Мифы маркировки рекламы. Кейс №17

Мифы маркировки рекламы. Кейс №17

До сих пор среди рекламодателей и владельцев каналов живет заблуждение о том, что на закрытые группы не распространяется требование маркировки и, следовательно, рекламу, размещенную в закрытом сообществе, можно и не маркировать 😉

Какая при этом логика?

Раз группа "закрытая", там любая информация/реклама предназначены для ограниченного круга лиц. Доступ на канал осуществляется только по пригласительной ссылке, с одобрения админа или после подачи и рассмотрения заявки...

Что по этому поводу думает ФАС ?

Разберём один из свежих кейсов Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (актуальность - 2025 год).
В Коми УФАС РФ поступило заявление о фактах распространения в сообществе в «ВКонтакте» рекламы без маркировки. В результате анализа выявлено 16 рекламных постов, которые по мнению ФАС обладают признаками рекламы:
1. Распространены посредством размещения в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе «...»;
2. Адресованы неопределенному кругу лиц;
3. Направлены на привлечение внимания к объектам рекламирования – магазину «Электро Ватт» и реализуемым товарам.

Раз это реклама в Интернете, в силу требований ст. 18.1. ФЗ "О рекламе" все посты должны быть должным образом промаркированы (пометка "реклама + информация о рекламодателе + уникальный идентификатор рекламы).

Пояснение рекламораспространителя (владельца канала):

▶В письменном объяснении владелец канала указал, что, во-первых, размещение информации в сообществе осуществляется на безвозмездной основе, и он не получает никакой личной выгоды и вознаграждений. Следовательно, не считает эти посты рекламой...
▶ Во-вторых, сама группа является закрытой, вступить в нее могут только с одобрения администратора, подав заявку. В связи с чем, по мнению владельца канала, размещаемая в группе информация адресована определенному кругу лиц. И в силу этого, тоже никак не может считаться рекламой...

ФАС отклоняет эти доводы!

1. При отнесении информации к рекламе необходимо учитывать прежде всего содержание и обстоятельства размещения данной информации. Само по себе наличие факта размещения информации за плату не входит в перечень признаков рекламы, перечисленных в п.1 ст.3 ФЗ о рекламе. Если сообщение соответствует признакам рекламы - это реклама.
2. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.
В рассматриваемом случае наличие дополнительных условий для вступления в сообщество (подача заявки и ее одобрение админом) не свидетельствует о том, что состав участников группы является определенным. При размещении в сообществе рекламной информации нельзя изначально определить конечный круг лиц, получающих доступ к этой информации, а также вероятность изменения состава участников группы.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемая информация адресована неопределенному кругу лиц и содержит в себе все правовые признаки рекламы.

Ну что ж? Делам выводы!

_____________________________
Подписывайтесь на канал "Практика рекламы и маркировки", делитесь с коллегами! Там мы следим за изменениями закона о рекламе, разбираем печальные кейсы ФАС и РКН и стараемся не допускать подобных ошибок💪

Начать дискуссию