Про CJM или почему все заняты трафиком когда есть так много других точек роста

Про CJM или почему все заняты трафиком когда есть так много других точек роста

До сих пор в 2025 году многие воспринимают маркетологов как людей которые руками настраивают рекламу. Что-то делают в Яндекс директе или кабинете ВКонтакте. Хотя маркетинг это работа со ВСЕЙ воронкой.

В каждом бизнесе мы можем создать карту пути клиента от первого касания до адвоката бренда (CJM). Как показывает практика, у большинство компаний весь маркетинг заканчивается после первой продажи.

Настроили рекламу, сделали сайт, кое как продали, готово. И многие специалисты так и работают.

А как же остальные стадии CJM ?

1. Осознание (Awareness). Клиент узнаёт о вашем продукте или услуге впервые.

2. Интерес (Interest / Consideration). Клиент начинает интересоваться, сравнивает вас с конкурентами, ищет информацию.

3. Рассмотрение (Evaluation). Более глубокое изучение продукта: изучение характеристик, отзывов, выгод и т.д.

4. Покупка (Purchase / Decision). Клиент принимает решение и совершает покупку.

5. Получение / Внедрение (Delivery / Onboarding). Получение товара или начало использования услуги, настройка, первые шаги.

6. Использование (Usage / Experience). Повседневное использование продукта, накопление опыта.

7. Поддержка (Support). Взаимодействие с техподдержкой или службой клиентского сервиса при возникновении проблем.

8. Лояльность / Повторная покупка (Loyalty / Repeat Purchase). Клиент возвращается за новым заказом или рекомендует продукт другим.

9. Адвокат бренда (Advocacy / Evangelism). Клиент становится фанатом бренда, делится отзывами, рекомендует другим.

На каждом этапе есть свои конверсии и точки отвала, гипотезы как можно улучшить черные дыры, где теряется клиент.

В одном из проектов (сувенирная продукция и брендинг) чтобы повысить конверсию в первую продажу я сделал welcome pack: коробочку с сувенирами и скидку на первый заказ, вручали лично в офисе у клиента. Изначально по юнит-экономике прикинули будет ли это прибыльно, само собой.

Большинство клиентов были просто в шоке от неожиданности и это кратно повысило конверсию в продажу (С 24% до 55% после встречи).

После того как я расписал CJM, нужно определить приоритеты, где сейчас хуже всего. И начинаю эти этапы чинить.

Каждый этап взаимодействия с компанией может стать либо точкой ВАУ либо точкой отвала клиента.

*Больше таких кейсов и историй я выкладываю в Telegram

Начать дискуссию