Как стримы убивают развлекательные ивенты и что с этим делать

Они и так не приносили денег, а сейчас их делать просто рискованно. Или нет?

Я затрону нескольких проблем, с которыми столкнулись наши клиенты, и расскажу о разных сервисах и подходах, которые помогут провести увлекательный онлайн ивент.

Речь пойдет о поп-культурных развлекательных мероприятиях. Ключевое слово — "развлекательных". Или "поп-культурных". Рынок давно пресыщен сервисами для проведения серьезных конференций, митапов, лекций и презентаций онлайн. Включается стрим, кто-то вещает, остальные слушают важную информацию. А что делать, если цель — фан? Если нужен фест, на котором всем хорошо и весело, причем несинхронно и по разным причинам?

Ранее такие ивенты не проводились онлайн, в период пандемии же у таких мероприятий возникает ряд проблем:

  • Гости разобщены
  • Беды с монетизацией
  • Идолы и бренды не становятся ближе
  • Зритель не формирует свою программу
  • Деньги есть, а потратить некуда
  • Нулевая демонстрация приверженности

Причина 1. Гости разобщены

Фестиваль делают не сцены, стенды или аллеи авторов, а посетители. Они приходят с друзьями, знакомятся с кем-то на месте, участвуют в разных активностях, интересуются товарами, взаимодействуют между собой, заряжаются друг от друга. Это все формирует единую среду с постоянным обменом эмоциями и впечатлениями. Это же, кстати, верно и для бизнес-ивентов.

Даже многотысячные стримы не смогут воспроизвести подобную атмосферу. Общение предсказуемо и однообразно. Настроение не вирусится. Похожие проблемы есть и у бизнес-ивентов, и у команд, трудящихся удаленно.

Но если с дела и работа штуки из области “надо”, то развлекательные мероприятия вообще из другой вселенной. Нет контакта — нет магии. Нет магии — до свидания, всем скучно.

Причина 2. Беды с монетизацией

У крупных фанатских фестов в РФ обороты исчисляются миллионами, а то и десяткам миллионов рублей. При верном подходе прибыль в той же поре. Основной доход — билеты/бейджи/пассы как входные, так и на отдельные активности; продажа рекламных мест и стендов партнерам ивента.

Стримы в Youtube, Twitch, VK — бесплатные. Нативно закрыть билетом трансляцию позволяют только Facebook, Hopin, Vimeo через api (но надо заморочиться), и Fanself. О других сервисах мне неизвестно. При этом у FB есть свои ограничения, а Hopin… ну вы о нем слышали.

Также не забываем, что "фестострим" — принципиально другая бизнес-модель. Организаторы офлайн-ивентов стараются перестроиться, но не у всех получается хорошо. Средние и мелкие игроки терпят убытки и закрываются. Кто-то, глядя на неудачи коллег, вовсе отказывается от переезда в онлайн, ожидания ослабления карантинных мер. У фанатов в душе дыра размером с любимое мероприятие.

Причина 3. Идолы и бренды не становятся ближе

Одна из ключевых мотиваций сорваться с места и пойти-поехать-полететь на поп-культурный конвент — возможность увидеть вживую своих кумиров, получить автограф, сфоткаться, поговорить, потрогать. Если вы никогда не бывали на концертах, премьерах с участием звезд или фанатских ивентах, посмотрите “Теорию большого взрыва”, и если вам покажется, что сценаристы утрируют — поверьте, все так и есть. Фанаты неспроста зовутся фанатами.

24spoilers.com
24spoilers.com

Взгляните на очередь на фотосет с Мишей Коллинзом («Сверхъестественное») в Крокусе. И учтите, что это не все желающие, а только те, кто купил билет с возможностью сделать фотку с этим актером.

Миша Коллинз Comic Con Russia
Миша Коллинз Comic Con Russia

То же касается брендов, которые берут фанатов эксклюзивом. Островки Disney, Playstation, Funko и других похожи на святыни, к которым на поклон стекаются пилигримы со всех уголков земли.

В случае знаменитостей важен личный контакт, пусть даже исключительно зрительный. В случае брендов — причастность и исключительность. Тебе первому дают что-то попробовать, протестировать, узнать. А рядом люди, способные в полной мере понять и разделить твои зашкаливающие эмоции.

Стенд издательства комиксов Dark Horse на San Diego Comic Con marketinggenome.com
Стенд издательства комиксов Dark Horse на San Diego Comic Con marketinggenome.com

Подумайте, можно ли впасть в такую нирвану, сидя за компом или уставившись в свой смартфон?

Причина 4. Зритель не формирует свою программу

На офлайн мероприятии посетитель сам решает, что первым смотреть, куда идти, в каком момент переключиться на что-то новое и так далее. Стрим загоняет зрителя в рамки. Переключить нельзя, изменить порядок происходящего тоже. И какой от этого фан?

Фестивали сродни паркам аттракционов. Есть стенды с активностями, конкурсами, ярмарки, аллеи авторов, презентации, игровые зоны, автограф-сессии, панельные дискуссии, кругом бродят косплееры, промоутеры с крутыми скидками и купонами. И все происходит одновременно. Ты один, а всего много. Постоянное чувство легкой, но приятной тревоги — а вдруг что-то упущу, а вдруг в каком-то секторе интереснее?

К примеру, Hopin выстрелил не только продажей билетов на стримы, но и возможностью параллелить трансляции в рамках одного мероприятия. Fanself это тоже умеет.

Причина 5. Деньги есть, а потратить некуда

Фанатский шопинг. О, это еще одна притягательная сторона развлекательных мероприятий. Посетители приобретают не самые дешевые билеты и дополнительные пассы, но на территории ивента сложно устоять перед покупкой мерча, фан-атрибутики, партнерских услуг и товаров. Что они и делают, спуская суммы в 2-3 раза больше стоимости билета на книги, комиксы, диски, футболки, рисунки, игры, значки, сертификаты и многое другое.

Конечно же, все это это есть и в интернет-магазинах. Зачастую даже дешевле. Но фестиваль — особенное место. Купленные в рамках ивента вещи автоматически становятся меморабилией, обретая большую ценность.

Подключить магазин к стриму в принципе можно. Вот вам ссылка — налетайте. Но все понимают, что этого мало. Онлайн-выставка требует особого подхода и инструментария, чтобы приблизится к атмосфере реального маркетплейса. Пока что под это копает только Fanself.

Причина 6. Нулевая демонстрация приверженности

Фанатизма в вакууме не существует. Себя показать и людей посмотреть — базовая потребность фанатов. Это признание единомышленников и растворение в релевантной среде. Для этого покупаются футболки с Риком и Морти: “Смотрите! Мне нравится этот мульт! А вам?” Одежда становится вызовом. Кто-то одобрительно кивнет, кто-то загуглит название, кто-то скажет: “Мне тоже!”

На ивент приходит немало косплееров, остальные как минимум надевают брендированный мерч, кричащий о том, что им нравится и ради чего они вышли сегодня из дома. Это возможность встретить похожих людей и завести интересные знакомства, мгновенно вычисляя в толпе «своих».

Когда на ивенте присутствует разве что твой аватар, ни о какой демонстрации своего фанатского «Я» говорить не приходится.

Чего делать не советуем

  • Не стоит базировать стриминговый ивент исключительно на конкурсе или состязании. Будем честны, конкурсантов интересует итог, а не процесс. Вот заявка, вот мой перфоманс, давайте приз, мне пора. Взаимодействие с другими гостями ограничится благодарностями за голоса и комментарии. И это максимум. Монетизировать ивент-соревнование очень сложно. И маячит огромный риск скатиться в нишевый стрим-междусобойчик.
  • Ловить народ на халяву тоже такое себе. Без сильных профит-инструментов вы просто спустите ваш бюджет, превратившись в благотворительное мероприятие. Бесплатность не залог покупки и положительного фидбека. Скорее залог проблем. Вспомните кейсы в стиле «Отдам диван за спасибо», в которых тебя же заставят доставить товар, предъявят за внешний вид, проклянут до седьмого колена и отберут машину. Позвольте клиенту создать для себя ценность хотя бы платой за вход.
  • Но и жадничать тут нельзя. Часть контента должна быть доступна всем. Ну или нарежьте трейлеры в качестве заманухи, а полные версии продавайте.

Что можно попробовать

Идея 1. Игры

Можно применить один из видов онлайн-интерактива, неплохо зарекомендовавший себя в мультиплеерных и настольных играх. Zoom, Skype, Discord или что-то еще из этой же оперы к услугам вашей игровой сессии. Тематику, конечно же, придется пересечь с интересами аудитории мероприятия. Также следите за временем, затягивать вредно. И желательно вручную возвращать участников в стрим согласно составленному вами расписанию.

Хинт: выбирайте игру с низким входным порогом, чтобы можно было легко разобраться с правилами, если вдруг они неизвестны. К примеру, на TableTop Simulator есть известные многим «Манчкин”, “Мафия» и другие хиты настолок.

Профит: игра разогревает публику, снижает напряжение, знакомит аудиторию между собой. В такой стрим хочется вернуться, во-первых, азарт, а во-вторых, внутри будет кто-то «свой».

Идея 2. Дейтинг-комнаты

Передружить гостей ивента можно в случайным образом генерируемых чат-комнатах с рандомно выбранными собеседниками. Тема для разговора — на вас, срок жизни — 5-10 минут, ротация — автоматическая, смена тем — в наличии.

Хинт: воспользуйтесь сервисом с говорящим названием Ice Breaker.

Профит: налаживание контакта дополняется элементом неожиданности, а это важный аспект офлайна, который можно и нужно перетащить в онлайн. На обычных ивентах посетители понятия не имеют, кого встретят, с кем пообщаются, о чем узнают. А это дофамин.

Идея 3. Приглашенные гости

Излюбленный прием американских поп-культурных онлайн-конвентов — появление почти угасшей или оооочень далекой звездочки из галактики четвертостепенных ролей в качестве хедлайнера мероприятия. Кого-то вроде сына Билли Ди Уильямса, сыгравшего Лэндо Калриссиана в оригинальной трилогии Star Wars или частников каста давно забытого ситкома из 80-х. А артисты второго плана (вроде Питера Джексона из “Властелина колец”) в рамках таких ивентов становятся VIP-гостями.

Хинт: организуйте стрим в формате вопрос-ответ минут на тридцать или приватный митап. Цена вопроса от $500 и выше, если говорить о зарубежных звездах. Кстати, в роли звезды может выступить не только медийное лицо, но и профи из индустрии. Для связи советую использовать сервис IMDB PRO, в нем легко найти любого актера и его агентов.

Конечно, в России все немного сложнее. Поп-культура незрелая, институт фанатства окуклился в 90-е, а бабочка все никак не появится. Но и у нас есть локальные знаменитости среди актеров, писателей, блогеров (особенно блогеров), музыкантов и т. д. Одна, две, россыпь таких звезд — и ваш ивент забудут не скоро.

Профит: продажа доступов на стрим, автографов, ответов на вопросы и даже распечатанных скриншотов из Zoom!

Как стримы убивают развлекательные ивенты и что с этим делать

Люди реагируют даже на неинтересных им знаменитостей, что говорить о кумирах. Даже виртуальный контакт с приглашенной звездой отсеротонинит вашу аудиторию. Ведь для них это маленький подвиг, повод похвастаться и моральное удовлетворение. Если грамотно встроить особых гостей в программу, можно не только держать достойный онлайн, но и увеличить просмотры рекламы и продажи партнерских товаров.

Идея 4. Эксклюзивный контент

Туго с гостями? Ищите эксклюзив. И нет, речь не о секретном трейлере сиквела «Аватара” или анонсе крутой видеоигры. Козырем может стать мастер-класс инкера, крафтера или художника, лекция матерого коллекционера фан-стаффа, разговорный японский на базе “Наруто». Что-то, что можно увидеть или попробовать только у вас. И для этого не нужны баснословные суммы, но не поленитесь изучить потребности аудитории.

Профит: участник выше оценит контент, ради которого чем-то пожертвовал, но все равно запарится гипотетически упущенным фаном. И это хорошо. Запоминаются ивенты, с которых уходишь с чувством легкого «голода», а не раньше времени, потому что уже не лезет.

Текст был подготовлен командой Fanself: Events. Это новый сервис для удобной организации микроконвентов. Меня зовут Эдуард - сооснователь проекта, и я буду рад ответить на ваши вопросы. Отдельно в рубрике "Трибуна" я расскажу историю появления нашего сервиса.

Начать дискуссию