Философия мышления заказчика. Почему не получается продать даже если сильно хочется?

Каждому, кто был связан с продажами или пытался продавать, в голову приходила мысль:
«Что со мной не так и почему у меня идет все из рук вон плохо с продажами?».

Публикация составлена совместно с командой Годунова.

Философия мышления заказчика. Почему не получается продать даже если сильно хочется?

Не могу назвать себя «продаваном» или близко отнести себя к хорошим продавцам, в частности сайтов и более сложных IT-продуктов, поэтому сегодняшний материал постараюсь строить с позиции обывателя, а не эксперта, разбирающегося в продажах. Чтобы сразу парировать все претензии скептиков, читающих данный материал — статья представляет из себя наши рассуждения, потому вопрос философский и рассматривать мы будем его не с привычной позиции, а с позиции психологии. Под продажей будем иметь ввиду вообще все, начиная от первых касаний и попыток впервые посотрудничать, заканчивая допродажами и переходом на новый уровень работы с клиентом.

Для тех у кого нет времени вникать в суть вопроса основательно и хочет быстрее получить ответ.

Сложно продать тому, кто:
1. Через воспитание и окружение сформировали определенное мышление.
Например человек доверяет только рекомендациям и почти всегда не верит рекламе или входящим предложениям. Сюда хорошо подойдет ситуация с конкретной категорией людей, которые не доверяют современным технологиям и всему, что с ними связано.

2. Занимает позицию сверху-вниз.
Это не значит, что клиент негативное отзывается о web-разработки. Речь идет про случаи, когда занимаются самореализацией на проекте, не считая вас экспертами. Личные интересы, которых преобладают над общей задачей;

3. Познакомился с вами на площадке, которая ставит определенное клеймо.
Как вариант, это может быть биржа фриланса. Не всегда приходится рассчитывать на отношение к себе, как к эксперту. Пунктик о том где вас нашел заказчик будет преобладать над всем тем, что вы сделали позднее.

Для всех тех, кто решил остаться — продолжаем …

Мысль о плохом умении продавать уже давно витала в воздухе и не покидала ни на секунду, а обращаясь за ответом на открытые ресурсы, ты только и делаешь, что сталкиваешься с яркими заголовками, материал которых из себя ничего не представляет.
После таких долгих месяцев блуждания от сомневающихся к слитым заказчикам, начинаешь задумываться о том, что возможно стоит произвести декомпозицию ситуации и проблема не в тебе, как продавце.

Какие психологические этапы заказчик проходит перед тем, как сказать вам: «а че не миллион?»:

Философия мышления заказчика. Почему не получается продать даже если сильно хочется?

1. Общие жизненные убеждения — то, как принимает решения в обычной жизни, как удается делать ежедневные выборы;
2. Убеждения о разработке сайтов и IT в целом;
3. Площадка — тот ресурс на котором мы произвели первое касание;
4. Позиционирование и мироощущение себя самого — как ощущает себя заказчик в диалоге с вами, кого он видит в вас;
5. Первый диалог — какой метод коммуникации предпочел заказчик при общении с вами.

Не хочется цитировать бизнес тренеров, но необходимо уделить время такому определению, как «мышление».

Мышление — это совокупность тех убеждений, через призму которых, мы воспринимаем мир вокруг.

Мышление оставляет свой отпечаток на всем к чему мы притрагиваемся или какой вопрос пытаемся решить. Поэтому неудивительно, что человек покупающий в магазине газонокосилку, будет руководствоваться теми же идеями при заказе сайта или других digital продуктов.

Но к сожалению это не все, что стоит между вами и тем, чтобы заказчик вам ответил: «да, заверните мне 3 сайта на Битриксе».

Существует ряд последовательных фильтров, которые наслаиваются друг на друга и от которых также зависит принятие итогового решения.

Это легко пронаблюдать в ситуации, когда к вам обращаются по знакомству, прямой рекомендации или при переходе по рекламному баннеру. В первом случае напротив каждого из фильтров у вас стоит положительная отметка и вы уже прошли внутренний скоринг у клиента. Когда во втором варианте вам только предстоит пройти каждый из этапов и сформировать правильное представление о себе. Речь о которых и пойдет ниже.

Общие жизненные убеждения — то, как принимает решения в обычной жизни, как удается делать ежедневные выборы.

Покупка автомобиля, нового ифона — это все понятно, но как быть с тем, чтобы отдать деньги за сайт или маркетинг? То есть все те продукты, которые не приносят благо заказчику в первоначальном своем виде. Фактически, заплатив за то, что ты никогда не сможешь увидеть и тем более потрогать. Да, давайте не будем тут говорить о том, что на сайт можно посмотреть и номинально он существует, но важно сейчас не придираться к мелочам, а уловить правильный посыл.

Часто наблюдается такая история, когда продать одному и тому же заказчику рекламный баннер проще чем настройку рекламы. Почему? — баннер можно увидеть, а реклама кажется чем-то несуществующим, а зачем платить за то чего не существует? Отсюда и получается, что те, кто смогли себя убедить в том, что им необходим такой продукт — не могут понять, что это стоит зачастую дороже нового автомобиля.

Философия мышления заказчика. Почему не получается продать даже если сильно хочется?

Поэтому мы наблюдаем картину, когда микробизнес хочет рискнуть, но не может. Так как нет понимания зачем ему сайт и сколько он сможет заработать на нем.

Убеждения о разработке сайтов и IT в целом.

Думаю всем понятно, если человек убежден в том, что сайт не может стоить более 10.000 рублей то в его представлении любой, кто назовет выше данной суммы автоматически становится шарлатаном и нечистым на руку. Если вы не верите, что качественно проработанный сайт действительно стоит не малых денег — можете самостоятельно проанализировать данный рынок.

Масло в огонь подливает еще одна сложность продажи подобных IT-продуктов связанная с взаимосвязью в мозге: деньги-продукт. Что было затронуто немного выше.

Философия мышления заказчика. Почему не получается продать даже если сильно хочется?

Давайте не будем забывать, что вы скорее покупаете время специалистов и буквально ловите на слове, что они сделают также, как на сайте, который вам понравился и доведут это до результата, нежели вы покупаете просто готовый товар, как продукты в гипермаркете или новый гаджет.

Площадка — тот ресурс, на котором происходит первое касание.

Площадки или источники откуда приходят обращения - это первое впечатление о вас. Понятное дело, что между холодным звонком и обращением по знакомству огромная пропасть. Например, знакомство с заказчиком на фриланс бирже может не позволить перейти на другой уровень разработки. Все ограничится простенькими лендингами за 10.000 рублей. Чаще всего биржи, контекстные рекламы, таргетинги - это довольно заезженные места, где броские офферы еще ни о чем не говорят. Все это напоминает ипподром. Где вы ставите на заказчика и молитесь, чтобы именно он дошел до финиша, по итогу превратился в сделку. Не удивляйтесь, что отношение к исполнителям точно такое же. Отсюда мы и получаем игнорирование звонков, сообщений в мессенджерах, отказы по разным причинам и тд.
И абсолютно другую ситуацию наблюдаем, когда вы получаете звонок по рекомендации с желанием купить ваши услуги, а не прицениться и запросить коммерческое предложение. Даже небольшие "косяки" скорее всего не смогут пошатнуть ваш авторитет в глазах такого клиента. Примерно это мы и наблюдаем у лидеров мнения в любой из ниш.
Не стоит недооценивать первое касание с заказчиком. Оно многое говорит о вас. Неправильные действия в самом начале могут поставить крест на LTV.

Позиционирование и мироощущение себя самого — как ощущает себя заказчик в диалоге с вами, кого он видит в вас.

Важно понимать, как позиционирует себя заказчик и кого в лице вас, он видит перед собой.

При первом диалоге сложно понять его ощущения и каким он клиентом окажется по итогу для команды.

Философия мышления заказчика. Почему не получается продать даже если сильно хочется?

Это всегда делится на 2 условные составляющие:
1. Заказчик, как человек
2. Заказчик, как клиент

Если на оба пункта вы одобрительно киваете головой, поздравляем, вам повезло с будущим проектом.

Обычно все происходит с точностью наоборот, когда по обоим из пунктов заказчик не проходит внутренний скоринг. Чем быстрее удается это заметить — тем лучше в конечном итоге для производства. Охарактеризовать все это можно как-то так:

«Лучше вовсе не брать проект, чем его взять и пожалеть»

Как правило все упирается в ситуацию, когда лид не проходит по 1 из пунктов, что казалось бы терпимо, но создает существенную нагрузку на менеджера-проекта.

Чем для нас, как исполнителей чревато, когда напротив первого пункта ставится прочерк? — все просто, такой диалог рассыпается уже при первом касании, когда заказчик не пытается тебя услышать, обесценивает деятельность, пытается за вас рассчитать стоимость разработки под его задачи и в целом ведет по хамски.

Не нужно иметь особых навыков в психологии, чтобы понять с кем приятно вести диалог, а с кем его лучше прекратить.

Если с первым пунктом все понятно, то как быть со вторым?

Чаще всего это становится известно только в процессе работы. Когда вы в глазах заказчика не представляете никакой экспертной ценности то и отношение к вам будет соответствующие на протяжении всего времени разработки. Сложно доносить ценности до человека, который считает вас исполнителем его идей по самореализации.

«Каждый должен заниматься своим делом, предприниматель — развивать бизнес, web-разработчик — создавать IT-продукт»

При идеальном стечении обстоятельств возможен тандем, когда исполнитель и заказчик дают советы по улучшению продуктов друг друга.

Первый диалог — какой метод коммуникации предпочли при общении с вами.

Данный аспект является скорее дополнительным.
Чаще всего, но не всегда, плотное контактирование — показатель заинтересованности и уверенности в вас. Поэтому если лишний раз связаться с вами не считается психологически сложным барьером и не воспринимается, как очередная трата времени — отлично.

Заключение
Вопрос остается вполне открытым и каждый исходя из своего опыта сможет дополнить перечень того почему же не получается донести ключевые смыслы своего предложения.
Во всем остальном, серъезных сложностей, чтобы продавать крутой продукт - не возникает. Многие путают истинные причины не закрытия сделок с плохо проделанной работой, списывая на неадекватность клиентов. Но все ровно наоборот.

66
2 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

Думаю, что все не так-то просто в продажах, поэтому не получается. Интересная статья, спасибо!

Ответить