«8 человек остались без работы из-за робота». Почему ИИ не заменит опытного продажника и менеджера
«Хвастаться, что благодаря тебе 8 человек остались без работы – ну такое», – написали нам в комментариях к кейсу «Как один ИИ-ассистент уволил 8 менеджеров». Искусственный интеллект заберет наши рабочие места? Восстание машин неизбежно? Поделюсь своим видением, почему это лишь страшилки, а ИИ без человека – не более чем игрушка. Почему сегодня синергия нейросетки и продавца – лучшая стратегия для бизнеса?
Роботы уже успешно выполняют работу консультантов, сотрудников техподдержки и других специалистов на первой линии обработки заявок. Бизнес стремится по всем фронтам делегировать рутинные процессы машинам:
Автоматизация продаж: CRM-системы, роботы и аналитические инструменты помогают лучше узнать потребности целевой аудитории, напомнить о записи на процедуру или отправить клиенту сообщение, что пришло время заменить фильтр воды. Менеджерам больше не надо контролировать эти процессы.
Голосовые ИИ-ассистенты: используются для массового холодного обзвона или для обслуживания клиентов на линии техподдержки. Сегодня они особенно распространены в банковской сфере. В отличие от ботов, которые работают по скриптам, ИИ обеспечивает персонализированный подход. Одно из ключевых преимуществ ИИ-ассистентов – у них не бывает эмоционального выгорания. Ни один клиент, даже самый привередливый, не испортит им настроение.
Чат-боты: круглосуточно отвечают клиентам на однотипные вопросы, могут квалифицировать лиды, собрать данные и записать клиента на визит. Если заявка пришла поздно вечером, то менеджеру не придется на следующий день заново прогревать клиента. Ему останется только подтвердить заявку, которую принял бот.
ИИ эффективно справляется с однотипными задачами. Тот факт, что у него нет человеческих качеств дает ему преимущество в одних вопросах и оборачивается недостатком в других.
Именно по этой причине «сотрудничество» робота и продавца приносит максимальный результат бизнесу. Они «дополняют» друг друга, и в большинстве случаев человек выступает дирижером, который определяет задачи для ИИ.
Человеческий фактор, который недоступен роботу
Эмоции, эмпатия и способность устанавливать личный контакт до сих пор недоступны машинам. Это их ключевое отличие от людей.
Продажа премиум-продукта или дорогого товара – это прежде всего, персональный подход, внимание, способность человека установить доверительный контакт. Ни одна машина с этим не справится. Как использовать ИИ-ассистента в этой ситуации? Он идеально подойдет для обработки лидов на первой линии.
Предположим:
Вы запустили рекламу в Яндексе.
В день получаете 200 заявок – целевые и нецелевые. На их обработке сидят 5 менеджеров. Но они не успевают захватить все горячие лиды. Часть клиентов уходит к конкурентам, не дождавшись ответа.
Кроме того, менеджеры вынуждены обрабатывать «мусорный» трафик – заявки, которые не проходят по чеку или просто интересуются товаром, но не планируют покупать.
Вы внедряете ИИ-бота, который берет на себя всю обработку лидов – квалифицирует клиентов и записывает целевых на встречу с менеджером.
Менеджеры больше не тратят время на «пустое» общение с нецелевыми клиентами, а полностью сосредоточены на горячей платежеспособной аудитории. Они вовлеченно презентуют продукт, продают премиальные услуги и дополнительные опции. В результате растет средний чек и прибыль компании.
По подобной схеме мы выстроили работу компании, которая продает квартиры в новостройках. ИИ-бот отсеивает нецелевой трафик, а платежеспособных клиентов записывает на встречу с менеджером в офисе.
Продавцы больше не «распыляются» на нецелевые заявки. Все силы сосредоточены на презентации квартир. Это позволило увеличить средний чек за счет продажи премиальных опций и более дорогой недвижимости.
Индивидуальный подход и гибкость
Грамотный продажник выстраивает диалог не только с учетом потребности клиента, но и в зависимости от его настроения. По интонации он сразу поймет, что разговор идет не по плану и скорректирует свое предложение. Только человек способен распознать, что сейчас пора смягчить тон или, наоборот, добавить уверенности в голосе. Часто это спасает сделку.
Менеджер звонит потенциальному клиенту для презентации дорогого ПО. В начале разговора собеседник заинтересован продуктом и задает много вопросов, но вскоре его голос становится монотонным, а интонация сдержанной. Продавец замечает это и меняет тактику общения, переходя на более живой диалог: смягчает тон и рассказывает историю успеха компании, которая столкнулась с аналогичными проблемами. Это помогает восстановить эмоциональный контакт и снять напряжение. У клиента снова появляется интерес к сделке.
Если бы вместо менеджера на линии был ИИ-голосовой ассистент, то он бы не понял, что настрой клиента изменился и продолжил общение по скрипту. Искусственный интеллект не умеет анализировать подобные моменты. Такая «негибкость» зачастую приводит к потере потенциального клиента.
Как можно использовать ИИ-агента в этом сценарии? Он будет эффективен в качестве помощника: например, быстро найдет в базе знаний работающий аргумент на сомнения клиента и даст подсказку менеджеру.
Доверие, репутация и моральная ответственность
Человек предпочитает общаться с человеком, а не с безликой системой. Повсюду сплошной спам, боты, автоответчики – это надоедает. Персонализированный подход и ненаигранный заботливый сервис от людей сразу выгодно выделяются.
Когда речь идет о большой покупке, дорогостоящей и важной сделке, покупателю важно видеть и понимать, кто будет отвечать и нести ответственность, если обязательства не будут выполнены.
Школа-новостройка закупает учебное оборудование и мебель на сумму более 100 млн руб. В этой нише все компании предлагают одинаковые цены и условия. Решающее значение имеет человеческий фактор и «качество личного контакта» – насколько хорошо менеджер смог найти подход к клиенту, вызывать его доверие. Директору важно, чтобы все обязательства по срокам и качеству были выполнены. А если нет, то он знает, с кого спросить. В этой цепочке ИИ-бот может быть только помощником менеджера, который быстро подберет подходящий товар среди 15000 позиций и рассчитает стоимость. Но общение будет вести менеджер лично.
Креативные и нестандартные решения
В продажах зачастую решающую роль зачастую играют не грамотные скрипты, а сторителлинг, эмоции, личные истории и способность преподнести предложение уникально – не как другие компании.
В ходе презентации продавец будет не просто перечислять выгоды, а расскажет реальную историю, как продукт помог другому клиенту решить аналогичные проблемы. История сопровождается эмоциями, деталями, жизненными неожиданными поворотами. Это помогает захватить внимание клиента и вызвать доверие.
У ИИ-агентов пока плохо получается генерировать эмоциональные посылы, как это делают опытные продавцы. Настоящие профессионалы способны вызвать интерес и разговорить клиента, у которого сначала не было никакого интереса к продукту.
ИИ – помощник, а не конкурент
Нейросотрудники эффективно решают рутинные задачи:
- сбор данных,
- обработка заявок,
- ответы на однотипные вопросы,
- анализ и сегментация данных,
- отсеивание «мусорного» трафика.
ИИ освобождает время менеджерам на творческие и сложные операции. Продажники будут сосредоточены только на целевых клиентах, которые не праздно интересуются, а реально готовы купить товар.
На нашей практике после внедрения ИИ-агентов в разных бизнесах фиксировался рост ключевых показателей:
повторные продажи и удовлетворенность клиентов в онлайн-магазине;
увеличение продаж на 80% в онлайн и офлайн после внедрения ИИ-агента для Avito.
Компании, которые внедрили ИИ в бизнес-процессы, отмечают значительный рост продаж именно благодаря тому, что бот обрабатывает большее число заявок за единицу времени, а у менеджеров появилось ~на 50% больше времени на стратегически важные задачи. Креативный персонализированный подход к каждому клиенту и вовлеченная презентация помогают продавать на более высокие чеки без эмоционального выгорания.
Какое будущее у профессии продавца
Уверен, что в ближайшие 5-10 лет продажники никуда не исчезнут, но их «портрет» кардинально изменится. Успешными и востребованными станут специалисты, которые умеют использовать ИИ на благо бизнеса – для продажи на более высокий чек, увеличение LTV клиента, допродажи премиальных опций. Лучшие специалисты станут продавать еще больше.
Симбиоз продавца с ИИ даст бизнесу мощный буст для развития и масштабирования. Можно кратно увеличить рекламный бюджет и не нанимать дополнительных сотрудников: ИИ-агент мгновенно обработает любое количество лидов и передаст менеджеру только целевые горячие заявки. Прибыль компании вырастет, а расходы на ФОТ (фонд оплаты труда) останутся прежними.
Подключите ИИ-ассистента уже сегодня и освободите себя от рутины, оставив за собой самое ценное – продажи и построение доверия с клиентами.
В сервисе NextBot в один клик можно создать нейросотрудника:
- На связи 24/7, мгновенно отвечает сотням клиентов. Вы больше не подарите конкурентам ни одного лида.
- Квалифицирует клиента, ответит на вопросы, соберет контактные данные и запишет на процедуру.
- Не болеет, не уходит в отпуск, не уволится и не заберет с собой базу клиентов.
- Не требует зарплаты и расходов на обустройство рабочего места.
- Общается с клиентами на Авито, в мессенджерах и социальных сетях. Обменивается данными с CRM-системой, заполняет карточки и двигает сделки по этапам.
- При масштабировании бизнеса возьмет на себя дополнительную нагрузку. Не нужно нанимать и обучать новых сотрудников.
- Эмоционально не выгорает, всегда хорошо работает вне зависимости от настроения.
Посмотрите видео, как легко создать ИИ-агента для бизнеса. А если хотите получить результат «под ключ», оставляйте заявку – мы все сделаем за вас.
В комментариях поделитесь своим мнением: каких работников ИИ заменит в этом году, а каких – не сможет заменить никогда?
Работал 15 лет в продажах. Могу точно сказать: если ваш менеджер проигрывает боту — увольняйте не менеджера, а того, кто его нанял. ИИ прекрасно справляется с "тыц-тыц, здравствуйте, расскажите про вас", но там, где нужно продать кондиционер бабушке в январе — извините, нужен человек. Причём с чувством юмора, эмпатией и хитринкой. Хотя, если честно, иногда мои коллеги настолько деревянные, что у бота хотя бы голос бодрее. Так что... синергия — да. Заменить всех — смешно.
Порой, чтобы добраться до бабушки, которая реально собирается купить кондиционер в январе, нужно перелопатить сотни нецелевых заявок. И с этим лучше, быстрее и эффективнее справится ИИ-ассистент
ИИ — это как калькулятор. Не он решает, а человек, который знает, когда и как им воспользоваться
В большинстве случаев да
NextBot классный. Но только если ты не один из тех восьми, кто остался без работы благодаря ему
Знаю многих продажников, которые клиентов ведут годами, они уже в курсе всех семейных перипетий и состоят с клиентами скорее в товарищеских отношениях. ИИ тут явно пролетает в плане установления контакта
Согласен. Статья точно об этом. ИИ – идеально справляется с большим потоком лидов, первичной обработкой, однотипными задачами. Сфера, где нужна «человечность» и эмпатия, пока остается на плечах менеджера