Удвоили трафик на сайты клиента и между делом сняли бан Яндекса
Клиент пришел с клубком проблем, о которых не подозревал до нашего аудита. Мы распутали этот клубок, вытягивая нитку за ниткой: починили последствия аффилиации, доработали оптимизацию сайта на Тильде и вытащили сайт клиента из-под бана Яндекса. Рассказывает Анастасия Волейко, SEO специалист агентства moab.
Было: на одном сайте падает трафик, другой — в бане
Клиент, назовем его Александр, купил себе сайт под продажу карт Apple. Покупал с наложенными ограничениями Яндекса «Нарушения и угрозы безопасности». Об ограничениях знал, но решил, что в процессе работы снимет. А если не получится — что ж, сайт под Google: проблема неприятная, но есть и посерьезнее (о них ниже).
Когда самостоятельно обратился в Яндекс — ему ответили, что причина в жалобах пользователей: мол, улучшайте сайт, чистите вирусы и в целом не вводите пользователей в заблуждение.
Параллельно Александр сделал второй сайт, практически идентичный, который бы работал под обе ПС.
В итоге в мае 2024 года он пришел в moab с двумя проектами: основным сайтом (созданным под Google) и сайтом-дублером (под Яндекс и Google). Ради соблюдения NDA названия разглашать и светить на скринах не будем — суть и без них понятна.
Запрос звучал так: «Надо бы трафик из Гугла подтянуть, мало покупок с сайта».
Обсудив проблему, мы вместе с Александром переформулировали задачу:
- восстановить трафик с Google для основного сайта;
- улучшить техническую реализацию дублера, а именно — избавиться от признаков аффилиации;
- если получится — снять ограничения Яндекса с основного сайта.
Избавились от признаков аффилиации
Результаты технического аудита подтвердили то, что и так предполагалось, — аффилированность сайтов.
Мы сформулировали задачи по расклейке сайтов.
Для основного сайта (в приоритете поисковая система Google):
- добавить meta-тег, запрещающий боту Яндекса индексирование основного сайта, — для снижения последствий аффилиации;
- создать html-карту сайта и вывести на ней списком все актуальные страницы сайта, затем обновлять по мере обновления структуры;
- зарегистрировать телефонный номер и заменить прежний на сайте в контактных данных;
- разобраться с подключением Google Бизнес для вывода отзывов, а именно — вывести актуальную карточку отзывов на сайте (вместо отзывов с аккаунта Яндекс для сайта-дублера);
- добавить микроразметку для товаров в формате JSon*, так как Google рекомендует использовать этот формат для структурированных данных.
Для сайта-дублера (одинаково важны и Яндекс, и Google):
- добавить недостающие страницы в html-карту сайта;
- создать свой email на домене, прописать его в Политике конфиденциальности вместо прежнего help@[домен сайта] и заменить во всех формах;
- создать страницы «Контакты» и «Доставка и оплата», наполнить их оптимизированным текстом;
- оставить ОГРН в подвале сайта, а на сайте-дублере — убрать (оставили там только ИНН);
- переписать контент на карточках товара, уделив особенное внимание дублирующемуся блоку «FAQ»;
- прописать meta- согласно семантике и структуре сайта;
- добавить микроразметку для товаров в формате JSon*.
Помимо задач по расклейке проектов, мы решали классические задачи технического характера:
- внесли правки в файлы Robots.txt и Sitemap.xml;
- скорректировали URL адреса в формат ЧПУ вместо дефолтных от Тильды;
- добавили микроразметку;
- увеличили товарную матрицу, чтобы увеличить количество точек вхождения на сайт, — над чем клиент прежде не задумывался;
- добавили страницы — «коммерческие доказательства» («Доставка», «Гарантия», «Оплата»);
- проработали ссылочный профиль;
- почистили проекты от исходящих ссылок.
Тут стоит объяснить.
На сайтах клиента было много кодов подтверждения для биржи сайтов, а еще — дефолтные ссылки на Тильду, сквозные ссылки на разработчиков, даже ссылки на сайты-источники в нескольких карточках товара. Видимо, при копировании информации для карточек товаров она вставлялась как есть. Сильно не рекомендуем так делать.
Придумали «костыли» для SEO-ловушек Тильды
Из-за того, что оба сайта разработаны на Тильде, в процессе выполнения работ возникли сложности. Так, например, конструктор не позволяет внести правки в файлы Robots.txt и Sitemap.xml. Эти файлы генерируются автоматически.
Владелец сайта может полностью закрыть сайт или одну конкретную страницу от индексации (для всех ПС) или прописать Clean-param для робота Яндекс.
Снимать сайт с публикации из обоих поисковых систем задачи не было: нужно было только закрыть сайт от индексации в Яндекс (а Clean-парам нам бы ничем не помог). Поэтому придумали свое решение: прописали через блок Т123 мета-тег .
Еще в Тильде нельзя скорректировать h1 и сформировать ЧПУ для товарных карточек. Карточки генерируются через Потоки*, h1 напрямую влияет на URL карточки, что не всегда на пользу SEO.
*Потоки — это модуль на Тильде для публикации новостей и статей блога. Он позволяет не тратить время на публикацию страниц, вёрстку текста и систематизацию постов (источник: мануал Тильды).
Коллеги, если хотите максимально автоматизировать процесс работы с товаром, рекомендую делать не через потоки, а через модуль «Товары»: он более гибкий и адаптирован под работу именно с товарами.
Естественно, мы обратились в техподдержку.
Пришлось использовать «костыли»:
- для закрытия от индексации в ПС Яндекс основного сайта мета-тег добавлялся в повторяющийся элемент сайта (HEAD) посредством блока вставки текстового кода T123;
- аналогичное решение мы использовали для микроразметки информации о сайте и страницы с контактами.
Костыли в карточках товаров
Заголовки на сайте клиента изначально были составлены под запросы («купить карту [название сайта] -appstore»), а не под запрос «купить карту apple», — при том, что запрос про покупку карты apple более частотный, и переходов по нему из поиска больше.
Автоматическое изменение h1 могло ударить по позициям и привести к падению продаж — ведь основные идут с топ-3. Да и заголовок с ключом не вписывался в дизайн. Мы решили вносить правки поэтапно: сначала для самого неходового номинала (TRY, турецких карт оплаты), затем для ходового. Эксперимент с турецкими картами показал, что просадка небольшая, — и поменяли ру-сегмент.
Костыли в отзывах
Основной сайт ориентирован на ПС Google, и логично, что на главной странице будет размещен блок с отзывами о компании из Google Мой Бизнес. Но есть нюансы:
- сложно создать профиль компании;
- сложно подключить / выводить отзывы на сайте.
У клиента не получилось самостоятельно добавить компанию на карты Google. Мы решили проблему с помощью регистрации профиля из-под аккаунта с оплаченным GoogleOne.
На главной странице сайта задизайнили блок в стиле отзывов Google, с возможностью перейти и оставить отзыв.
Стало: хорошо. Но недолго
По результату проведенных работ основной сайт Александра показал значительный рост по трафику и, самое главное, конверсиям в оплаченные заявки.
А дальше случилось августовское обновление ядра Google.
Клиент попал в несчастные 44%. Показатели по трафику и позициям сайтов клиента стали планомерно снижаться. К октябрю они вернулись на показатели мая.
Капризы Google были не единственной причиной ухудшения метрик. Опыт клиента показывает, что в его сфере наблюдается сезонность, которая влияет на посещаемость и покупательскую способность.
Трафик удалось стабилизировать, но к тому времени радикально изменился поиск, и в ТОП-10 по ключевым запросам плотно обосновались агрегаторы.
Спрос на товар Александра спонтанный: у пользователя обнулился баланс — человек ввел запрос в поиск — перешел на один из трех верхних сайтов в выдаче — купил.
Кроме того, в этой сфере почти у всех игроков есть Телеграм-боты, иначе говоря, обратно в поиск человек не возвращается, особенно если нашел по другой ссылке «не-скамный» проект: дальше регулярно покупает там. Результат: до сайтов ниже 3-го места трафик уже добирается в разы хуже.
У этой проблемы есть обратная сторона, приятная. Если покупатели все-таки приходят на сайт клиента — они затем регулярно туда возвращаются.
На фоне стагнации трафика из Google снова встал вопрос о поисках дополнительного источника трафика, которым мог стать Яндекс, — но там наложены ограничения. Мы решили, что попробуем их снять (спойлер: не сразу, но получилось).
Сняли бан Яндекса со второй попытки
Напомню: о проблеме ограничений от Яндекса нам было известно еще на старте проекта из Яндекс Вебмастера.
Причин может быть две: наличие реального вредоносного кода и жалобы со стороны пользователей.
Начали с проверки основного сайта клиента на вирусы и фильтры. Проверяли комплексно по всем возможным сервисам.
Тем не менее при попытке зайти на сайт Яндекс показывал предупреждение.
Затем выполнили проверку на фильтры.
В итоге ни фильтров, ни вирусов на сайте выявлено не было. Мы решили инициировать диалог со службой поддержки Яндекс. Отправили сообщение «Я все исправил» в кабинете Яндекс Вебмастера.
Специалист техподдержки пообещал проверить, корректно ли сработали алгоритмы сайта. На проверку потребовалось время, и наконец ответ пришел.
Некорректную выдачу отзывов мы исправили еще на этапе расклейки сайтов. Но документы Александр, к сожалению, предоставить не может, такова специфика товара.
Спустя полгода было решено повторно инициировать диалог с Яндексом. На этот раз у нас был дополнительный козырь, подтверждавший непричастность к нарушениям безопасности, — «борьба» со злоумышленниками, которые скопировали наш сайт.
Так совпало, что за эти полгода сайт клиента полностью скопировали злоумышленники. От администратора сайта-копии мы ответа не дождались, но получили оперативную обратную связь от REG.RU: там запустили проверку и спустя 15 дней приостановили делегирование домена сайта-копии.
Под шумок этой ситуации и учитывая, что у нас есть доказательство того, что мы молодцы и боремся со скамом в поиске, мы открыли основной сайт к индексации и написали в ТП.
Поддержка отреагировала оперативно.
Мы отправили данные из панели регистратора домена и свидетельство о регистрации в качестве ИП.
И — о чудо! — оказалось, что клиент все вопросы по сайту и домену оформил юридически грамотно, с помощью договора с соответствующими приложениями. Эти документы мы и прикрепили к письму.
Менее чем за неделю ограничения сняли.
И что теперь?
Благодаря тому, что ограничения Яндекса с основного сайта сняты, источником дополнительного трафика может стать контекстная реклама и улучшение поведенческих факторов. По крайней мере, мы в moab над этим сейчас работаем.
«Стоп! А что второй сайт?» — спросите вы и пройдете проверку на внимательность.
Второй сайт изначально был побочным. Мы приводим его в порядок, когда остается время после выполнения задач на основном. Динамика там положительная, спасательные работы не нужны, костыли с нагрузкой пока справляются.
Непрошеные, но полезные советы
Если вы — будущий владелец сайта, работающего в похожем бизнесе, и хотите быстро получить первую сотню-тысячу заявок:
- Сделайте качественный технический аудит — самостоятельно или с помощью специалистов. Чем раньше вы узнаете об унаследованных багах, банах, фильтрах и прочих неприятностях, тем быстрее начнете их чинить.
- Обратите внимание, на какой CMS работает сайт, и проконсультируйтесь с экспертами о подводных камнях и неочевидных нюансах (типа неизменных h1 и ЧПУ в Тильде).
- Ваш приоритет — работа с репутацией купленного сайта.
- Обязательно оформляйте документы купли-продажи сайта, сохраняйте письма от регистраторов доменов и владельцев хостингов, в общем, прикрывайте тылы юридически.
Ну или приходите в moab — вникнем в ситуацию и постараемся помочь.