{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Когда нанимать продавца или маркетолога - на старте проекта или потом?

И снова рубрика "Энциклопедия юных сурков для рашнбизниса".

Итак, вы типичный стартапер, собственник или директор с идеей нового проекта или продукта. Причем продукт / проект у вас нацелен на сектор B2B / B2G - на корпоратов или госов. С хорошим средним чеком и схемой "клиент однажды - клиент почти навсегда". У вас возникает типичный вопрос: кого нанять первым для воплощения своих замыслов с целью грандиозного обогащения - продавцов, продакт-менеджера или маркетолога? Кто принесёт сразу пользу и бабло?

Сначала к практике. Подавляющее большинство выбирает найм продавцов - и это вроде бы очевидно. Чтобы получить денежку на счёт, надо продавать. Однако на деле заканчивается это следующим: продавец суетит с "голой задницей", не имея ни внятной продуктовой линейки, ни внятного сайта, ни описаний продуктов, ни скриптов, ни референсных клиентов, ни use cases, ни понимания ЦА. То есть действуя как в том известном меме про собачек.

И так как у вашего продавца скромный fix + жырный % со сделок, то продавец ваш оказывается с голой жопой не только в плане поддержки, но и в плане собственного дохода. Потому что с "голой задницей" продавать сложный продукт крайне тяжело. В итоге ваши продаваны (большая часть которых в B2B, к слову, ещё и профнепригодны) начинают люто истерить на второй-третий месяц работы, требуя им срочно докинуть лидов или ещё как-то помочь. Попутно смотря на сторону, думая, куда бы срулить.

Заслышав слово "лиды" и понимая, что ща придется по кругу искать новых продавцов, рашнбизнис нанимает "маркетолохов", которые включают БМ-классику директ-таргет-инстаграм-упаковка-лендинг. Что естессно, помогает весьма относительно: лидов мало, качество их спорное, продавцы продолжают люто истерить. После чего градус истерики передается руководству и собственникам, и все бегают с криками "А-А-А-А-А" согласно схеме эвакуации.

До продакта дело не доходит: сначала выпиливают маркетолога, потом продавцов, потом сворачивают лавку, просрав бабло, нервы, и усугубив проблемы с печенью и поджелудочной. ТРУ СТОРИС, написанные кровавыми слезами рашнбизнисменов.

А теперь как по уму. Сначала надо:

1. Понять как сформирована и описана продуктовая линейка. Пока просто в Ворде и Экселе. Пригодно ли это для восприятия клиентами и продавцами?

2. Оценить, понимаешь ли ты как думает твоя ЦА, смогут ли они понять твой продукт / услугу, сколько там ЛПРов, кто может быть за сделку, а кто будет её блокировать.

3. Оценить, есть ли у тебя готовая клиентская база, четкое понимание где её взять, как на неё выходить и с каким конкретно предложением.

4. Оценить, готов ли у тебя минимальный комплект сопроводиловки (сайт, презы, use cases, прайс-листы, типовые КП, скрипты для продаванов / ответы на возражения / FAQ).

5. Проверить, сформированы ли оферты / типовые договора / условия поставки / условия пробного использования / условия оплаты-постоплаты и закрыты ли прочие юридические, финансовые и организационные вопросы. Особенно если собираешься работать на зарубежную ЦА.

6. Оценить, готова ли контора в плане обеспечения минимально необходимого качества продукта / услуги / поставки и готова ли она в плане емкости, если будет рост потока заказов.

7. Проверить, есть ли кому обучать продавцов продукту и проч. на минимально должном уровне.

Если хотя бы на первые 6 вопросов ответ положительный - беги нанимать продавцов и искать партнеров. Если нет - разберись с этим барахалом.

Не можешь сам - найми маркетолога (НЕ лидодрочера и не БМ-овца) / продакта / зама генерального и проч. И только когда будет ясно, что уже дерьмишко лопатой почти раскидано, беги на поиск сэйлзов.

И да, это означает, что пару-тройку месяцев вы воообще ничего не будете пытаться продавать и не будете тратить бабки на рекламу. Звучит дико страшно (как это не продавать и не сливать бабки в рекламных кабинетах?) - но как есть. Иначе - см. пример выше.

Когда можно с самого начала нанимать продавцов? Когда по факту вашу бизнесу не нужны маркетологи и продакт-менеджеры, а прочая рутина готова. То есть у вас простое и понятное УТП, а процессы отлажены. Скажем, вы продаете гвозди или щебенку приличного качества волшебным образом дешевле на 5-10%, чем в среднем по больнице. Но если вы продаёте, недайбосх, ОЙТИ-решения для рассейского B2B/B2G - сделайте, бл, по уму сразу. Или не нойте потом, что обосрались и денег нет.

0
4 комментария
Александр Куриленко

Доходчиво...

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Для микрособственника мечтающего о доходе в 50 т руб. советы дельные. Для предпринимателя вредные. Очень коробит неуважительное отношение к конкурентам

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Bogomolov

Правильная статья, такое творится сплошь и рядом во всей стране , особенно в b2b, но с другой стороны в конкурентной борьбе, это играет на руку. До сих пор удивляюсь, когда рассказывают , что в некоторых бизнесах , до сих пор клиентов даже не в ексель, а в тетрадку записывают.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Леонидовна

И смех, и грех, но ведь так бывает часто в рашнбизнесе. Наш родной авось - его главный двигатель. И какой там, семь раз отмерь... Нету на примерку времени... давай-давай... быстрей-быстрей... ща как навалимся, такие веселые и бодрые, и все будет тип-топ. Главное верить, что мы настоящие герои! Сидеть часами, днями, неделями у компа, писать тексты, проверять их на ЦА - тоска смертная. Бегать намного веселее. А потом красиво страдать, взывая к защите от злых банкиров, от своего и заодно от мирового правительства - это гораздо круче сюжет для рашн души. Хотя... так может быть не только у нас.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда