3 фреймворка для управления продвижением вашего продукта с нуля

Как формировать и развивать каналы дистрибуции, эффективно анализировать маркетинговые метрики и делать на их основании правильные выводы.

Рассказывает Амбарцум Амаякян, директор по маркетингу Skyeng.

1. Квадранты выбора каналов продвижения: с чего начать

Выбирая каналы для старта продвижения необходимо принимать во внимание степень их управляемости, инвестиционные риски и скорость роста, которую вы планируете обеспечивать для своего товара или услуги.

<a href="https://drive.google.com/file/d/15haW9JLAEfO2j61FGWCqexfnQiK0oSmu/view?usp=sharing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Скачать</a> в полном разрешении. <a href="https://docs.google.com/spreadsheets/d/1V6QVNRvGvu4uSr8UHMceDDW0eceXHYsm80WuobmNbQ0/edit#gid=209405425&amp;range=A1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Таблица</a> в Google Spreadsheet
Скачать в полном разрешении. Таблица в Google Spreadsheet

Квадрант выбора показывает распределение каналов:

  • Time to lead — скорость запуска и получения результатов в виде лидов/продаж, которые вы можете ожидать от конкретного канала;
  • Risk — рискованность канала по соотношению объема бюджета запуска и стоимости привлечения;

Степень управляемости каналов:

  • Organic — органические, с низкой управляемостью — характерны тем, что увеличение рекламного бюджета не влечет к росту результатов в моменте;
  • Paid — платные с высокой управляемостью бюджетом и стоимостью привлечения;
  • Viral — виральные, где сильное воздействие на эффективность оказывает запоминаемость рекламы.

Если вы запускаете новый продукт или меняете традиционную модель потребления — нужно быть готовым к тому, что в центре вашей маркетинговой стратегии окажутся сторителлинг и контент-маркетинг, которые будут формировать и расширять спрос на ваш продукт.

Если вы работаете на уже сформированном рынке, например, интернет-магазин, разумно фокусироваться на поисковой оптимизации и агрегаторах для снижения стоимости входа на рынок.

Рекомендации для выбора оптимальных каналов продвижения:

  1. Определите ограничения для вашего продукта или услуги исходя из вашей бизнес-модели;
  2. Определите бюджет и количество гипотез для тестирования;
  3. Выберите каналы, которые позволят максимально быстро протестировать отклик целевой аудитории.

2. Маркетинг-радар: как сформировать сбалансированный микс каналов продвижения

Дистрибуция — это один из ключевых активов любого бизнеса, поэтому для достижения успеха, важно найти правильное сочетание каналов продвижения для построения устойчивого роста.

<a href="https://drive.google.com/file/d/1cBSl7qoGGlfR8eZqFOOxeHYZV1RWpa0Q/view?usp=sharing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Скачать</a> в полном разрешении. <a href="https://docs.google.com/spreadsheets/d/1V6QVNRvGvu4uSr8UHMceDDW0eceXHYsm80WuobmNbQ0/edit#gid=2053379196&amp;range=A1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Таблица</a> в Google Spreadsheet
Скачать в полном разрешении. Таблица в Google Spreadsheet

Каждый канал — это спектр взаимозависимых параметров. Модель оценки каждого канала построена на 5 векторах:

  • Targeting — точность выбора аудитории;
  • Maintenance — сложность сопровождения канала;
  • Measurability — степень измеримости канала;
  • Manageability — гибкость в управляемости бюджетом и результатом;
  • Time to scaling — скорость масштабирования.

На каждом этапе роста компании важно собрать сбалансированный портфель из каналов продвижения:

  1. На ранних этапах, чтобы быстро проверять гипотезы, идеально подходят каналы с высокой управляемостью и измеримостью. Они не требуют сложного сопровождения. Например, контекстно-таргетированная реклама.
  2. На этапах масштабирования продукта или услуги важно задуматься о балансе управляемых каналов: об эффективности (измеримость и управляемость) и скорости масштабирования. Например, партнерской программе и социальных медиа.
  3. На более зрелых этапах жизни продукта важное значение приобретает баланс управляемых и условно-бесплатных каналов. Они помогают оптимизировать стоимость привлечения при определенном темпе продаж.

Для формирования эффективного маркетинг-микса нужно:

  1. Протестировать и сформировать портфель каналов заблаговременно, чтобы обеспечивать стабильный рост исходя из вашей бизнес-модели;
  2. Выбрать портфель каналов не только исходя из анализа конкурентов, но и из ограничений и возможностей вашей бизнес-модели;
  3. Помнить об ограничении эффективной емкости каналов продвижения — предел, в котором рост рекламных расходов не приводит к пропорциональному росту результатов.

3. Матрица перфоманс-метрик: как организовать систему аналитики и контроля

Сегодня большинство данных можно собрать в режиме реального времени: при этом далеко не все показатели одинаково полезны и применимы в моменте. Именно поэтому систему маркетинговой аналитики нужно выстраивать так, чтобы необходимая информация вовремя доходила до человека, принимающего решения.

<a href="https://drive.google.com/file/d/1T-t2HsdmDiEu-bgDb1hVJlObnAIzXNSp/view?usp=sharing" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Скачать</a> в полном разрешении. <a href="https://docs.google.com/spreadsheets/d/1V6QVNRvGvu4uSr8UHMceDDW0eceXHYsm80WuobmNbQ0/edit#gid=2115577543&amp;range=A1" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Таблица</a> в Google Spreadsheet
Скачать в полном разрешении. Таблица в Google Spreadsheet

Матрица демонстрирует распределение метрик от тактических к стратегическим, а также отвечает на вопросы:

  • Как часто следует анализировать те или иные метрики
  • Кто и какие метрики должен контролировать

Все бизнес-метрики можно сгруппировать в следующие блоки:

  1. Автоматизация. Если данные доступны в режиме реального времени и полезны для принятия решений в моменте, то есть алгоритмы, которые работают более оперативно и эффективно, чем люди.
  2. Отчетность. Данные, доступные в течение недели или нескольких недель, можно использовать в рамках регулярного менеджмента. Обычно такие показатели не требуют глубокого анализа: для принятия решения по ним достаточно операционного контекста.
  3. Анализ. К этой категории относятся метрики, по которым нужно понимать не только общий контекст, но и факторы, влияющие на конечный результат.
  4. Метаанализ. Сложные композитные метрики, ценные не только за счёт анализа накопленных данных, но и прогноза их в будущем. Исследование отклонений таких метрик — долгий процесс, который требует сложной аналитики

В случае неоднозначности ролей и нерегулярности контроля метрик неизбежна «диффузия ответственности» — ситуация, в которой можно столкнуться с эффектом наблюдателя, когда очевидный показатель случайным образом оказывается вне поля зрения и контроля менеджмента.

Рекомендация по выстраиванию системы маркетинговой аналитики:

  1. Постройте подобную таблицу для своей компании.

  2. Начинайте автоматизацию с самых тактических метрик, алгоритмизируйте принятие низкоуровневых решений.
  3. Определите на что расходуется время команды аналитики. Чем больше ресурсов выделяется на работу в верхнем правом квадранте — тем выше культура аналитики в компании.

Помните о том, что описанные в статье методы подходят не для всех видов бизнеса, поэтому пользуйтесь ими с учетом здравого смысла.

Бонус: словарь из 120 маркетинговых терминов

Все материалы статьи в таблицах — это готовые фреймворки, которые вы можете адаптировать для своего бизнеса. Просто создайте копию файла на своем диске.

В меню: Файл → Создать копию

4949
9 комментариев

На самом деле квадртан хорошая идея для визуализации, только слишком субъективный получился т.к. нет данных (не показаны) можно на самом деле из него сделать чарт а основе цифр. Условно заложить или фактические данные или прогнозные, что-то типа такого получается.

В любом случае - материал полезный для более академического подхода к маркетингу)) 

4
Ответить

Спасибо. Все верно. Иллюстрация демонстрирует, скорее принцип подхода.

Например:
1) Социальные сети могут оказаться гораздо более быстрым способом тестирования бизнес-идеи или продукта для медиа-персоны
2) ТВ оказаться гораздо менее рискованным при наличии доступа к остаточному инвентарю, подходящему под массовый продукт
3) Любая супер-экспертиза может также влиять на риски и скорость получения результата

Поэтому сама по себе базовая расстановка каналов малозначима. Главное —ответ на вопрос, за счет чего получится ускорить выход продукта на рынок и/или обеспечить дальнейшее масштабирование, при минимизации инвестиционных рисков.

4
Ответить

HighT? Orafanic? AffiliaNte? srlsy, SkyEng? МГИМО финишд.

Преподы у вас такие же - мне было жаль девушку, которая оценивала мой уровень, ведь было бы логичнее, если бы оценивал я.

2
Ответить

Илья, спасибо что заметили и написали про ошибки. Мы исправим картинки и обновим их в статье.

Ответить

Все что написано на английском, придает авторитетности

1
Ответить

Ай ноу!

2
Ответить

Классная статья и как раз вовремя. Спасибо.

1
Ответить