{"id":9131,"title":"CRM-\u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u044b \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u043d\u0430 \u0431\u043e\u0433\u0430\u0442\u043e\u043c. \u0418\u043b\u0438 \u043d\u0435\u0442!","url":"\/redirect?component=advertising&id=9131&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/320668-predprinimatelyam-ne-nuzhen-crm-partner-salesforce-obyasnyaet-pochemu-my-ne-pravy&placeBit=1&hash=737d7f6a70b711e4597167ca03452a69967df2ee861f60beeefbea5b58cf8663","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как мы оптимизировали бизнес во время карантина: кейс Logaster

В 2020 году многие компании были вынуждены меняться и адаптироваться к новым условиям. Команда сервиса Logaster рассказала редакции Нетологии, как компания без сокращений, урезания зарплат и пересмотра премий оптимизировала свой бизнес в карантин.

Logaster существует с 2012 года и помогает малому бизнесу создавать фирменный стиль, за это время клиенты сервиса создали более 12 миллионов логотипов. Практически все клиенты компании — руководители и маркетологи небольших компаний.

Карантин больнее всего ударил по core-аудитории Logaster — микробизнесу из двух-трёх человек: многие перенесли старт своего дела до лучших времён.

Другие же, наоборот, массово начали переводить бизнес в интернет: им срочно понадобились логотипы и фирменный стиль для сайтов. Чтобы адаптироваться к новой реальности, Logaster пришлось оптимизировать расходы и бизнес-процессы. Сооснователь Logaster Александр Олейник рассказал о том, как это происходило.

Как мы перевели команду на удалёнку

Мы ушли на удалёнку ещё до официального начала карантина, когда появились единичные случаи заражения — нам было важно, чтобы каждый участник команды чувствовал себя в безопасности, особенно в период массовой паники.

Проблем с организацией не было, так как все процессы у нас хорошо отлажены. Мы работаем по методологии Scrum: работа планируется на короткие промежутки времени — спринты, которые у нас длятся месяц, — а у каждой задачи есть приоритетность. Поэтому вопросов, что делать, у ребят не возникало.

Обязательно нужно быть на ежедневном митапе вовремя: для этого у каждого сотрудника есть рабочий ноутбук со всем необходимым для работы из любого уголка мира.

Мы рекомендуем нашим сотрудникам работать не меньше 150 часов в месяц. Для основной рабочей коммуникации, как и раньше, используем Telegram. Если нужно что-то обсудить детально — договариваемся о созвоне в Zoom. Для учёта времени и управления проектами пользуемся Redmine — бесплатном веб-приложением, которое мы адаптировали под себя.

Договорились о рекомендованном начале рабочего дня — с 9:00 до 11:00. Команда разработчиков каждый день выходит на связь в 10:30 для совещания и отчёта за предыдущий день. Маркетинг-команда устраивает совещания реже — раз в неделю, в 14:00. Обсуждают, что сделано за неделю, что мешает выполнить задачи и всё ли успевают в рамках спринта.

Все сотрудники хорошо восприняли переход на удалёнку. После 6 месяцев работы на удалённом режиме мы провели опрос о минусах и плюсах дистанционки. Наши сотрудники отметили такие минусы:

  • не хватает неформального общения с коллегами;
  • меньше чувствуется командный дух;
  • много отвлекающих факторов: маленькие дети, соседи, бытовые мелочи.

И такие плюсы:

  • появилось больше свободного времени;
  • можно более гибко планировать рабочий день;
  • можно больше сосредоточиться на задачах.

Мы соблюдаем правила безопасности в офисе

Сейчас у нас гибридная модель. Некоторые сотрудники продолжают работать удалённо. А тех, кто захотел ходить в офис, поделили на группы, которые работают по очереди — так, чтобы на каждые 10 квадратных метров было не больше одного человека.

Ребята могут проводить в офисе 35–50% рабочего времени.

Некоторые сотрудники продолжают работать удалённо. Сейчас в нашем офисе тише, чем обычно

Самое опасное место в офисе сейчас — кухня, так как это небольшое помещение. Мы попросили коллег обедать по очереди и забирать посуду с собой.

Раньше мы каждые три недели проводили тимбилдинг для всех сотрудников: ходили в кино, ресторан, устраивали вечера настолок с бургерами. Но во время карантина отказались от этой идеи, чтобы лишний раз не рисковать.

Мы любим собираться вместе. Но из-за карантина отказались от этого. На фото мы в докарантинные времена празднуем новый рекорд посещаемости (Дубай, ОАЭ)

Мы сохранили команду, но временно отказались от найма сотрудников

Главное для нас — сохранить команду, так как считаем её своим главным достоянием. А вот от найма новых сотрудников мы временно отказались. Хотели нанять ещё одного QA и маркетолога, но всё-таки решили распределить дополнительные задачи между сотрудниками

Также мы не отменяли систему бонусов: за достигнутые КРІ в конце года каждый сотрудник может получить премию в размере двух месячных зарплат. Это объединяет команду, ведь КРІ у всей команды идентичен.

Мы сократили издержки до минимума — это позволило не снижать зарплаты и бонусы сотрудникам

В первый месяц карантина работали в минус, поэтому решили перестраховаться, и сократить издержки до минимума. Мы все ещё придерживаемся этой стратегии, чтобы иметь достаточный запас средств на период неопределённости. За расходами и поступлениями следит наш финансовый директор, роль которого исполняет один из основателей сервиса.

Мы пересмотрели подписки на сервисы: во многих перешли с месячной на годовую (Ahrefs, Buzzstream) — это дешевле. Отказались от ненужных аккаунтов в GSuite: у нас есть сотрудники, которые почти не использовали корпоративную почту.

Уменьшили траты в Google Ads: оставили только кампании с позитивным ROI и по брендовым запросам. Перестали тестировать новые гипотезы, которые не всегда приносили прибыль или были в минус.

Отказались от дорогих сервисов для email-маркетинга в пользу более доступных. Например, MailChimp заменили на Sendgrid. Пришлось потратить где-то 20 часов маркетингового отдела на настройку триггерных писем и ещё 40 часов программистов, чтобы настроить интеграцию между нашей базой данных и сервисом. Все функции, которые мы использовали, так или иначе дублируются в этих сервисах, так что проблем не возникло. Не хватает только редактора для вёрстки разовых рассылок, который в MailChimp намного удобней.

Отказались от дорогостоящей рекламы у блогеров в YouTube и платных гостевых постов. Иногда можем потратить до 100 долларов, если уверены в возврате инвестиций. Раньше мы тратили $300–400 на блогеров, но это была имиджевая реклама, которая не приносила трафик: например, вот наша интеграция у Ицхака Пинтосевича.

Благодаря этим действиям получилось сэкономить несколько тысяч долларов, которые направили в зарплатный фонд, ведь это 80% затрат компании. Благодаря таким действиям, нам удалось не снижать зарплаты сотрудникам, мы оставили все бонусы.

Какие выводы мы вынесли из кризиса

  • Оказывается, от некоторых трат можно безболезненно отказаться или оптимизировать. Например, сервисы, которые работают по модели подписки, часто предлагают внушительные 25–50% скидки при оплате за год, а мы по привычке платили помесячно. Оптимизация расходов помогла нам сэкономить деньги практически без жертв.
  • С поставщиками услуг можно и нужно договариваться: например, мы смогли получить скидку на аренду офиса и оборудования (большая кофемашина, которая не использовалась).
  • В период неопределённости очень важно держать команду в курсе всех решений, нужно донести до сотрудников то, как обстоят дела в компании, и вселить уверенность в завтрашнем дне. Вспомните скандал с увольнением из Airbnb 1 900 человек, для которых это стало полной неожиданностью — до такого точно не стоит доводить, как бы ни было неприятно или неловко. Мы всегда были на связи и еженедельно обсуждали принятые решения: каждый сотрудник был в курсе происходящего — это помогло нам сохранить спокойствие и мотивацию команды.
  • Как бы банально это ни звучало, мы поняли, что любые преграды — это повод улучшить процессы и пересмотреть бизнес-модель. Как сказал сооснователь Intel Энди Гроув, «плохие компании разрушаются кризисом, хорошие — выживают в кризис, а великие совершенствуются в кризис». Мы хотим использовать все доступные возможности, чтобы сохранить бизнес, а в идеале — найти для себя новые перспективы в меняющемся мире.
0
1 комментарий
Популярные
По порядку
Террористический месяц

ок

0
Читать все 1 комментарий
«Сбер» запустит агентство для продажи рекламы на всех площадках экосистемы Статьи редакции

Обсуждается использование банкоматов, как дополнительного места для объявлений, сообщают близкие к запуску источники.

"Почта России" начала тестировать упаковку для доставки вина - новый шаг на пути к онлайн-торговле алкоголем
Питч-дейтинг выпуск третий: комбайнеры

Рассказываем историю продакта «Яндекса», который решил помочь фермерам, а также составляем свой словарик стартапера.

Авито не возвратило деньги оплаченные мною за товар который не получал + доставку!

Заказал товар с другого города через Авито доставку, но после оформления заказа и оплаты выяснилось, что товар ремонтированный, и меня это не устроило, в этот же час я обратился к Авито поддержке чтобы отменили заказ, но поддержка отвечала и отвечает шаблонными фразами - мы свяжемся со службой доставки и ответим вам на почту....

Удаленное трудоустройство - плюсы и минусы. Юридический взгляд
Разработчик разговорных ИИ-технологий Just AI запустил сервис Aimyvoice для покупки и создания синтезированных голосов Статьи редакции

Голоса можно использовать для озвучивания книг, видеоигр, ассистентов, ботов, служб поддержки и другого.

Люди выбирают сами, что хотят носить. Как сделать мерч лидером «продаж» во внутреннем магазине «ВсеИнструменты.ру»

Мы полагали, что корпоративный мерч сотрудникам можно только подарить, но оказывается, «продажа» мерча за внутрекорпоративную валюту более эффективна.

Запустить игру и не прогореть: зачем нужны маркетинговые исследования в гейминге и как их проводить

Маркетинговое исследование помогает экономить сотни тысяч долларов и выпускать продукты, которые приносят миллионы.

Наводим порядок и изучаем rocket sience. Доклады Go meetup

На прошедшем Go meetup спикеры из Evrone, «Ситимобил» и «Авито» учили правильной организации кода микросервиса, рассказывали, как вырастить MVP в полноценную масштабируемую архитектуру, и разобраться с мусором и алгоритмами управления памятью. Все доклады записаны в студии и доступны для просмотра.

Такие дела: жалоба на «Яндекс.Такси» за отказ перевозить собаку-поводыря

Девушка с нарушением зрения подала жалобу в прокуратуру из-за того, что водители популярного сервиса такси «Яндекс Go» слишком часто отказываются возить ее с собакой-поводырем.

null