Обзор инструментов ИИ-маркетинга для салонов красоты в 2025 году
Решил обобщить, всё что знаю на текущий момент об ИИ-технологиях для маркетинга салонов красоты в некий гайд и рассказать в максимально практичном ключе, о всём том, что можно (и нужно) использовать маркетологу уже сегодня. Не буду брать на себя роль гуру и, по-возможности, постараюсь остаться в шкуре наблюдателя. А если я буду забываться, можете смело одёргивать меня в комментариях.
По моим наблюдениям, все эти волшебные инновационные инструменты ищут в первую очередь те, у кого не работают классические. Люди склонны лелеять надежду, что может что-то из новомодных технологий окажется годным для решения стоящих перед ними задач. Для кого-то это как очередная футуристичная фишка, на которой можно выехать какое-то время. Это имеет право быть и работать на благо бизнеса (без осуждения). Но классические подходы никто не отменял.
Вообще, маркетинг салонов красоты сильно отличается от маркетинга других ниш. У него крайне меркантильная цель - привести в салон клиентов. Достижение всех остальных (иных) целей собственнику салона (заказчику), скорее всего, не понравится. Поэтому я тут не буду говорить об охватах, лайках, реакциях, индексах NSP и прочей "ерунде", которую сложно измерить в деньгах.
Вообще если спросить у собственника салона, что ему нужно - то в 99% случаев он ответит, что ему нужно больше клиентов. Подразумевая - больше НОВЫХ клиентов. Лучше, вообще, нескончаемый ручеёк новых клиентов. Но локальный бизнес, в принципе, не может такого получить. Как правило, клиенты салона это те, кто живёт или постоянно присутствует в радиусе 2-3 км (для Москвы <1 км) от этого салона. А это конечное число людей.
Поэтому настоящая задача маркетолога салона сводится к тому, чтобы наполнять салон новыми и старыми клиентами. Чтобы привести нового клиента, его сначала нужно дискавернуть, а затем прогреть. Чтобы удерживать (и возвращать) старых, нужно растить их лояльность. Подробнее про всё это в контексте возможностей, предоставляемых ИИ-технологиями и поговорим.
1. Использование больших языковых моделей
Обещаю, что это самый банальный пункт моего обзора, который, подозрительно заговорчески рекомендуют все LLM-сервисы. Думаю, мало шансов, что управляющий салоном красоты окажется ещё и профессиональным копирайтером или, что у него есть время на написание постов для соцсетей... Конечно, есть исключения (и всегда есть вариант спихнуть эти обязанности на админа или сммэмщика), но большинству бизнесов уже не обойтись без всех этих генераторов текстов. И, даже если вы используете подрядчика для продвижения бизнеса, высока вероятность того, что он делает свою работу с помощью этих же инструментов (дискредитируя необходимость своего присутствия в этом процессе).
Ведение активности в социальных сетях это задача, которую уже вполне можно поручить LLM-системе. Таких систем сейчас доступно целый зоопарк - выбирайте на свой вкус и кошелёк. Но тут вопрос не столько в инструменте, сколько в умении им пользоваться. В неумелых руках все эти GPTишки пишут канцелярским сухим языком банальности и поверхностные вещи. Такой контент малоинтересен. Простыми промптами тут уже не обойтись. Чтобы совсем не тратить своё время на эту работу, можно посмотреть в сторону AI-агентов, способных находить оригинальные темы для постов, писать их в авторской стилистике, публиковать их с заданным графиком и уметь поддерживать диалог в комментариях.
Но есть подозрение, что этот тренд может быстро сойти на нет и уже, скажем, в 2027 году его не будет в моём списке. Почти незаметно произошла революция в сфере создания контента. Сейчас только ярые динозавры и люди с синдромом Автора создают контент без этих инструментов... Но, чем меньше в контенте Вас, тем контент менее ценен и интересен. А главная ценность вашего контента это ВЫ. Людям интересны не слова, людям интересны люди… Интернет сейчас огромными темпами заполняется контентом, созданным, алгоритмами. Посмотрим, как поведут себя потребители такого контента, для которых он предназначается, и чем эта история в итоге закончится.
У меня есть основания предполагать, что в будущем потребителями такого машинного контента останутся только такие же ЛЛМки. И поэтому я двумя руками за авторский контент. Но в моменте не пользоваться эти возможностями, просто неразумно. Сегодня LLM это уже мастхев-инструмент в руках маркетолога. При правильном обращении это сделает вас умнее, компетентнее и читабельнее… Поэтому гпт вам в помощь. Только не разучитесь совсем писать и думать. Посмотрим, кто из нас (людей) продержится дольше всех.
2. Использование генераторов фото и видео
Визуал продаёт намного лучше, чем текст. Однако, как не зайдёшь на сайт какого-нибудь салона, так видишь унылый прайслист с названиями услуг, вместо наглядного портфолио с ценами… Но идея стать помимо копирайтера ещё и дизайнером не очень заходит в массы бизнесменов сферы услуг. Поэтому получить такую услугу за относительно небольшие деньги вполне адекватна затея.
Я не буду обсуждать этичность применения генераторов изображений и видео для показа ваших потенциальных возможностей. (Ведь это не текст про “Тренды этичности на 2025 год.” Это обзор маркетинговых инструментов). И как инструмент он имеет место быть в арсенале маркетолога (и не только его).
Люди мало читают тексты. В основном вся механика социальных сетей - это скролить ленту, которая сплошь наполнена визуальным контентом. Так что одними текстовыми постами вам не обойтись. Либо вы сами создаёте фото-контент, либо используете AI-сервисы генерации, ну либо, ищете компромисс между этими двумя подходами, например, улучшаете и доводите до идеала ваши непрофессиональные фотки, сделанные на обычный телефон.
Тут (как с генераторами текстов) тоже большой выбор систем (и список пополняется) и эти ИИ-штуки быстро совершенствуются. Чтобы разобраться в этих возможностях, придётся потратить время, поэтому, возможно, правильным решением будет выбрать одну-две из них и научиться решать свои задачи через них. Плюс-минус все остальные делают похожие задачи, но так как результат можно оценить лишь эстетически, то сложно вводить универсальные критерии выбора. Выбирайте, то, чей результат вам больше понравился.
3. Использование AI-чат-ботов
Вообще, работа маркетолога это создание трафика. Этот трафик должен пройти через серию этапов воронки. И не всегда все этапы контролирует маркетолог. Но оценивать его работу буду по конечному результату - в клиентах, записях и деньгах в кассе (т.е. по тому как этот трафик прошёл по всей воронке).
Поэтому хочешь - не хочешь, но приходится контролировать всё больше этапов. Подключение таких AI-инструментов позволяет маркетологу быть уверенным, что этап общения с клиентом не будет откровенно провален, а будет выполнен с определёнными уровнем качества. Например, скорость ответа будет максимально высокой и клиент не “уйдёт” не дождавшись ответа. Соглашусь, что не факт, насколько качественно бот справится с вопросами и потребностями клиента... Но это уже вопрос проработки бота, чтобы он умел справляться как минимум с 90% типичных вопросов и запросов клиентов.
Коммуникации с клиентами это, в принципе, принципиально важный этап пути клиента. Косяки на этом этапе могут перечеркнуть всю работу маркетолога и слить весь маркетинговый бюджет. Поэтому недооценивать этот инструмент было бы очень неправильно. Но, нужно добавить, что получить такого умного бота, способного качественно закрывать лидов на услуги, это нетривиальная задача. И нетривиальна она не только в технических аспектах. Эта задача затрагивает темы и психологии, и продаж и дипломатию и манипулятивные социальные техники (sic!).
Как бы там ни было, но такие системы позволяют заставить работать бизнес круглосуточно. Но… не напоминайте мне про онлайн-запись. Это лишь частичное решение задачи отработки трафика. Есть немалая доля клиентов, которым перед записью важно получить ответы на свои вопросы, разрешить сомнения или просто составить заочное мнение о салоне на основании того, как с ним пообщался администратор.
Спасибо, Роскомнадзору. Доступных каналов коммуникаций, которые теперь нужно поддерживать, поубавилось. Но необходимость в качественных коммуникациях не пропала. По моему мнению, коммуникации это основы продаж. Прежде, чем что-то у вас купить, люди с вами общаются. (Да, иногда, такое общение может быть лишь в формате монолога).
4. Использование телефонных роботов
В продолжении предыдущего пункта, хочу упомянуть голосовых телефонных роботов. Этот тренд очевидно набирает обороты. По сути это тот же AI-бот, только дополнительно способный понимать речь и говорить и подключенный к телефонии. Главные достоинства в рекламных материалах таких сервисов это то, что голосовой робот работает 24 на 7 и не подвержен эмоциям или комплексам. Он не забудет и не постесняется позвонить клиенту...
Согласитесь, обидно, если салон теряет клиента, потому что администратор не смог ответить на звонок, из-за того, что был занят, например, с другим клиентом. Полностью убирать вашего администратора из процесса я бы не стал, но вот поставить ему такого помощника как запасной вариант, когда администратор не может ответить на звонок, я вижу резон. Но, мне кажется, что важно оставить вашим клиентам право выбора. И, скажем, если клиент имеет аллергию на роботов, то с ним должен общаться человек.
Да, тут много зависит от того какой у вас объём телефонного трафика. А это в свою очередь зависит куда вы свой трафик ведёте - написан ли у вас на сайте и в соцсетях номер телефона или указана ссылка на ватсап (или телеграм). Молодой аудитории, очевидно, не так важно социальное общение с администратором, они более интровертны. Для более возрастной аудитории, наоборот, удобнее записаться голосом.
Думаю, что рано или поздно мы придём к тому, что повсеместно и привычно будут использоваться такие системы, как когда-то повсеместно использовались автоответчики.
И следующий важный момент - использование подобных систем для обзвона клиентов. Здесь важно учесть требования законов той страны, где вы работаете. И либо выполнять требования законодательства, либо действовать на свой страх и риск. (Не рекомендую!)
Распространению таких систем на территории РФ мешают блокировки телефонных сервисов с двух сторон и санкции на доступ к подобным технологиям. Но, всё решается и умельцы у нас не перевелись. Так что при желании доступ к возможностям у вас есть. Главное действовать в рамках законов и не творить то, что, скорее, вызовет в клиентах негатив, чем принесёт пользу.
Поэтому веерные слепые телефонные обзвоны, кажется, уходят в прошлое (по крайней мере, мне всё меньше поступает таких звонков). И здесь не только дело в ужесточении контроля государством, но и в выжженной и дискредитированной механике таких подходов, которая благодаря спамерам изжила сама себя.
5. Использование голосовых ассистентов
Это спорный пункт. Кто-то со мной может не согласится.
Я уже давно (несколько лет) жду, когда же выстрелит этот канал. А он всё никак не проявляется. Голосовые помощники давно стали нашей повсеместной реальностью. Умная колонка есть уже практически в каждом доме. (А его аудитория уже составляет десятки миллионов людей, что уже сопоставимо с социальными сетями.) Очевидно, что это достаточно созревший канал коммуникации с клиентами, но он пока "ждёт". А всё потому, что в нём нет возможности бизнесу обратиться к клиенту по своей инициативе. Ну разве что использовать аудиорекламу. (Но в этой статье не о ней.)
Поэтому этот канал скорее не про поиск новых, а про работу с текущими клиентами. И для этих целей он вполне себе работающий вариант. Пожалуй, для клиента это самый быстрый из всех возможных способов записаться на услугу. Ведь голосом сказать можно за секунды. Руки подключать не потребуется. Если вы как бизнес предоставили клиенту возможность запустить ваш голосовой навык и просто сказать, куда он хочет записаться, на какую дату, услугу и к какому мастеру.
Конечно, это же самое можно сделать и просто позвонив по телефону. Но мы переходим к жизни в более интровертном обществе. Поэтому, думаю, что коммуникации без участия людей будут всё более востребованы.
Надеюсь, что хоть в этом году появится, наконец, кейс эффективного использования этого канала. Мы сами экспериментируем с аудио-рекламой с переводом её трафика в "Алису". Но кроме оригинальности подхода ничем другим (соблазнительными цифрами) похвастать пока не можем.
И, по моему мнению, "приучать" клиентов пользоваться Алисой нужно будет с демонстрации перед клиентами самими сотрудниками салона, насколько этот канал удобен в использовании.
6. Использование инструментов для работы с трафиком конкурентов
Подозреваю, что этот пункт для многих будет инсайтом. Так можно, что ли было?
Не буду приводить тут ссылок, чтобы никого не рекламировать и не выглядеть аффилированной персоной.
Начнём с реакции на телефонный трафик к конкуренту. В РФ все мобильные операторы предоставляют услугу запуска той или иной рекламной активности на людей, звонивших по определённым номерам. Остаётся только выяснить какого оператора использует конкурент. (Скорее всего у него используется мобильный номер, а не городской). Выяснить можно, попытавшись оплатить этот номер, например, через любой банк. Перед оплатой вам покажут текущего оператора этого номера.
Следить можно и за соцсетями конкурентов. Такие сервисы как Продакт Хантер и Пеппер Ниндзя (не удержался) доказали свою работоспособность для Vk и Нельзяграма. Для телеграма тоже можно найти ботов, которые могут спарсить аудиторию канала конкурента.
Анализ открытых данных из используемых конкурентами CRM-систем поможет оценить их примерные финансовые показатели. Анализ отзывов на картах, социальных сетях и площадках с отзывами может показать профессионализм в ведении бизнеса владельца салона и работающих там сотрудников…
Сейчас доступны AI-агенты, способные проанализировать сайты ближайших ваших конкурентов (и ваш) и выдавать сводную аналитику, у кого какие услуги, какие цены, что представлено на сайте, какие акции, как ведутся (и какие) соцсети, проанализировать отзывы и контент. Так можно увидеть сравнение своих сильных и слабых сторон и работающих по-соседству салонов. (И не обязательно прямых конкурентов. Возможно, стоит присмотреться к аудитории схожих компаний. Например, парикмахерской проанализировать аудиторию салона эпиляции, стоящего по соседству).
Конечно, что дальше делать с этой аудиторией и информацией оставим на фантазию маркетолога. Но, факт, что можно дотянуться до хотя бы части клиентской базы коллеги по рынку.
Работа с этой аудиторией должна быть ювелирно точечной. Это скорее всего не будет тысячная база. Дай бог, если наберутся сотни. Но это тоже направление для работы и грамотный маркетолог не упустит тут возможность "поживиться".
7. Использование Видеоаналитики
Кажется, что сходу хочется сказать где Маркетинг, а где Видеоаналитика. Каким боком она здесь? Объясняю, почему это станет одним из важных инструментов маркетолога в ближайшем настоящем.
Видеокамеры уже давно ни для кого не в новинку. Встретить их можно в каждом втором салоне. И практически везде они висят "для галочки". На случай экстремальной ситуации. Даже, если они записывают видео на флешку, это видео никто не смотрит. Потому что, чтобы отсмотреть n-часов видеозаписи, нужно иметь дополнительные n-часов свободного времени в сутках. И даже если бы это время у владельцев салонов было, ничего интересного на этих записях они, скорее всего, не увидели.
Но ведь задачу отсмотра этого видео можно поручить ИИ-системам. И, например, попросить их фиксировать факты, происходящие внутри салона. Этими фактами могут быть приход и уход сотрудников, узнавание в вошедшем посетителе клиента салона, мониторинг очередей в зале ожидания...
Эти системы вполне могут "узнавать" людей "в лицо". И значит входящего в салон человека можно встречать не фразой "Вы записаны?", а "Мария Ивановны, здравствуйте. Мастер уже готов принять вас." Даже если эта Мария Ивановна была в последний раз в салоне полгода назад и за это время сменилось пять администраторов и текущий админ её видит в первый раз в жизни...
Про что эта история? Про развитие в клиентах нефинансовой лояльности. А к лояльности Маркетинг уже имеет самое прямое отношение. Создавая позитивный опыт для клиента в салоне эта работа над удержанием. Приятна ли будет Марии Ивановны эта маленькая ситуация? Да, она о ней всем своим подругам расскажет, что именно в этом единственном салоне во всём городе её по имени помнят… Похоже, таким инструментом в моменте, можно получить охваты по сарафанке, о чём все так мечтают.
Но этот пример не основная причина попадания Видеоаналитики в мой обзор инструментов маркетинга. Основная причина в том, что ИИ-видеоаналитика может "поставлять" бизнесу фото клиентов. И это будет самая горячая ближайшая фишка. См. следующий пункт.
8. Использование AR-сервисов
Тут, конечно, есть важный законодательный момент. Является ли фото человека его личными данными или нет - это вопрос к юристам. Законы РФ очень запутанно его трактуют. Обязательное требование закона - явно сообщить клиентам, что в салоне ведётся видеосъёмка. Ну, а, чтобы полностью подстраховаться, можно просить клиентов подписать письменное согласие. Да, на первый взгляд это выглядит чем-то из ряда вон... Но если это адекватно составленный документ и понятным образом объяснено, почему от клиента просят согласие на коммуникацию с ним и использование его фото для непубличного использования, то большинство поймёт...
Зачем маркетологам эти фото? На западе стремительно развиваются AR-технологии - это технологии дополненной реальности. Правда их использование идёт несколько не в том направлении, как вначале предполагалось. Все думали, что это будут технологии типа умного зеркала, позволяющие "примерить" на себя причёску, окрашивание, косметическую процедуру или дизайн ногтей... Но даже в США и Европе салоны неохотно используют эти ИИ-решения. Это больше остаётся неким личным развлечением самого человека (клиента). И эта игрушка салонам не очень окупаема, а стоит она салону ощутимых денег. Именно из-за стоимости использования таких технологий, они навряд ли придут в Россию. По крайней мере, в ближайшее время. (Ну, за исключением, разве что в салоны Премиум-уровня).
Генерировать в реалтайме причёску дорого, а вот сгенерировать фото с новой причёской, это вполне себе приемлемый по стоимости вариант. Визуальные генеративные сервисы типа “Try On” доступны в России с помощью обходных решений. Они могут стать интересным инструментом для реактивации потерявшихся клиентов. Представьте, если клиент получает в ватсап сообщение, "Татьяна здравствуйте, решили поработать с вашим образом и предлагаем четыре варианта причёсок для вас от нашего стилиста. Если что-то понравится, с удовольствием преобразим вас." (и четыре фотки следом). Как минимум, это необычный ход выделит вас среди конкурентов. Как минимум, клиент оценит ваши усилия по развитию лояльности с ним. Я не буду обещать, что клиент с радостью побежит записываться к вам. Совсем не факт. Но как способ удержать клиента, показав ему, что вы прилагаете усилия, чтобы сохранять с ним отношения, вы продемонстрируете. А это дополнительные бонусы в вашу карму лояльности к вам от клиента. Ну и всё же, кто-то да вернётся.
Итак, это пункт про использование AR-технологий в бизнесе салонов. Пример именно практического кейса, доступного сегодня для обычного бизнеса в РФ. Причём, если подключить предиктивные ML-технологии, то 4 фото вполне можно сократить до одного, самого "конвертящего".
9. Использование Онлайн-записи с функциями AI
Думаю, что все знают, что такое классическая онлайн-запись. Это некий онлайн интерфейс, позволяющий выбрать услугу, специалиста и дату/время визита, указать своё имя и телефон и записаться.
В принципе, это рабочий инструмент. Но если мы на него посмотрим с позиции CJM, то мы увидим, что клиенту приходится делать довольно много нажатий, пока он "доберётся" до финальной кнопки "Записаться". Таргетологи знают, что чем длиннее онлайн-путь, тем меньшее количество дойдёт до конца. Т.е. в классической онлайн-записи есть неочевидные потери, которые никто не замечает.
Применение ИИ-технологий предиктивной аналитики, позволяет попытаться предугадать желания клиента и те выборы, которые он захочет сделать. В идеале ИИ-онлайн запись должна выглядеть так - перешли по ссылке и получили готовый вариант записи, где уже выбрана дата, время, услуга и мастер... А может быть даже откуда-то "подтянуто" имя клиента и его контакты... И всё, что надо, это нажать на ту самую заветную кнопку "Записаться". Это был бы самый идеально минимальный CJM клиента. И, кажется, что для записи на повторные визиты это вполне себе достижимая задача. Но для новых клиентов тут ещё поле для работы, как найти те "невидимые людям" маркеры, позволяющие классифицировать клиента и тем самым предугадывать его желания.
10. Использование ML-инструментов
Кажется, что на смену спамным горе-ботам приходят технологии персонализации, где AI-бот не занимается веерными рассылками по всем, а ведёт с каждым клиентом свой диалог и делает персональное предложение. При этом пытается предугадать, что лучше всего "зайдёт" клиенту и как именно с этим человеком нужно строить коммуникацию.
Такие боты способны сами сегментировать клиентскую базу. При этом они способны сами находить критерии для сегментации. Это не всегда очевидные критерии для управляющего. Например, это, может быть, такой критерий - клиенты записывающиеся в пятницу вечером. Или клиенты до 30 лет после второй процедуры окрашивания длинных волос... Это гиперсегментация. Вручную её сделать практически невозможно, потому что сложно выделить действительно значимые критерии деления базы (а не просто очевидные). Но ИИ-технологиями это по плечу. Причём эти технологии способны как "кроить" клиентскую базу на кусочки, так и сами находить смыслы, как с каждым этим "кусочком" разговаривать.
Сами по себе эти ML-технологии сегментации малополезны, но в сочетании с коммуникационным ИИ-ботом способны давать ощутимую пользу в задачах удержания клиентской базы и максимизации выручки с текущей базы.
И хотя спам-боты всё ещё популярны. Но это скорее следствие некомпетенции и доверчивости управляющих салонов к обещаниям стартаперов-айтишников. Я рад, что чат-боты со встроенными спам-механиками ковровых бомбардировок скидочных акций уходят в прошлое. В моменте, они показали свою эффективность. Но на долгом периоде всё, как правило, закончилось выжиганием клиентской базы салона. А иногда и закрытием бизнеса, вследствие потери лояльности клиентов и само урезанием своей прибыли скидками.
12. Использование локальных блогеров
Прямо таки очень назревающий тренд это использование маленьких локальных блогеров для рекламы услуг и мастеров вашего салона красоты. Кажется, он имеет свои значимые плюсы, но не лишён и минусов.
В противовес традиционной онлайн-рекламе, которая становится всё более дорогим и сложным инструментом. Как бы не рассказывали авторы Ютуб-видео (про настройку рекламы в Яндекс-Директе или Вк), что это элементарно просто. Это, мягко говоря, введение в заблуждение. Легко можно лишь слить весь свой рекламный бюджет, какого бы он не был размера. Тяжело получить результат…
Я не хочу противопоставить классической рекламе рекламу у местных блогеров. Здесь точно так же нет никаких гарантий. И точно также можно впустую слить весь бюджет. Разве что с меньшим количеством усилий.
Но у рекламы у локальных блогеров есть свои весомое преимущество - вы получаете не только выход к аудитории, самое ценное - вы сразу же получаете некий кредит доверия и лояльности. Вас представляет кто-то кого аудитория уже знает, возможно, любит, кому лояльна, кому доверяет. И это сильно больше, чем просто переход по ссылке на ваш лендинг (или, возможно, сразу она онлайн-запись).
При переходе к вам с баннера из рекламной сети, вы сами должны сформировать кредит доверия к вам. Если кредита доверия к вам нет, то неважно какие заманчивые у вас предложения и какие выгодные цены, покупать не будут.
Поэтому точно есть смысл найти таких амбассадоров вашего бизнеса, с которыми можно взаимовыгодно продолжительно сотрудничать. Про подбор таких блогеров я тут ничего не напишу. И никакие сервисы продвигать не стану. Действуйте по интуиции. Других точных инструкций нет. Отсечь точно левых ребят поможет статистика их социальных сетей. Но гарантировать вам результат никто не сможет.
13. Использование картографических сервисов
Карты уже давно стали весомым каналом поставки клиентов в салон и работа с ним уже давно мастхев-инструмент в продвижении любого локального бизнеса сферы услуг. В этом пункте я хочу рассказать как усилить этот инструмент и как с ним работать более эффективно.
Посмотрите на карточку своей компании на картах как на ваш рекламный лендинг. "Запихайте" туда побольше смыслов, которые вы хотели бы донести до своей аудитории, если вам нужно было бы порекламировать свой бизнес. Это не сухие вики-данные информации о ваших услугах и ценах, это бесплатный лендинг вашего салона. Тема отзывов, конечно, проходит основной линией, но есть ещё другие аспекты.
Загружайте фото и видео максимально рекламно показывающие вас. И стимулируйте это делать своих клиентов и сотрудников. А для этого хорошо бы оборудовать внутри салона какое-то лайкоместо (фотоместо), провоцирующее ваших клиентов сделать там селфи или фото от администратора. Или фото с мастером. Это самая крутая реклама вашего салона. Подумайте на эту тему, включив фантазию и креативность.
Важно показать ваши результаты. Посмотрите как это получается у ресторанов. Зайдя в карточку практически любого ресторана, мы увидим малое количество фоток интерьера и большее количество фоток блюд. Думаю, что вы поняли аналогию...
У меня есть гипотеза, что (даже искусственное) стимулирование публикаций большего количества фото и видео-контента с привязкой к гео-точке, где находится ваш салон, положительно сказывается на повышении его в выдаче. Это пока лишь моя гипотеза, которую я активно проверяю. Если у вас есть какие-то свои мысли на этот счёт, поделитесь, мне интересно узнать галлюцинирую ли я или считал коллективное бессознательное...
14. Работа с отзывами
И следующее, о чём я хотел бы сказать это про работу с отзывами. Здесь я собрал мысли не столько про собирание отзывов, сколько про работу с ними.
Почему важно работать с отзывами аналитически? Потому что важно иметь честную и реалистичную картину вашего бизнеса. Как правило, у собственника она своя, а у клиентов какая-то своя картинка из плюсов и минусов вашего салона. Очень важно синхронизироваться. Возможно, то, что владелец считает плюсами, в глазах клиентов не являются такими уж плюсами (по крайней мере, выбирают они не по ним). И, возможно, что минусы не такие уж минусы. И настоящими плюсами и минусами является что-то другое.
Если вы будете делать свои выводы лишь на основании отзывов на картах (и отзовниках), у вас будет очень искажённая картина мира. Там в основном, в отзывах пишут негатив. И не всегда этот негатив по делу, а не потому что клиент сложный, брюзга или невротик. Не всегда это косяк салона... Про ваши плюсы там тоже, навряд ли, напишут.
Значит ваша задача получить эту картину самому. Собрать отзывы можно с помощью чат-ботов или телефонных роботов. Я бы не стал поручать эту задачу администратору, потому что админ, как минимум, аффилированное лицо в этом процессе и в большинстве случаев ему просто не дадут честную обратную связь. В отзыве важно получить не оценку, которая мало информативна, а словесный ответ, что понравилось, а что - нет.
Но собрать отзывы это лишь половина дела. Вторая половина это их обработать, проанализировать, систематизировать и визуализировать... И это уже задача, которая по плечу лишь ИИ. (Поручить анализировать сотни, а возможно, и тысячи разношёрстных отзывов человеку так себе идея).
Проделав такое упражнение, вы, как минимум, узнаете свои настоящие сильные стороны, на которые важно опираться в рекламных компаниях и своём продвижении в социальных сетях. Ну, и ещё будете, понимать, какие у вас есть задачи по минимизации конкретных минусов (а не надуманных).
Зная такой инсайт о собственном бизнесе, вы будете точнее понимать какой отзыв даёт человек - честный и настоящий или он льстит или, наоборот, капризничает. И для задач персонализированных коммуникаций это тоже довольно важная информация, чтобы понимать как удерживать клиента. Нужно ли его заманивать обратно скидкой или ему всё понравилось и он вернётся, если ему лишь выслать напоминание.
И только если вы точно знаете, что клиент доволен вашими услугами и возвращается к вам сам, то тогда не грех, его простимулировать оставить настоящий публичный отзыв на картах. Это много лучше, чем покупать их у специализированных сервисов.
И ещё. ЛЛМки способны помогать с написанием ответов на отзывы. Если к вам прилетел негатив, попросите ИИ его обработать и посмотрите как он это сделает. Это можно сделать как вручную, так и подключить автоматизированный сервис.
Мои мысли об этой реальности
По традиции, в конце должен быть какой-то итог всего написанного. Что тут скажешь - мы живём в век перемен. Меняется всё и, в том числе, инструменты маркетинга. Очевидно, что ИИ глубоко проникает в работу маркетологов. Ещё пару лет назад всё, что здесь написано выглядело фантастикой и мечтами, а сейчас это наша реальность. Скорость изменений огромна. Похожее скоро потребуются отдельные люди, которые будут лишь отслеживать прогресс в технологиях. Смотря на доступные возможности, чувствуешь себя в роли человека, которому дали волшебную палочку, а он в замешательстве от того, что не понимает как ею правильно распорядиться.
Насколько вам нужно использовать инновации для модернизации вашего маркетинга решайте сами. По моему мнению, стратегия динозавра, закрывающего глаза на перемены или лудита, отрицающего ИИ, скорее всего проигрышная... Но мне бы очень не хотелось бы делать заявления, что всем и срочно нужно внедрять ИИ в свои бизнесы. Всё же, всё нужно делать с головой и взвешенно. В этих инструментах как много возможностей, там и много подводных камней и подавать их как панацею от всех проблем, я бы не стал. Но и отрицать их грандиозные возможности, тоже не вижу смысла.
Поэтому всё, о чём здесь написано рано или поздно станет повседневностью. И, если вы - управляющий салоном красоты (или аналогичным бизнесом) то либо вы внедрите у себя, либо посмотрите, как это сделают конкуренты. Какой выбор окажется правильным покажет только время.
Труд маркетолога всё меньше становится про делание что-то руками и всё больше про работу головой. Да, эти шайтан-машины забирают рутинную работу. Но их всё ещё кто-то должен направлять и контролировать. Инструменты всегда остаются лишь инструментами. Даже то, что они снабжены приставкой ИИ не делает их полностью автономными от человека. Мы ответственны за то, как правильно и эффективно пользуемся инструментом и мы берём ответственность за результат, а не ИИ. Кажется, это ложная иллюзия, что они позволяют отключить голову. Как раз наоборот, голову приходится включать намного больше, чем раньше.
Если для вас актуально внедрение этих технологий, обращайтесь - проконсультирую. Кому нужна шпаргалка всего перечисленного в статье, я выложил инфографику в виде одного лаконичного постера. Можете сохранить. @aisalons