Не все пропало, шеф

Восстановление российской экономики после первой волны пандемии коронавируса сначала замедлилось, а потом и вовсе замерло. Виной тому новый всплеск заболеваемости (вторая волна), который пока только ухудшил настроения бизнеса, а дальнейшие перспективы восстановления и развития экономики сделал еще более туманными.

Почти 8% падение ВВП, зафиксированное в России на сегодняшний день, — крупнейшее за последние 25 лет (по данным на конец сентября 2020 года — прим. ред.). При этом после кризиса 2008 года восстановление затянулось на два года. По оценкам экспертов издания Deutsche Welle, самый оптимистичный прогноз по восстановлению пострадавших от пандемии отраслей российской экономики, — 2-3 года.

Как вести себя во время подобных кризисов пострадавшим отраслям бизнеса? Какие меры предпринять, чтобы быстрее освоиться в дивном новом мире? Можно ли обойтись без потерь? Все это обсудим с экспертами Kokoc Help.

Не все пропало, шеф

Кризис: со знаком минус или плюс

Многое зависит от вашего восприятия: кто-то думает, что любая сложная ситуация — это проблема, которая угнетает и не дает спать спокойно, а кто-то воспринимает сложности как точки роста бизнеса. То есть не отрицает наличие проблемы, но пытается обернуть ее в свою пользу. Все вышесказанное можно проиллюстрировать реакцией «бей или беги», где люди из первой категории скорее попытаются закрыть глаза на проблему и избежать ее, будто ничего и не было, а люди из второго примера предпочитают встречать сложности лицом к лицу и атаковать.

Если вы хотите сохранить бизнес в кризис, а по возможности еще и расшириться, то игнорировать проблемы в компании и пытаться не думать о них — плохой выход. Необходимо искать варианты и воспринимать проблемы как то, что сделает компанию еще сильнее. Не зря в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов: один из которых означает «опасность», а другой — «возможность». Скажем так, все зависит от того, на какую часть слова вы смотрите.

И если с минусами кризиса более или менее все ясно, то какие же есть плюсы:

  • Увеличение способности компаний управлять рисками.

    Затяжные стрессовые ситуации учат бренды справляться с ними и находить выход, поскольку от этого будет зависеть их дальнейшая конкурентоспособность и вообще жизнь на рынке.

  • Органическая чистка рынка.
    Здесь кризис выступает в роли санитара леса и проводит свой естественный отбор, где сильные выживают, а слабые идут ко дну. Профессор НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что в России есть около 30% убыточных предприятий, и на их место должны прийти более успешные компании.
  • Стимуляция роста медицинской промышленности.

    В этом году многие отмечают значительный рост производства многих медицинских товаров, в том числе и достаточно высокотехнологичных, типа тест-систем и аппаратов искусственной вентиляции легких.

  • Осознание полезности резервов.

    Руководитель Финансового университета при Правительстве Дмитрий Сорокин утверждает, что во время кризиса 2009 года мировая экономика сократилась более, чем на 2%. А доходы населения России в 2009 году выросли на 3%, но потом они начали падать по другим причинам. Это стало возможным за счет того, что были резервы. На начало марта 2020 международные резервы ЦБ составляли около 580 млрд, на кризис 2009 года Россия потратила примерно 130 млрд долларов, поэтому потенциал для того, чтобы выдержать этот у страны есть.

Мнение экспертов

Павел Юровицкий
Управляющий партнер Kokoc Group

Любой кризис, особенно этот, требует сплоченных действий от разных участников рынка. По отдельности проблематично выживать и справляться с трудностями, которые есть у клиентов. Kokoc Help направлен на объединение усилий и ресурсов, чтобы можно было выйти из кризиса сильнее, чем были ранее.

Евгений Жуков
Коммерческий директор Kokoc Group

Как эффективно выйти из кризиса: максимальная оптимизация, перевод работы с клиентами на схему работы за результат, также работать с сотрудниками за результат. То есть оставлять какую-то небольшую фиксированную часть оклада, а остальное платить за конкретные достижения, закрытие задач. Все это подстегивает как клиентов, так и сотрудников.

Эксперт по B2B продажам

У многих бизнесов есть 2 основные проблемы: отсутствие четкой специализации и неумение продавать. В первом случае нужно выбирать ту нишу, в которой вы будете лучшим и нарабатывать экспертизу. А во втором случае стоит беспристрастно оценить потенциал своих сотрудников. Потому что даже один хороший продавец может в корне поменять ситуацию.

Проблемы и их решения

Чаще всего проблемы с развитием бизнеса в период кризиса возникают по следующим причинам:

  • В команде слишком долго держат слабых специалистов.

Многие эксперты Kokoc Help утверждают, что за 3-6 месяцев вполне можно понять, подойдет сотрудник компании или нет. Если потенциал не раскрылся за это время, то велика вероятность, что этого уже не произойдет никогда. Либо просто не в вашей компании. Сейчас совершенно не то время, когда можно быть мягким и всепрощающим.

Книга «Никаких правил. Уникальная культура Netflix» советует воспринимать сотрудников компании не как семью, а как спортивную команду. Семье мы многое прощаем из-за сильной эмоциональной привязанности и в целом не рациональных предпосылок. В спортивной команде все устроено иначе: слабый игрок сначала перемещается на скамейку запасных, а затем выбывает. Зато сильных игроков ценят, они получают свои бонусы и привилегии. Поэтому помните, что хороший человек — это не профессия, если речь идет о вашем бизнесе.

  • Ожидание слишком быстрых результатов.

Относительно быстрые результаты на данном этапе могут быть только с малым и средним бизнесом, потому что там решение по-прежнему принимают 1-2 человека. В компаниях сейчас стало гораздо больше людей, которые принимают решение о выделении или невыделении денег на проект. Если раньше это стабильно были 1-2 человека, то сейчас могут быть и 5, и 6.

Любой компании важно понять, чего она хочет: нагрузить аккаунт-менеджера 40 крупными клиентами или 250 небольшими. Оба подхода имеют право на существование, но определить это нужно заранее, чтобы иметь возможность выстраивать стратегию и прогнозировать соответствующие результаты.

  • Кривая система мотивации.

Например, компания хочет развивать активные продажи, но преимуществ и бонусов по сравнению с работой со входящими заявками никаких нет. В таком случае продажник всегда будет выбирать самую простую модель достижения цели (заработка денег) — об этом нужно помнить. Поэтому и горизонт планирования у работника будет очень короткий: где можно заработать денег, он будет зарабатывать. Поэтому разработайте четкую и логичную систему мотивации для каждого специалиста. И в качестве мотивации далеко не всегда будут выступать деньги.

  • Нет активных продаж.

Входящими заявками невозможно управлять, а в период пандемии многие малые и средние бизнесы столкнулись с тем, что количество заявок заметно сократилось. Выход из такой ситуации один: научиться работать с исходящими заявками. Как уже было сказано выше, даже один сильный продажник может повернуть ситуацию на 180 градусов.

Когда в компании наступает критическая ситуация и есть активный продавец, то можно посчитать его примерный средний чек. К примеру, он проводит 10-15 встреч в месяц с потенциальными клиентами и «закрывает» каждого третьего или четвертого на сделку. В такой ситуации уже можно планировать хоть какой-то доход.

Когда я работал в одной из первых компаний, я полгода не продавал ни одному клиенту. Руководитель меня учил, ездил на встречи, поскольку я тогда только пришел в продажи. И все полгода мне платили очень хорошую белую зарплату, хотя клиентов было 0. А потом, через 2 года, четверть всех доходов компании составляли привлеченные мною клиенты.

Борис Николаенко
  • Незнание своей уникальности.

То есть отсутствие УТП компании. Вы должны четко знать, в чем ваша уникальность и что выгодно отличает вас от конкурентов. К примеру, выстраивание системы сквозной аналитики — это не задача, а средство для понимания того, какие каналы работают, а какие нет. Чтобы по итогу выключить неэффективные каналы, вложить деньги в эффективные и получить больше лидов. Заниматься SMM — это не уникальность, а вот быть SMM-агентством с 10-летним опытом работы с проектами beauty и fashion тематики, где тексты пишут исключительно работники индустрии, — это уже выделяет вашу компанию на общем фоне.

Когда нужна поддержка извне

Но иногда бывает и так, что компания сократила расходы, собрала сильную команду, сформировала УТП, выбрала более узкую специализацию, разработала новую систему мотивации, — в общем сделала все от нее зависящее, а кризис все равно сильно ударил по бизнесу и не понятно, куда двигаться дальше. В таких ситуациях лучше обратиться к help-проектам, которые готовы не только финансово помочь вашему бизнесу, но и оказать экспертную поддержку.

Однозначно стоит обращаться к программе поддержки типа Kokoc Help, даже если вам кажется, что с бизнесом все в порядке. В Kokoc Group много экспертов из разных областей, от которых можно получить неожиданные и полезные инсайты. Специалисты посмотрят свежим взглядом на ваш проект и помогут увидеть то, что человек, находящийся непосредственно внутри системы, мог не замечать годами.

Идея создания проекта возникла в разгар кризиса, когда многие клиенты компаний, работающих в сфере digital-маркетинга, пострадали от пандемии и стали сокращать свои бюджеты. Отрасль не была признана пострадавшей, поэтому отдельные меры поддержки ей не оказывались. Целью проекта стала помощь и поддержка агентств и других компаний: экспертная, финансовая, партнерская.

Один из главных плюсов программы Kokoc Help в том, что вся система коммуникации выстроена очень четко и понятно:

  • На первом этапе вы только заполняете заявку на сайте, указывая данные о своем бизнесе и тех трудностях, с которыми вы столкнулись;
  • Затем эксперты собирают заявки и оценивают проекты;
  • Если проект отвечает требованиям первичного отбора, то проводится первая встреча с экспертами группы компаний, на которой и определяется дальнейший формат работы.

Также в проекте примечательно то, что от вас не будут требовать составлений бизнес-планов, смет для выхода из кризиса и плана посткризисного развития, вы сделаете это вместе с экспертами Kokoc Help.

Не все пропало, шеф

Мы работаем со всеми и оказываем поддержку любым проектам, если они отвечают критериям отбора, просто для всех поддержка разная, в зависимости от проблем и запросов проекта, который обращается в программу.

Анна Чунина
3
Начать дискуссию