МАНИПУЛЯЦИИ СТАТИСТИКОЙ
Всего 7% информации передается через речь. 9 из 10 врачей рекомендуют. Продажи выросли на 300%. Эти события напрямую связаны!
Не буду писать о том, как манипулировать статистикой и цифрами. Лучше напишу о том, как не дать себя обмануть.
Итак, разбираем ключевые моменты, которые помогут отличать факты от манипуляций.
1. Откуда данные?
📌 Кто проводил исследование? Независимый институт, госорганизация или коммерческая компания, заинтересованная в определенных результатах? Или еще интереснее – независимая организация, которую на самом деле создала конкретная коммерческая компания или их пиарщики (да, мы и так делаем)
📌 Сколько людей опросили? За одну минуту я нагуглила целую кучку «исследований», в которых приняло участие 10 человек. За редчайшими исключениями это не показательно и не может говорить ни о чем.
Всегда проверяйте размер и характеристики «выборки» - то есть части людей, отобранных для исследований, чтобы сделать выводы обо всей группе. Например, репрезентативная выборка для всероссийского опроса - 1600 человек
📌 Как был сформулирован вопрос? Если людей спрашивали: «Вы поддерживаете повышение налогов?» и «Вы готовы платить больше налогов ради благополучия страны?» — результаты будут разными. Обратите внимание. Манипуляция этим способом используется ОЧЕНЬ часто
2. «Средняя зарплата — 120 000 рублей». Но…
📌 Среднее ≠ Медиана. Средняя зарплата растет за счет высоких доходов топ-менеджеров, но медианное значение показывает, сколько получают 50% людей и меньше.
📌 Проценты без контекста. «Продажи выросли на 300%!». Возможно, речь о трех продажах вместо одной.
📌 Абсолютные и относительные цифры. «Риск заболеть вырос на 50%!»💀 Но если изначально он был 1 к 10 000, теперь это 1,5 к 10 000 — не такая уж катастрофа.
3. Корреляция ≠ Причинность
📌 Совпадение не означает связь. Когда продажи мороженого растут, увеличивается число утоплений. Это не значит, что мороженое приводит к трагедиям — просто летом больше людей купается.😲 Есть великолепный сайт, который собирает примеры абсурдных совпадений: например, рейтинг сериала «2 с половиной человека» почти идеально коррелирует с потреблением авиатоплива в Сербии.
В общем, числа могут совпадать, но это не значит, что между ними есть причинно-следственная связь.
Читайте данные с умом. И да прибудет с вами сила критического мышления