Расти нельзя потерять бизнес. Где найти точки роста и как перенастроить маркетинг
Вы — собственник бизнеса, пока заливаете деньги в рекламу и тратите усилия целых отделов сотрудников, лиды утекают сквозь пальцы. Вы пытаетесь давать больше рекламы, делать больше контента, нанимать людей, но результата нет. В голове шевелится неприятная мысль: «а что если всё это без толку: выгоднее закрыть бизнес и держать деньги на депозите?».
Действительно, буквально все сталкиваются с сокращением рекламного инвентаря, ростом стоимости лидов, увеличением объема текучки даже при использовании AI. Иногда кажется, что вы как собственник или руководитель уже слабо управляете процессами и сделать что-то сложно.
Тем не менее выстроить системный подход, найти точки роста в маркетинге и его правильном взаимодействии с бизнесом можно. Я знаю такие примеры — об этом и расскажу в статье.
Содержание
Проблемы на сложных, перегретых рынках. Что болит?
Компания — это полноценный организм, который нормально функционирует только при слаженной работе. Владелец или руководитель — это голова, руководители отделов — туловище, а линейные специалисты и эксперты — конечности. Информация в организме циркулирует, как кровь по венам. И если что-то болит, это влияет на работу всей компании.
Какими проблемами обычно озабочен владелец бизнеса:
Почему компания не растет?
Почему компания растет (выручка, сотрудники), а прибыль — нет
Как захватить новые рынки?
Как использовать возможности импортозамещения?
Еще есть руководители отделов продаж (РОП), у которых свои проблемы:
вероятность невыполнения квартального плана продаж,
лидов мало,
лидов слишком много, не успеют обработать,
лиды не те — не хотят покупать, холодные,
где взять базу для обзвона.
У руководителей отделов маркетинга болит в другом месте:
кажется, что план по лидам не выполним,
лидов мало,
отдел продаж опять отбракует половину лидов как неквалифицированных,
СРА опять повысился, как вписаться в бюджет.
У производителей контента свои боли:
Что болит у продактов и экспертов в производстве?
Не успевают сдать проект вовремя;
Хочется улучшить продукт, но некогда, бэклог всегда перегружен;
Контентщики хотят какое-то интервью, некогда;
Клиенты дергают, задают дурацкие однотипные вопросы.
На самом деле решить проблемы контента и экспертов можно совместно. Например, сделать ответы на частые вопросы клиентов. Экспертам станет проще объяснять, они смогут просто отправлять ссылки на хорошо разжеванный снек-контент. А у контентщиков пропадет вопрос о чем писать.
Подобных проблем не бывает только в компаниях, где работает до 7 сотрудников. Потому что большую часть работы выполняет владелец/основатель — он же человек-оркестр. Сам выступил, сам отправил ссылку и поработал с входящими заявками. Когда людей становится больше, им нужно общаться между собой, передавать информацию. Внимания у руководителя может хватать на 7-8 сотрудников, потом начинают появляться слепые зоны. И чем больше компания, тем больше обостряется проблема.
Работать обособленно больше невозможно. Почему?
1. Большинство рынков — алые океаны, особенно устоявшиеся. Здесь конкуренция за клиента очень высока. А там, где океаны еще голубые, нужно прогревать лиды с самого верха воронки.
Как понять, на каком вы рынке? Спросите себя, есть ли у ваших клиентов в бюджете на следующий год постоянная строчка, заложенная на ваши услуги. Они могут купить не у вас, но точно купят. Если да — значит вы работаете на зрелом рынке. А если тех, кто продает, больше, чем тех, кто покупает, значит вы работаете на сжимающемся рынке. Голубой океан и зарождающийся рынок — это когда в бюджете у клиента не заложены деньги на ваши услуги, а вместо того, чтобы купить у вас он будет пробовать сделать это сам.
2. Цена за лид растет с каждым годом во всех каналах. На растущих и расширяющихся рынках с привлечением клиентов все хорошо, только дорого — это общемировая тенденция, легче не будет. Горячих лидов на всех не хватит, надо двигаться вверх по воронке к более холодным.
3. Путь клиента усложнился на всех рынках. И если не передавать эстафетную палочку от одного канала к другому, то эффективно провести клиента по пути не получится — где-то он отвалится и упадет в воронку конкурента. Как раньше уже не будет, недостаточно менеджеру принять входящую заявку.
Неужели все так плохо? Нет, с этими проблемами можно работать, главное — организоваться.
В этой статье я покажу, как именно компания теряет рост из-за отсутствия синхронизации. Расскажу реальные истории, где отличные команды сливали бюджеты и возможности — просто потому что не договорились, кто и за что отвечает. А ещё — как это исправить и начать расти без миллионных затрат на рекламу. Вплоть до конкретных цифр и чек-листов, которыми мы сами пользуемся.
История 1. Слили деньги на базу, которую не смогли обработать
Одна известная digital-компания купила спонсорский пакет на нашей конференции IMExpert. Это значит, что мы на партнерских условиях предоставляем им контакты зарегистрированных слушателей конференции (с их согласия, разумеется). Компания заплатила 250 тысяч рублей за 2300 контактов, но менеджеры отдела продаж обзвонили только 67. Почему так получилось? Потому что в партнерство вписывался отдел маркетинга и был уверен, что отдел продаж справится с объемом работы. Такого опыта у менеджеров еще не было, ёмкость не проверили, и они не справились с купленным объёмом базы. В итоге заплатили за бесценный опыт четверть миллиона рублей.
Что нужно сделать, чтобы не оказаться в подобной ситуации? Синхронизировать работу отделов, конечно. Определить, кто и что должен делать, чтобы не допустить слива бюджета.
Оценить возможности отдела продаж
Спланировать загрузку
Проработать скрипты, подготовиться к холодному обзвону
В компаниях, где мы строим отделы контент-маркетинга, знают порядок действий благодаря нашим чек-листам и гайдам.
Например, организовать выступление на ивенте помогает файл с ролями на конференциях:
История 2. Всё есть, системы нет
IT-компания на рынке 20 лет и в штате несколько десятков человек, в том числе целая армия контентщиков:
PR-отдел пишет статьи для СМИ
SMM-отдел ведет каналы в соцсетях
Ивент-отдел готовит мероприятия и выступления
Тем не менее компания пришла к нам с запросом на написание кейса. Тут стало непонятно, почему контентщиков много, а кейс никто не может написать. Почему они готовы потратить еще больше денег при существующих ресурсах внутри?
Начинаем разбираться и задавать вопросы:
Какой СТА мы вставим в кейс?
Какое действие ждёте от читателя?
Готовы лид-магниты? Как собираетесь захватывать людей, чтобы потом двигать их по воронке и разогревать?
На какие посадочные поведём пользователей? Как оцифровываете результаты с контента?
Сколько касаний обычно происходит на пути клиента? Нужен кейс, который привлечет на верх воронки, или который дожмёт тех, кто не решался?
Ответов на эти вопросы никто не знал, потому что каждый гребет в своем направлении и не видит общей картины. Системы нет, и потраченные на кейс деньги не принесут никакого результата.
Когда я стала разговаривать с владельцем компании, то поняла, что задачи ставились и выполнялись по инерции, но рынок диктовал свои условия — конкуренция в IT растёт. Охваты и ER можно потом, а новые клиенты нужны здесь и сейчас.
Мы пришли к тому, что им нужны не просто кейсы, а человек, который выстроит систему работы с контентом. Пока это набор разрозненных инструментов — SMM, PR, SEO, ивенты — ответить на вопрос, сколько лидов приносит компании каждая единица контента и в какой этап клиентского пути она встроена, невозможно.
Нужна система каналов, работающих «в едином порыве» на одну задачу в парадигме большой идеи компании и клиентского пути. Мы пришли к тому, что начали поиск кандидата на позицию контент-маркетолога и построение функции контент-маркетинга в компании.
История 3. Не виден вклад в общий результат
Руководитель департамента коммуникаций и PR крупного застройщика прочитала мою книгу «Экспертный контент в маркетинге». В книге я подробно рассказываю о построении контент-стратегии на примере застройщика — это вдохновило её разобраться, почему в компании контент работает не так, как должен.
Как и в предыдущей истории, в этой компании тоже много сотрудников и подрядчиков, но нет единой контент-стратегии, все по-разному понимают задачи. Из-за этого страдает качество контента: мало полезной информации, нет выстроенных контентных воронок и аналитики.
В компании считают так: департамент деньги тратит, а коммерческую пользу не приносит. Потому что нет сквозной аналитики и возможностей измерить результат. PR-департамент что-то делает, растет медиаиндекс, а лиды «выпрыгивают» совсем в другом месте — определяются как заявки с платной рекламы (хотя были прогреты PR-ом) или вносятся в CRM как «самоходы» — те, что пришли в офис застройщика сами. В итоге компания не понимает, что из действий приносит результат, а руководитель не может обосновать, что от работы ее отдела есть коммерческий эффект. Нет системы, позволяющей увидеть вклад и результат.
Что с этим делать?
Создать план предпроектного аудита ситуации — запросить структуру компании и функционал департаментов.
Выстроить путь клиента и определить, какую роль какое подразделение играет на всех его этапах. Тут как в эстафете, когда каждый участник передает другому палочку — эта палочка и есть клиент, которого передают из рук в руки.
Понять место и функционал контент-директора в этой системе.
Нанять контент-директора и вместе с ним построить контент-стратегию для четырёх аудиторий: физлица, корпоративные клиенты, брокеры и инвесторы.
На сложном рынке нет импульсивных быстрых продаж — заводы годами договариваются с подрядчиками, а квартиры люди выбирают месяцами. В начале воронки у аудитории вообще может быть не нужен ваш товар или услуга. Поэтому нужно тщательно прорабатывать весь путь клиента от латентной потребности до повторной покупки. И прописывать это в контент-матрицах.
Вот пример пути клиента для застройщика, который есть в моей книге:
История 4. Изоляция контент-маркетолога
При построении отдела в digital-агентстве мы наняли контент-маркетолога, которая:
Владеет английским (требование для работы на зарубежном рынке),
Отлично проявила себя как маркетолог-стратег,
Умела анализировать информацию.
Но за 2 недели до конца испытательного срока она уволилась, об этом рассказывали в кейсе. Наша услуга по подбору сотрудника включает замену по гарантии, если контент-маркетолог не справился или уволился по своей инициативе в период испытательного. Нового человека мы находим бесплатно, без увеличения стоимости. Быстро поменять неподходящего сотрудника на испытательном сроке — не проблема. Проблема в том, что можно не понять, в чём именно были сложности, и снова наступить на «те же грабли».
Почему же специалист уволился? Потому что столкнулась с:
Непониманием от экспертов и нежеланием сотрудничать. Они в запаре не находили время на задачи, связанные с контентом. Эксперты должны давать фактуру, участвовать в мероприятиях, проверять готовый контент. Клиентские проекты и KPI всегда в приоритете, а маркетолог их отвлекала.
Большим объёмом работы при нулевой отлаженности процессов.
Контент-маркетолога пришлось заменить, но главное — наладить все процессы так, чтобы проблема в будущем не повторилась. Для этого мы:
Внедрили общую доску проектов, завели в нее всех сотрудников. Контент-маркетолог начал фиксировать задачи, сроки и ответственных и дело пошло;
Дали возможность эскалировать решение вопроса до руководителя, если эксперт не реагирует на контент-маркетолога;
Сделали задачи контента официальными и «легитимными», равнозначными по приоритетности с другими задачами специалистов.
На старте при создании отдела контент-маркетинг кажется чем-то инородным. Чтобы этого избежать, нужно, чтобы руководитель/владелец провел общее собрание, на котором объяснит пользу изменений для компании и каждого эксперта. А ещё стоит мотивировать:
- Финансово — вводить KPI,
- Морально — предлагать возможность стать медийной личностью, светиться на афишах, быть наставником,
- Бюрократически — внедрять новые бизнес-процессы, регламенты и инструкции.
История 5. Все яйца в одной корзине
Компания пришла на построение контент-отдела, и на консультации мы сразу обсуждаем воронки и многоканальность: ивенты, рассылки, посты в соцсетях.
Однако собственник был уверен, что нужно вести только 2 канала взаимодействия с аудиторией — публиковать статьи на vc.ru и делать SEO-статьи в блоге. Он хотел только найти человека, который будет все это писать.
Потому что:
- Он не пользуется соцсетями, не читает Telegram-каналы,
- Считает, что несколько каналов размазывают фокус внимания и создают хаос.
Например, пользователь пришел к вам на сайт по информационному запросу. Он закрывает потребность в информации о том, как что-то сделать, а не приходит что-то купить. Человек находится наверху воронки, и статьёй мы лишь захватываем его внимание.
И если не продвинуть пользователя дальше по воронке с помощью лид-магнита, не подписать на рассылку и не прогревать письмами, то откуда взяться продажам? Если делать так, как считает собственник — публиковать только статьи — можно потерять значительную часть целевой аудитории. Нужна дистрибуция контента по разным каналам.
Вот откуда приходят клиенты к нам в Студию экспертного контента (это выгрузка из аналитики по UTM-меткам):
Это значит, что перед тем, как оставить заявку на сайте, пользователи кликнули по размеченной ссылке и перешли из какого-то конкретного канала. Уберём какой-то канал — потеряем значительную часть лидов.
История 6. Как техподдержка отработала на максимум
В компанию Lego пришло письмо от 7-летнего мальчика Луки. Он сам накопил деньги на набор игрушек, но потерял фигурку главного героя и попросил выслать ему такую же, взамен потерянной.
И произошла магия — это письмо заметили сотрудники техподдержки, передали письмо в отдел маркетинга, а там из истории сделали рекламу. Мальчику подарили фигурку, еще один набор Lego, сняли это на видео и рассказали историю в СМИ.
Маркетинговое чудо в том, что наивное детское письмо не погибло среди других жалоб в техподдержке компании. Молодец в этой истории оператор, обрабатывающий входящие заявки, который увидел здесь инфоповод. Значит выстроен логичный процесс передачи информации между отделами, маркетологам не нужно высасывать фактуру из пальцев, а сотрудники умеют замечать и рассказывать о истории о клиентах.
Анатомия компании в 2025 году
Как бизнесу организоваться? Напомню метафору — информация в компании должна циркулировать, как кровь в организме. Все, что этому мешает, нужно устранять.
У нас в Студии есть услуга — контент-директор по подписке. Особенно актуально это для крупных компаний, в которых много отделов, но нет кого-то главного, кто бы всем этим руководил. Такому бизнесу мы помогаем провести аудит и разрабатываем KPI для команды, нацеленный на единый бизнес-результат.
Например, к таким последствиям приводят «стены» между отделами:
1. Никто не отвечает за единый результат. У всех свои синтетические показатели:
- PR — медиаиндекс,
- SMM — охваты,
- В event-маркетинге — количество выступлений,
- У email-маркетолога — подписчики и Open Rate,
- копирайтера — количество знаков,
- SEO-шника — трафик в блоге.
А в итоге реальных денег в компанию всё это не приносит, потому что на каком-то этапе происходит затык.
2. Ресурс дублируется, компания тратит больше человекочасов.
Сбор фактуры у экспертов, мониторинг инфоповодов и конкурентов, кастдевы аудитории. А можно было обмениваться информацией и делать бОльший результат меньшими усилиями.
3. Коммуникации не выстроены в логике пути клиента.
Теряется логика клиентского пути, его никто не ведёт «за ручку». Иногда целые пласты нужного контента отсутствуют, потому что все сфокусированы только на тёплых лидах в середине и внизу воронки. Отдел продаж зациклен только на горячих, наверх воронки наливает что-то PR, а посредине лиды отваливаются.
4. Нет единой сквозной линии, которая проходит через все каналы
Важный поинт для коммуникации и репутации. Бывает так, что в блоге на сайте написаны тексты в официально-деловом стиле. На вебинаре эксперты доносят информацию через сложную терминологию, а в email-рассылке и соцсетях креативит котиками SMMщик. Здесь нет единого визуала, Большой идеи, врага (формулировка экспертности подробно описана в статье) . А нужна синергия, чтобы при одном взгляде клиент сразу понял, с контентом какой компании он столкнулся. У медицинского центра это может быть авторская методика врача, а у IT-компании — уникальный подход к внедрению, который позволяет перейти быстро и безболезненно. Не только в текстах, но и в едином визуале, в любой единице контента: пост, сайт, презентация, рассылка и т.д. Такие единые смыслы, редполитику, tone of voice мы формулируем при создании контент-стратегии.
В итоге все молодцы, а прибыли нет. Почему? Потому что нет системного мышления. Отдельно взятый сотрудник отвечает за свой пул задач и не несет ответственность за общий результат.
Изменить это можно, если:
- Построить сквозной путь клиента для всех отделов,
- Определить KPI и ответственных на каждом участке,
- Организовать непрерывное обновление бизнес-процессов,
- Главное — создать общую маркетинговую стратегию и донести ее до всех.
Если у вас есть какие-то из этих проблем, и хотите проконсультироваться, как их решить — приходите на консультацию. Разберёмся в причинах и поймем, как с ними работать.
Контент-стратегия: с кем, о чём и как компания будет говорить
Кто создает упомянутую выше стратегию? Когда мы строим отделы контент-маркетинга в Студии экспертного контента, этот документ составляет нанятый сотрудник и его непосредственный руководитель — делают они это с помощью наставника студии.
Это документ, который отвечает на главные вопросы о контенте:
- С кем говорим: карта персонажей
- Зачем говорим
- Почему они должны выбрать нас
- Где говорим: каналы дистрибуции
- Как говорим: редакционная политика
- О чем: продуктовые приоритеты
И дальше контент-маркетолог отвечает за производство, становится во главе завода по созданию и распространению контента. Он берет фактуру от эксперта и заворачивает ее в любой формат: статью, пост, исследование и пр. Главное — вовремя её доставать, упаковывать и распространять.
Контент-маркетолог строит воронки, в которые попадает каждый, кто касается с контентом — читатель статьи, слушатель вебинара. Человека нужно все время повторно касаться, мотивировать его подписываться и открывать ваши письма, двигать к офферам и продаже.
Создавать контент, который действительно заинтересует аудиторию, помогает заполнение таблицы с контентом по пути клиента. Вот пример такой таблицы для компании, которая занимается автоматизацией медицинского маркетинга:
Скачать шаблон дневника по сбору фактуры и не только его в нашей подборке материалов по контент-маркетингу.
Задачи продаж по пути клиента
Для отдела продаж также стоит сформулировать задачи по пути клиента:
Важно! Один продажник не сможет работать в этой системе, потому что он будет сливать холодные лиды. Логично, что ему выгоднее тратить время на более тёплых и удерживать существующих клиентов. А все эти тонны холодных лидов, которые приходят с контента, будут утекать. Чтобы это исправить, нужно выстроить систему в продажах на основе пути клиента.
Этап 1. «Звонарь» (Sales Development Representative, SDR — представитель по развитию продаж) прозванивает самые холодные базы. Его задача продать проблему, замотивировать посмотреть кейсы, зарегистрировать на мероприятие — задачи продать у него нет.
Этап 2. Этот же менеджер связывается с человеком, который оставил заявку на лид-магнит. Здесь он уже квалифицирует лид и забивает календарь «хантера» встречами — это уже KPI.
Этап 3. «Хантеру» нужно провести встречу с определенной конверсией и передать уже горячий лид «клозеру». Если компания небольшая, эти функции может совмещать 1 человек.
Этап 4. Задача «клозера» — добраться до ЛПР компании, проработать все возражения и дожать лид до продажи.
Этап 5. Аккаунт-менеджер удерживает клиента, проводит апсейл и кросс-сейл. И увеличивает средний чек покупателя.
Когда на каждом этапе у сотрудников есть свой KPI и каждый хорошо отрабатывает свои задачи, то появляется слаженная система продаж, из которой не утекают лиды.
Как собирать лиды
Когда горячих клиентов мало, мы двигаемся выше по воронке и начинаем привлекать тех пользователей, которые еще не поняли, что им что-то нужно. Сколько их может быть? Посмотрим по воронке, собранной по результатам выступлений спикеров на конференциях IMExpert:
Информационные лиды — это те, кто еще не готов разговаривать о продажах, но выступление спикера попадает в их боли и проблемы. Поэтому они готовы двигаться на следующий этап воронки — поделиться контактами за:
- Чек-лист
- Гайд
- Презентацию
То есть за лид-магнит. С этими контактами работает тот самый SDR — «звонарь», которому нужно превратить холодный звонок во встречу для «хантера».
По опыту работы в сложных нишах В2В и digital-маркетинга могу сказать, что ивент-маркетинг приносит до 15 000 контактов в год за счет регистраций на мероприятия. Статьи, посты, рассылки дают информационные лиды — таких за год нам в Студии экспертного контента удалось привлечь 957 лидов.
Какая конверсия и есть ли вообще смысл с ними работать? Судите сами по этим цифрам, их мы вывели на основе результатов выступлений спикеров на наших конференциях:
- Обзвон базы — 5% в квалифицированный лид
- Обзвон инфолидов с докладов — 15-30% (зависит от качества доклада и попадания в аудиторию)
Подготовиться к ивенту так, чтобы получить с него лиды, а не просто рассказать доклад, поможет наша подборка полезных материалов для организации мероприятий. В ней есть чек-листы и гайды, примеры презентаций и кейсы.
Кейс Студии экспертного контента
Студия экспертного контента — это бизнес на сложном рынке, где ценность еще не сформирована и ее нужно объяснять. Клиенты — B2B-компании с длинным циклом принятия решения. Несмотря на это, за прошлый год нам удалось вырасти в 2 раза по выручке с нулевым бюджетом на прямую рекламу.
В 2024 году мы потратили на маркетинг 1 834 000 рублей — это бюджет на сотрудников отдела контент-маркетинга. Они привели 1419 лидов, из которых квалификацию прошли 375. Таким образом квал.лид стоит нам 4890 рублей.
Если вы уже хотите написать комментарий, что у вас в компании стоимость квал.лида ниже, то сначала перепроверьте — а включает ли она затраты на зарплату сотрудников? Или это только маркетинговый бюджет?
К концу 2024 года у Студии были:
- Кратный рост выручки в 2,2 раза по отношению к 2023 году и в 4 раза к 2022 году,
- Запуск новых продуктов,
- Рост команды с 5 до 11 человек.
И это при бюджете на платные каналы 0 рублей!
Как бизнес на сложном рынке может получить такие результаты? Выстроить систему работы с контентом за 9 шагов:
- Определяем цель
- Формулируем УТП и экспертность
- Изучаем аудиторию
- Строим путь клиента
- Изучаем конкурентов
- Составляем контент-план
- Определяем поставщиков контента
- Определяем каналы распространения и формат
- Аналитика
Система работы с контентом за 9 шагов
Когда мы строим отделы контент-маркетинга, менторы проводят консультации и аудит. Смотрят на цифры, результаты уже проделанной работы, и определяют, какие каналы и форматы помогут быстрее вырасти именно этой компании. А также помогают сформулировать конкретные задачи для каждого отдела. Подробности можно узнать по ссылке.
Как происходит построение контент-стратегии? Постараюсь объяснить основные принципы работы с контентом на примере студии автоматизации медицинских центров. Это компания, которая делает для клиник сайт, личный кабинет пациента, журнал записи, медицинские карты, листы ожидания и т.д.
Шаг 1. Формулируем цели, декомпозируем до задач
Определяем, сколько хотим заработать, на каком рынке. Обязательно нужно отталкиваться от задач бизнеса, а не от тем и площадок — иначе есть риск пойти вообще не в ту сторону.
Шаг 2. Формулируем УТП и экспертность
Чтобы компанию узнавали, нужно чем-то запомниться. Написать, что вы делаете недорого, быстро и качественно — недостаточно, так умеют многие. Маркетинговый буллшит звучит так: «Мы будем лучшей веб-студией для клиентов, которые заинтересованы в недорогой, быстрой и качественной разработке».
Как надо? Ответьте на 6 вопросов:
- Кто вы? Студия автоматизации мед.центров
- На какую аудиторию акцент? Мед. центры, которые заботятся о пациентах и повышают эффективность
- Какая у вас Большая идея? Как вы делаете мир лучше? Боремся с рутиной, делаем пациентам удобно
- Кто ваш «враг», на кого вы нападаете и с чем боретесь? Аналоговое мышление, «Кому надо, тот найдет»
- Что вы делаете по-другому? Чек-листы внедрения
- За счёт чего (уникальный ресурс)? Опыт+своя разработка
Шаг 3. Изучаем аудиторию
Нужно называть не просто сферы и общее описание какой-то одной аудитории. Детально разобраться в том, для кого вы собираетесь создавать контент, поможет метод персон. Условно нужно поделить ваших потенциальных клиентов на несколько групп в зависимости от задач и проблем, и наделить каждую группу своим персонажем — лицом, принимающим решение (ЛПР) или лицом, влияющим на принятие решения (ЛВР).
Вот что нужно узнать о каждом персонаже:
Для студии, которая занимается автоматизацией медцентров, будет как минимум 2 персонажа:
1. Ольга Ивановна, главный врач (ЛПР), которая:
- не разбирается в IT,
- переживает о низкой явке пациентов,
- хочет сделать пациентам удобно.
2. Анатолий, системный администратор (ЛВР), который:
- отвечает за всё подряд,
- ценит профессионализм,
- скептик.
Этих персонажей интересуют разные темы, и создавать контент для них нужно разный:
Шаг 4. Строим путь клиента
Путь клиента подробно мы разбирали выше в этой статье. Напомню, что на этом шаге нужно детально прописать, что и от кого вы хотите получить. В самом начале пути аудитория находится в покое и «счастье», а вы должны продать ей проблему и заинтересовать в своем продукте.
Шаг 5. Изучаем конкурентов
Ваш бизнес точно не существует в вакууме. Другие компании на рынке тоже делают контент, предлагают свои офферы. Изучите, что они делают:
- Где берут трафик: посещаемость и источники
- Какие офферы используют
- Контент: какой материал вызывает наибольший отклик (по комментам, лайкам, расшариваниям)
Подумайте, какие критерии выбора есть у вашей общей аудитории. Посмотрите на конкурентов и на себя глазами клиентов — сравните, какие у вас есть преимущества и недостатки.
Шаг 6. Формулируем темы
В начале клиентского пути аудитория не знает о вас ничего, и о вашей услуге тоже. Поэтому захватить ее внимание нужно так, чтобы она задумалась о проблеме и нашла ее у себя. В связке с потребностью пользователь запомнит ваш бренд и вернется, чтобы начать искать пути решения проблемы.
Например, какие темы захватывают внимание упомянутой выше Ольги Ивановны — главврача медцентра:
- Пациенты записались, но не пришли: кто виноват?
- Почему пациенты не возвращаются
- Кейс: «Как стоматологический кабинет прекратился в миллиардный бизнес с сетью клиник»
Шаг 7. Определяем поставщиков контента
Копирайтер или SMM-щик могут написать текст для аудитории, но они не могут создать смыслы, которые продвинут бизнес. Создатель контента не находится на передовой, и не знает всего, что происходит в компании. Ему всегда нужно общаться с другими сотрудниками, чтобы собирать информацию.
Давать фактуру для контента могут:
- Основатели и продуктологи
- Клиенты
- Менеджеры
- Эксперты
Шаг 8. Определяем каналы дистрибуции и форматы контента
На этом шаге можно понять, где искать вашу аудиторию. Она обитает в одной из этих точек:
- СМИ
- Соцсети
- Мессенджеры
- Почта
- Поисковые системы
- Профессиональные сообщества
- Площадки с отзывами
- Ивенты: отраслевые конференции, вебинары, семинары
В зависимости от площадки нужно выбирать конкретный инструмент работы:
При построении отдела и создании стратегии мы проводим кастдевы — глубинные интервью с клиентами. На этих интервью мы спрашиваем, какие СМИ они читают и какими мессенджерами пользуются. Рассылки, каналы в Телеграм, названия сообществ — обо всем этом подробно расспрашиваем, чтобы понять, откуда аудитория черпает информацию. Смотрите на точки концентрации и определяйте, где тусуются именно ваши потенциальные клиенты.
Шаг 9. Анализируйте эффективность
Понять, работает ли контент-маркетинг на бизнес-цели, можно только с помощью постоянного мониторинга и аналитики. Но сканировать результаты сложно, потому что:
- Отложенный эффект в виде роста брендового трафика, аудитории блога, узнаваемости
- Много касаний перед продажей
- Большой охват не равно продажи
- Нет сквозной аналитики
В компании со сложным продуктом и долгим циклом сделки клиента нужно коснуться контентом множество раз перед тем, как он решится на покупку. Как в истории №3, вклад контент-маркетинга в общий результат может быть неочевиден. Изменить это можно с помощью кропотливой настройки целей в Метрике и трекинга всех обращений в компанию, например, коллтрекинга звонков.
В этой статье я подробно рассказываю, как мне удалось настроить сквозную аналитику в своих проектах.
Результат
Когда вы пройдете все эти шаги, получится построить работающую воронку по пути клиента. В итоге аудитория, которая не задумывалась о нашем продукте, заинтересовалась и пошла гуглить. По информационным запросам вы привели их в блог, подписали на рассылку, прогрели полезными материалами. И дальше персонаж двигается до покупки, потребляя тщательно подобранный именно для него контент:
Хотите так же? Скачайте еще примеры контент-планов для разных бизнесов и постройте свои контентные сети для ловли лидов.
А если хотите задать вопросы по стратегии и контенту:
И подписывайтесь на Telegram-канал «Экспертный контент в маркетинге» — там мы регулярно рассказываем о проблемах контент-маркетинга и актуальных инструментах, делимся анонсами полезных мероприятий.