людей, которые заходят на сайт клиники.
Для этого необходимо:
- Мотивировать клиентов клиники оставлять отзывы на площадках Рунета;
- Создавать отзывы и информационные вбросы;
- Публиковать статьи, интервью, новости и другие PR-материалы о клинике на ресурсах с хорошим охватом целевой аудитории;
- Сделать позитивную информацию видимой в поиске — SERM.
Мы опросили клиентов клиники и выяснили, что 90% из них нравится качество услуг, но они не оставляют отзывы в интернете. У них нет возможности разбираться с правилами сайтов, «логиниться», проходить модерацию. Особенно это касается ресурсов Otzovik.com или Irecommend.ru — отзовиков с постмодерацией и необходимостью предоставлять копии документов.
Пациенту, который только вышел из кабинета врача, мы предлагали написать отзыв собственноручно.
Попутно спрашивали у него разрешение на размещение отзыва в интернете. Если пациент торопился и отказывался написать отзыв от руки, наш специалист высылал ему на email текст уже готового отзыва для одобрения и разрешения публикации. Человек должен был просто ответить – согласен с этим текстом или нет. Если он давал согласие, то отзыв публиковался на сайтах-отзовиках.
Количество размещенных положительных отзывов в интернете от клиентов клиники выросло в 70 раз! Публикации делались анонимно или авторизовано – в зависимости желания пациента.
Далее было решено добавить на приоритетные площадки отзывы от агентов влияния. Это необходимо для того, чтобы оперативнее увеличить число положительных отзывов о клинике. Была выработана тактика еженедельной публикации новых отзывов в блогах и на форумах, параллельно запущена нативная реклама клиники на топовых медицинских порталах.
Мы завершили KPI по увеличению охвата положительных отзывов о бренде на 2 месяца раньше, чем планировали. Благодаря этому максимально оперативно начали продвигать в поисковиках ветки с большим количеством позитивных отзывов.
Мы успешно вывели 6 положительных веток обсуждений в топ в поисковиках. В итоге по запросу «клиника отзывы» в Гугл и Яндекс на первых позициях видны только хорошие отзывы о бренде заказчика. Но, несмотря на увеличенный охват и сглаживание негатива, средний рейтинг клиники был не идеальным: 1,8 из 5.
Работа с рейтингами
Работа всех рейтинговых систем строится по определенным алгоритмам. Чаще всего используют алгоритм Эдвина Вильсона. Его можно рассчитать по формуле:
Несколько позитивных отзывов в ТОПе не влияют существенно на рост рейтинга. А вот чем больше позитивных отзывов, тем лучше. Но важно помнить, что площадки с отзывами категорически нельзя спамить, модераторы могут удалить ветку за накрутку рейтинга и всю работу нужно будет начинать сначала. Поэтому мы составили перечень интересных нам площадок. Информация о них была распределена по приоритетам и алгоритмам рейтингования и модерации. Также был составлен план публикации положительных отзывов. За 1 год и 2 месяца средний рейтинг вырос с 1,8 до 4,7.
Работа усложнялась естественным снижением позиций. Как правило, люди оставляют негативные отзывы чаще положительных. На подобное оперативно реагировала наша команда по перекрытию негативных вбросов. В 30% случаев получалось договориться с пользователями или админами сайта об удалении плохих отзывов о клинике.
Повышение продаж
С представителями бренда было заранее оговорено, что продажей считается запись на прием человека, который обратился в клинику через сайт. В Яндекс Метрике настроены JavaScript-события на формы отправки заявки. По указанным ниже графикам видно, насколько часто пациенты переходили по ссылкам на сайтах.
Итог
- В 50 раз увеличить число записей с сайтов отзывов и форумов.
- В 10 раз снизить процент негативных комментариев о клинике.
- Увеличить в 200 раз число положительных упоминаний о клинике.
- Рейтинги бренда на тематических площадках отзывов заметно выросли и равняются 80%.
Также разработана четкая программа управления репутацией. Негативные отзывы удалены или же их процент максимально снижен. Многих KPI получилось достичь на 2 месяца раньше запланированного срока. Значительно выросла динамика публикации органических отзывов. Сайт клиники чаще упоминается в интернете, и этот факт положительным образом сказывается на SEO – в итоге не просто увеличился трафик по ссылкам, но и выросло количество посетителей, которые пришли на сайт из поисковиков.