Рекламные агентства под угрозой: Как новый рекламный сбор Роскомнадзора может изменить правила игры?
С 1 апреля 2025 года вступает в силу статья 18.2 закона о рекламе №38-ФЗ, вводящая новый рекламный сбор в размере 3% при размещении интернет-рекламы. Однако отсутствие конкретных нормативно-правовых актов от Роскомнадзора и Минцифры оставляет множество вопросов, главный из которых - не приведёт ли новая система к несправедливому налогообложению рекламных агентств и повторных сборов с одной и той же части суммы за размещение интернет-рекламы?
В этой статье рассмотрим, что известно на данный момент насчет позиции Минцифры и Роскомнадзора в частности по теме кому, сколько и как придётся платить, а также как изменится отчётность в ОРД (оператор рекламных данных) и ЕРИР (единый реестр интернет рекламы)
Кто будет платить рекламный сбор?
Рекламный сбор должны будут оплачивать каждый участник рекламной цепочки, который получает доход при организации размещения интернет-рекламы, а именно:
1. Рекламораспространители в лице владельцев либо управляющих интернет-площадок (блогеры, админы и прочие)
2. Посредники, в лице рекламных агентств, интернет-сервисов и рекламных платформ, которые напрямую участвуют в организации размещения рекламы
3. Рекламодатели как налоговые агенты при работе с иностранными подрядчиками без представительства либо регистрации в Россиии
Когда нужно будет платить?
За первый квартал 2025 платить не требуется. Налогооблагаемая база будет начинать формироваться за апрель, май, июнь 2025 года (второй квартал).
Финальное формирование суммы отчислений за второй квартал будет произведено 25 августа 2025 года. Оплата рекламного сбора за второй квартал должна будет произведена до 05 сентября 2025 года
Какие проблемы могут быть у посредников?
Дело в том, что налогооблагаемая база в текущем решении Роскомнадзора, по-видимому, будет вычисляться по разному в зависимости от типа договора между Посредником (в частности - рекламное агентство) и его Заказчиком (в частности - исходным Рекламодателем)
- Агентский договор между Агентством и Рекламодателем
Например, Агентство получает от рекламодателя 120 000 рублей.Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей направляет подрядчикам для оплаты размещения рекламных материалов
Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 20 000 рублей = 600 рублей - именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР
Здесь все достаточно понятно, удобно и справедливо в качестве расчета рекламного сбора
Сейчас все ОРД уже вносят изменения в раздел «Акты», где при выборе агентского договора Агентству можно будет указать размер вознаграждения, которое затем передаётся в ЕРИР для расчёта сбора на рекламу
- Договор на оказание услуг между Агентством и Рекламодателем
А вот Агентства, работающие по договорам оказания услуг со своими Заказчиками столкнутся с серьёзной проблемой: 3%-й сбор будет начисляться на всю сумму дохода, полученного для организации размещения интернет-рекламы, а не на вознаграждение (фактическую прибыль) агентства.
Например, Агентство получает 120 000 рублей на организацию размещения рекламы для своего Заказчика (в частном случае - Рекламодателя), которая будет затем фигурировать в Акте ОРД в поле Разаллокации по изначальному договору. Оставляет себе 20 000 рублей, а 100 000 рублей направляет подрядчикам для оплаты размещения рекламных материалов
Рекламный сбор будет вычислен так: 3% от 120 000 рублей как доход по договору = 3 600 рублей - именно эту сумму агентство должно будет перечислить в бюджет из своего кабинета ЕРИР
Это видно сейчас на практике в интерфейсе ОРД - при выборе услугового договора нет возможности выделить вознаграждение агентства отдельно
Если схема, предложенная Роскомнадзором, останется неизменной и будет все-таки принята в НПА, то часть суммы (в нашем примере это 100 000 рублей) будет облагаться 3%-м сбором дважды:
1. На уровне агентства, работающего по договору оказания услуг
2. На уровне блогера, который получит 100 000 рублей по договору и должен будет заплатить 3% с суммы, которая будет фигурировать в Акте ОРД в поле Разаллокация по изначальному договру
А если в цепочке несколько рекламных агентств с услугами? Это приведёт к ситуации, где с одной суммы сбор будет взиматься многократно.
Возможные правовые споры при дискриминации услугового договора Роскомнадзором
Такой подход Роскомнадзора к расчету рекламного сбора может нарушать законные права участников рынка.
Встает вопрос, насколько это правомерно с точки зрения закона, если Роскомнадзор все-таки утвердит такой вариант?
В конце концов, что скажет ФАС и иные ведомства на такие хищнические аппетиты Роскомнадзора и Минцифры?
Что скажет РСПП?
Вполне возможны иски от агентств в отношении Роскомнадзора, так как по закону субъекты гражданско-правовых отношений вправе сами выбирать форму договора для сотрудничества между собой. И почему это должно предполагать существенное увеличение рекламных сборов при нашем законном выборе услугового договора при размещении рекламных материалов?
Откуда брать свою налогооблагаемую базу и куда платить рекламный сбор?
В личном кабинете ЕРИР (вxод частным лицам и организациям через Госуслуги) будет реализован некий новый раздел, где будет аккумулироваться текущая информация по налогооблагаемой базе и сумме необxодимыx отчислений. Оплата будет производиться напрямую из ЕРИР либо на основании счета, скачанного из ЕРИР
Возможные пути решения проблемы
Да, агентские договоры более прозрачны как для налогообложения со стороны государства, так и Рекламодатель будет видеть сколько в итоге себе забирает Агентство из его денег на продвижение интернет-рекламы. Но это всё равно не отменяет факт запредельныx аппетитов Роскомнадзора и факта двойного и более налогообложения при рекламном сборе по длинным рекламным цепочкам
Первое, что лежит на поверхности, так это отказ агентств от услуговых договоров. Иначе придется платить рекламный сбор со всей суммы от Рекламодателя, которая была оплачена для размещения рекламы в интернете.
Это приведет к серьезному сокращению маржи рекламного агентства
Итог
Рекламный сбор 3% вводится с 1 апреля 2025 года, но отсутствие чёткого регулирования создаёт риск многократного налогообложения. Агентства, работающие по договорам оказания услуг, могут понести значительно большие расходы, чем при агентских договорах.
Остаётся надеяться, что рынок отреагирует на эту ситуацию, и Роскомнадзором будут внесены корректировки в механизмы расчёта рекламного сбора
В моем Телеграм-канал вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора
С 1 апреля 2025 года, будет действовать новый налог 3% на рекламу.Кто должен будет платить?Налог станет обязательным для тех, кто показывает рекламу интернет-пользователям из России и получает от этого прибыль. Платить будут:
Считаем, сколько будут платить предприниматели за рекламу в связи с новым законом
По-видимому, Правительство и Минцифры (Роскомнадзор) в частности ставит себе целью собирать около 30 млрд. в виде рекламного сбора (отчисления 3% раз в квартал) каждый год, что будет зафиксировано в статье 18.2 закона о рекламе 38-ФЗ с 01.04.25
Рассмотрим кейс, когда имеет место размещение явной рекламы бизнеса (ООО "Ромашка") у блогера (физлицо). Никакой маркировки не производилось. Причем оплата за размещение рекламы происходила с карты некоего физлица на карту блогера. Это обычная практика работы с блогерами по серым схемам, особенно до введения статьи 18.1 закона о рекламе 38-ФЗ (зако…
Привет, мой друг. Сейчас ты узнаешь, как привлекать клиентов, пока твои конкуренты тратят деньги в пустую. Без сложных стратегий, без больших бюджетов, без бесконечных тестов рекламы. Это партизанский интернет-маркетинг. Грязная игра? Возможно. Но бизнес — это война, если ты не используешь эти инструменты, твои конкуренты почти наверняка уже в теме…
С 1 апреля 2025 года рекламораспространители и операторы рекламных систем должны будут отчислять в российский бюджет 3% от квартальных доходов. О содержании закона, влиянии на маркетинг и других нюансах рассказала юрист be all bright! group Авелина Бикбаува. А еще мы дали несколько рекомендаций, как бизнесу перестраивать свою маркетинговую стратеги…
Всем привет. На связи Семен, Директор по маркетингу в Ad-data.online, мы делаем сервис по автоматизации подачи рекламной статистики в ОРД. Нужно решить вопрос с вечными публикациями, или решить вопрос с маркировкой рекламы под ключ, пиши.