Новый взгляд на контент

История о том, как люди с ментальными особенностями создавали контент для социальных сетей.

«Бенгальские огни». Миша
«Бенгальские огни». Миша

Декабрь — время, когда бренды меряются маркетинговыми бюджетами и громко хлопают дверью уходящего года, поражая общественность своей креативностью. Но вообще новогодняя пора — самое время задуматься, зачем мы делаем то, что делаем. Так в АЗС «Газпромнефть» решили запустить полезный и осмысленный проект.

Сеть АЗС «Газпромнефть» уже давно и подолгу сотрудничает с благотворительными организациями, в том числе — дает рабочие места и учит новым профессиям. А под Новый год сотрудничество с фондом «Антон тут рядом» превратилось в творческую коллаборацию.

У людей с расстройствами аутистического спектра особенное восприятие. Например, некоторые из них обладают способностью идеально изобразить объект — им не нужно учиться рисованию. Конечно, как и всем людям, ребятам необходимо оттачивать умения. В фонде им помогают развивать навыки общения и расширять свои интересы. Тьюторы и студенты постоянно что-то творят в мастерских фонда: шьют, лепят, рисуют.

Студент Коля в мастерской Фотография: фонд <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fantontut.ru%2F&postId=218364" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Антон тут рядом»</a>
Студент Коля в мастерской Фотография: фонд «Антон тут рядом»

Мы (агентство Out Digital) вместе с командой АЗС «Газпромнефть» сформулировали гипотезу проекта — ребята могут создать необычный контент для соцсетей. Мы решили провести серию креативных штурмов и придумать несколько постов, в которых ребята поделятся своим видением работы АЗС.

Задачу проекта мы видели так — раскрыть потенциал ребят и показать, что их свежие идеи и нестандартный взгляд на привычные вещи могут принести пользу бизнесу. Сделать так, чтобы люди из диджитала узнали о новых талантливых креаторах, а люди с аутизмом смогли заработать на своем творчестве. Да и в целом тот непростой год хотелось закончить как-то по особенному, а не устраивать очередной конкурс с подарками.

Я хотел сделать человечный проект про добро и позитивные эмоции. Это то, что так нужно под Новый год.

Александр Филатов, Руководитель направления социальных медиа в сети АЗС «Газпромнефть»

Как организовали работу

Вместе с тьютором фонда Дианой Шалгуевой мы собрали активных студентов, которые любят общение и совместную работу больше других. Подумали, как должны звучать творческие задания и как сформулировать вопросы так, чтобы студентам было интересно рассуждать вслух. Так появилась контент-матрица:

Новый взгляд на контент

Этот документ стал планом воркшопов, в которых все посты разделялись на 3 темы («Машины и заправки», «Самые самые» и «Люди и места»). Прежде чем приступить к работе, мы прослушали лекцию об аутизме и о том, как правильно взаимодействовать с людьми с ментальными особенностями.

Сначала мы планировали офлайн-встречи, но вмешалась вторая волна коронавируса — в итоге воркшопы превратились в Zoom-встречи. Правда, мы успели провести экскурсию для ребят на одной из АЗС — рисунки студентов после этой поездки стали визуалами для нескольких постов.

На экскурсии Дима заметил, что мерник похож на гигантскую гантель
На экскурсии Дима заметил, что мерник похож на гигантскую гантель

Что-то пошло не так

Мы совершили типичную ошибку. Нас коснулся популярный миф о том, что люди с аутизмом — это чудаковатые гении. Мы ожидали массу свежих идей от студентов с момента знакомства, но вместо активного обсуждения и горящих глаз получили неловкий разговор незнакомых людей, у которых мало общего.

Здесь вскрылась ошибка в подготовке к совместной работе — мы не уделили должного внимания знакомству с ребятами. Найти нужный подход к студентам нам помогали тьюторы, сотрудники фонда «Антон тут рядом», но общение всё равно не клеилось. Студенты стеснялись, не вполне понимали суть проекта и смысл заданий.

Теперь мы знаем, почему: тяжело открыться малознакомым людям. Поэтому большую часть работы над контентом студенты выполняли как «домашнюю работу», которую мы задавали им на созвонах-воркшопах.

Одна из цитат Ани
Одна из цитат Ани

Второй воркшоп прошёл чуть бодрее. Нам удалось немного разговорить ребят и обсудить дружбу, путешествия, фильмы, заботу об экологии, Новый год. «Я чувствую, что этот год будет лучше. А ещё «Песне года» будет 50 лет», — сказал тогда Никита.

Что получилось

Мы анонсировали проект, отобрали и, что уж греха таить, немного скорректировали цитаты для будущих постов. Оформлять их решили в минималистичном рукописном стиле, по аналогии с тем, как это делает сам фонд в своём Instagram.

Оставалось самое интересное — иллюстрации, которые студенты создавали под впечатлением от экскурсии, во время воркшопов и по нашим заданиям. Некоторые рисунки были выполнены в очень необычной и притягательной манере, другие — просто забавно или немного странно. Всё, как у «обычных креаторов». Мы выбрали несколько работ и начали готовить с ними тематические посты. Обработка была минимальной, либо её не было вообще.

За 2 месяца ребята превратили сообщество автомобилистов в добрый арт-проект. 12 иллюстраций участников получили 6 миллионов просмотров и 45 616 лайков.

Самыми популярными стали посты о доверии и взаимопомощи:

Однако для нас также было важным то, каким опытом и впечатлениями ребята поделились с нами и подписчиками.

Каждый из нас видит мир по-своему, и взгляд каждого помогает сделать общую картину полнее. Студенты фонда напомнили о ценности коннекта с другими людьми, а сам проект стал тем началом года, которое заряжает положительными эмоциями.

Спасибо за то, что делаете людей с аутизмом видимыми. И если хотя бы один человек заинтересовался этой темой, хотя бы один человек захотел узнать побольше, захотел понять и даже может быть помочь, — значит, всё это не зря!

Дина Шалгуева, Тьютор фонда «Антон тут рядом»

Мы рады, что этот проект объединил такой важной темой сообщество бренда в соцсетях, участников фонда и нас. Возможно, на фоне громких «хайпов» это не самый заметный проект, но в нем получилось воплотить ценность человеческого общения.

Теперь мы знаем и учтём в будущем, что можно делать лучше:

  • начать со знакомства: рассказать больше о нас, о том, чем мы занимаемся, узнать об интересах студентов. Для ребят важно общение: именно это вдохновляет и рождает интересные мысли.
  • пригласить на первый воркшоп больше студентов, а потом уже продолжать с желающими.

Конечно, аутизм не делает человека гением. Но если научиться понимать особенных людей и работать с ними, то вместе можно создавать креативные коллаборации с пользой. А сами участники получат уверенность в себе и важный источник социализации.

11
Начать дискуссию