Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Дано: некоммерческий IT-проект DonorSearch. Аудитория: доноры и те, кто может ими стать. Задача: активировать существующую аудиторию и привлечь новую. Решение: разработать геймификацию, привлечь игроков из нескольких каналов и вовлечь их в дальнейшую коммуникацию с брендом. Результаты — в кейсе от Студии Чижова.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Привет, это Студия Чижова!

Вовлеченность и активное комьюнити — это важные задачи для SMM в любой сфере. Высокая вовлеченность помогает увеличить органический охват и повысить лояльность аудитории. Сейчас это особенно важно в условиях постоянного роста стоимости рекламного трафика и усиления баннерной слепоты.

В этом году для решения этой задачи к нам обратился DonorSearch. Это некоммерческий IT-проект, который мотивирует людей становиться донорами крови и ежедневно помогает центрам крови обеспечивать пациентов необходимыми компонентами крови.

Чтобы решить задачи по вовлечению аудитории, а заодно привлечь в проект новых доноров и собрать донаты, мы предложили разработать интерактивный квест, который приурочили к Национальному дню донора в России.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Как при помощи игры можно говорить о серьезном без пафоса, но с энтузиазмом, — читайте дальше.

Как работает организация DonorSearch: помощь пациентам и развитие донорства в России

DonorSearch — крупнейшее сообщество доноров крови в Рунете. Организация была создана в 2010 году как волонтерская группа во ВКонтакте, а сегодня представляет собой цифровую платформу, которая поддерживает доноров на пути от первой донации до регулярного участия в программе, а также оказывает информационную и технологическую помощь участникам сообщества.

Миссия организации — мотивировать людей становиться донорами и поддерживать их на этом пути: чтобы в центрах крови каждый день было необходимое количество подготовленных доноров, а каждому пациенту хватало жизненно важных компонентов крови.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Мы предложили партнеру разработать квест, который в игровой форме познакомит участников с темой донорства и возможностями DonorSearch, позволит выиграть призы и вовлечет в сообщество.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

С юмором опросили людей и выяснили, что они знают о донорстве

Одна из главных задач DonorSearch — это пропаганда здорового донорства. Нашей задачей было аккуратно опросить игроков: выяснить, занимаются ли они донорством и что им об этом известно. По опыту, именно таких людей проще всего вовлечь в участие в сообществе DonorSearch.

Квест стартовал с интерактивного квиза — серии из 7 вопросов о донорстве, с юмором и полезными фактами:

  1. Что для вас DonorSearch?
  2. Утро. Вы проснулись и... опаздываете на донацию. Что же делать...
  3. Вы в центре крови, в кресле для донации. Процедура уже началась. Что вы делаете?
  4. Пойдете ли вы в зал через несколько часов после донации?
  5. Знаете ли вы, как распознать донора в толпе?
  6. Как вы думаете, много ли доноров в центрах крови летом и в праздничные дни?
  7. И последний вопрос (но не по значению). Вы знаете, какая у вас группа крови?

По ответам мы получали «донорский портрет» участников и понимали, что это за люди.

Особенно важен финальный вопрос о группе крови пользователя. Он подготавливал участника к реальному участию в донорском сообществе.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Вопрос о группе крови — это мягкий способ сегментировать аудиторию. Так НКО будет лучше понимать, кем представлены самые активные участники сообщества, и использовать эти данные в будущих коммуникациях.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

По результатам квиза, 88,68% участников оказались опытными донорами — именно эта группа была наиболее вовлеченной.

Дальше подробнее разберем некоторые технические особенности геймификации.

Участники вовлекались и зарабатывали номерки за разные активности

Каждому участнику после прохождения квиза начисляли номерки. Чем больше номерков собирал пользователь, тем выше становился его шанс выиграть, и тем больше он способствовал распространению важной социальной инициативы.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Номерки за активность давали возможность участникам выиграть фирменный мерч от DonorSearch.

Разработали личный кабинет в чат-боте для отслеживания прогресса и управления действиями

После прохождения квеста участники получали доступ к личному кабинету и меню внутри чат-бота.

В меню чат-бота также были ссылки на сайт с информацией об акциях и на маркетплейсы для покупки мерча. А еще здесь можно найти ответы на вопросы и связаться с поддержкой.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Мотивировали авторизоваться на сайте DonorSearch

Авторизация на сайте — одно из условий начисления дополнительных номерков. Она позволяла зафиксировать действия пользователя и выдать ачивку — уникальный бейдж в личном кабинете на сайте DonorSearch. Это давало участникам ощущение причастности к глобальной миссии и сообществу.

Также на сайте участники квеста могли создать аватар с фирменной обводкой DonorSearch и получить эмодзи-статус с логотипом организации.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Лайки и подписки на сообщество ВКонтакте работали на увеличение охвата

Для повышения вовлеченности и увеличения охвата сообщества DonorSearch ВКонтакте мы внедрили простую механику. За каждые 10 лайков под постами участник получал один номерок. И еще один — за подписку на сообщество.

Эта система мотивировала взаимодействовать с контентом и привлекала целевую аудиторию.

Благодаря этому решению на сообщество подписались 3340 пользователей. Это 31,3% от всей привлеченной через чат-бот аудитории.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Вовлекали участников в чат доноров — важнейший инструмент удержания и повышения лояльности аудитории

После прохождения квиза участникам предлагалась возможность вступить в закрытый чат доноров. В приветственном сообщении чата было несколько простых вопросов. Ответы на эти вопросы помогали создать доверительную атмосферу и находить единомышленников по всей стране.

Закрытый чат доноров решал задачи:

  • формирование лояльности — постоянное общение с другими донорами усиливало эмоциональную связь с проектом;
  • поддержка новых доноров — новички получали практические советы, мотивацию и примеры из жизни, что снижало порог входа в донорство;
  • укрепление сообщества — благодаря регулярным тематическим обсуждениям, историям и взаимной поддержке формировалась устойчивая культура помощи.

Чат оказался не просто формальностью, а живым пространством, где люди действительно общаются, делятся опытом и поддерживают друг друга. По итогам кампании в чат вошли 1646 пользователей, и большинство из них остались в нем после завершения акции.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Разработка реферальной программы для привлечения аудитории

Значимым фактором привлечения пользователей стала реферальная программа. Она способствовала естественному росту аудитории: друзья друзей узнавали о проекте, проходили квиз, а затем становились частью сообщества DonorSearch.

Как это работало:

  • участник получал уникальную ссылку для приглашения друга;
  • при переходе друга по этой ссылке и прохождении им квиза оба пользователя получали по одному номерку.

За время квеста пользователи привели по реферальным ссылкам 1296 человек, 693 из них прошли квиз до конца и получили номерки. Мотивация через реферальную систему работает, но нужны дополнительные триггеры: напоминания или стимул завершить квиз.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Привлекали донаты для поддержки проекта и сообщества

Участников геймификации мотивировали перевести любую сумму на поддержку проекта. По задумке, это хорошая возможность для тех, кто хочет поддержать донорское сообщество, но по тем или иным причинам не может или не хочет становиться донором крови.

За каждые 100 рублей доната участник получал один номерок, что увеличивало шанс на победу в финальном розыгрыше.

Деньги переводились через платформу DonorSearch любым удобным способом, а бонус в виде определенного количества номерков появлялся в личном кабинете в чат-боте.

По итогам квеста пользователи совершили 372 доната на сумму 90 311 рублей — выше всех ожиданий. Это показало, что аудитория готова не только проходить квиз и собирать номерки, но и оказывать реальную помощь другим и поддерживать донорство.

В финале квеста вручили победителям 33 подарка

Завершением кампании стал розыгрыш мерча от DonorSearch. Он был посвящен Национальному дню донора.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Победителей определяли по количеству собранных номерков: у кого больше, тот и победил. Также все участники, прошедшие авторизацию на сайте, получили цифровую ачивку — виртуальный бейдж на платформе DonorSearch.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Имена победителей были объявлены 28 апреля в сообществе DonorSearch во ВКонтакте.

Как мы привлекали участников: анализ трафика квеста

Чтобы вовлечь целевую аудиторию в тему донорства, мы использовали несколько источников трафика. Ниже — подробный разбор того, откуда пришли люди и что сработало хорошо.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Что сработало хорошо?

В рамках спецпроекта мы решили две важные задачи: активировали уже существующую, но спящую аудиторию и привлекли новых подписчиков.

Квест стал точкой входа для пользователей, которые раньше не были знакомы с DonorSearch. В основном, они приходили через таргетированную рекламу и реферальную систему.

Кроме того, квест помог привлечь в сообщество тех подписчиков, которые ранее были неактивны. Мы мотивировали их зарегистрироваться на сайте, вступить в чат доноров и участвовать в жизни сообщества. Итоги квеста подтвердили, что большинство участников — реальные доноры, а не просто зрители.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Резюмируем

Высокая доходимость участников до конца квиза (92,26%) и минимум отписок (7,87%) говорит о том, что аудитория заинтересована и готова следить за развитием проекта.

Реферальная система доказала свою ценность, особенно с точки зрения распространения информации через личные связи.

Чат доноров укрепился в статусе живого пространства, где люди активно общаются и поддерживают друг друга.

Сбор донатов не был основной задачей проекта, тем не менее, мы привлекли 90 311 рублей от 372 участников.

Как мы раскачали «спящее» сообщество ВКонтакте с помощью квеста: 10,7 тыс. участников и 92% доходимости

Мы благодарим команду DonorSearch за профессионализм, открытость новым решениям и возможность работать над таким социально значимым проектом.

Хотите, чтобы ваша компания так же привлекала внимание и получила отклик аудитории, — обращайтесь в Студию Чижова. Мы знаем, как сделать это трогательно, эффективно и со смыслом. Подписывайтесь на наше сообщество во ВКонтакте и telegram-канал, нам всегда есть что рассказать.

Еще кейсы о геймификациях и креативных механиках в мессенджерах читайте здесь:

6
Начать дискуссию