{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как использовать AR-технологии в музеях: примеры и способы реализации

AR-технологии помогают музеям выходить на новый уровень взаимодействия с посетителями и дарить им уникальную возможность взглянуть на окружающий мир под другим углом.

В последние годы AR-технология динамично развивается, стремительно набирая популярность. Многие музеи и выставки по всему миру уже начали активно применять её в своей работе. В статье взглянем, как дополненная реальность способна превратить обычный музей в футуристический архив, как в фильме «Машина времени» Саймона Уэллса.

Как музеям поможет дополненная реальность?

С каждым днем способов применения дополненной реальности становится всё больше. Когда речь заходит о внедрении AR-технологии в музей, главным вопросом является то, какие цели он при этом преследует. Только так можно решить, каким конкретным способом будет эффективнее достигать их.

AR и аудио

Аудиоэкскурсии существовали задолго до появления в музеях AR. Но как можно их улучшить?

Во время стандартной аудиоэкскурсии в музее под открытым небом возникает много хлопот: то нужно сделать паузу, а потом снова воспроизвести часть записи, то приходится постоянно перематывать ее назад и вперед, чтобы не упустить важное. Все эти нюансы могут испортить впечатление от экскурсии.

Однако с помощью дополненной реальности можно с легкостью превратить обычный аудиотур в захватывающее путешествие. Это достигается за счет того, что AR-приложение и смарт-гарнитура объединяют информацию со всех датчиков и сенсоров.

Отслеживая местоположение посетителя с помощью датчика GPS, определяя направление взгляда благодаря гироскопу и считывая скорость движения акселерометром, можно создать звуковую 3D-среду. Так посетитель сможет понять, откуда доносится звук.

Вы самостоятельно можете провести следующий эксперимент: разместите AR-аудиоисточник и изменяйте его громкость, ориентируясь на действия посетителя. Заметили изменение? Уровень погружения в атмосферу оказался значительно выше, чем во время обычной аудиоэкскурсии.

Выход за рамки музея

Взглянем на то, как AR-технологию применяют за пределами музея. Существуют платформы дополненной реальности на основе GPS, с помощью которых создаются интерактивные AR-приложения.

Как только появилась возможность применять это на практике, индустрия мобильных игр сразу ухватилась за этот лакомый кусочек. Pokémon Go – яркий пример успешного использования AR-приложений на основе GPS.

AR-маркеры

Не путайте их с QR-кодами. Последние могут работать только с QR-сканером. AR-маркеры запускают определенный процесс каждый раз, когда камера захватывает их через AR-приложение. Любое двумерное изображение можно превратить в маркер. Тогда его можно будет использовать в AR-приложении.

После захвата маркера камерой, AR-приложение может наложить на него изображение, аудио, видео, дополнительную информацию или 3D-модель.

Даже в случае отключения GPS или Wi-Fi приложение продолжит распознавать AR-маркеры и запускать процессы. Данный способ использования AR в музеях считается на сегодня самым распространенным, поскольку он позволяет обходить ограничения GPS и Wi-Fi.

Чтобы понять, как именно все эти способы помогут выглядят на деле, пройдемся по реальным примерам применения AR-технологии. Но стоит учитывать, что опыт каждого музея уникален и связан со спецификой музея.

Опыт музеев

Кливлендский художественный музей

Кливлендский музей искусств – один из самых технологически продвинутых. Он идеально сочетает новейшие AR-технологии и технологии захвата движения, чтобы эффектно продемонстрировать произведения искусства и исторические артефакты.

Музей может похвастаться интерактивными AR-стендами для изготовления керамики и цифровыми живописными полотнами. Они точно не оставят равнодушными ни ребенка, ни взрослого.

Археологический Парк Карнунтум

Парк Карнунтум, на территории которого находилась школа гладиаторов, является одним из крупнейших археологических ландшафтов. Несмотря на это, раскопки там еще не велись. Однако с AR-технологиями у посетителей появилась возможность увидеть гладиаторскую школу во всей ее красе и в реальном масштабе.

Музей кельтского наследия

Музей кельтского наследия (г. Зальцбург) считается одним из крупнейших европейских музеев, специализирующихся на кельтской истории. Основной его целью является воспитание любви к искусству.

Посетители могут воспользоваться приложением Speaking Celt AR. В нем анимированная 3D-модель древнего говорящего кельта становится гидом на время экскурсии. Этот виртуальный «музейный сторож» рассказывает много интересного об экспонатах музея.

Центр современного искусства в Сиэтле

Центр современного искусства в Сиэтле организовал выставку 3D-художников. С помощью AR-приложения CoCA Pop-Up (AR)t зрители могут наблюдать, как трехмерное произведение искусства оживает прямо на их глазах.

Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Евсеева

Национальный музей Республики Марий Эл им. Т.Евсеева решил выйти за пределы музея и реализовал идею AR-гида по достопримечательностям региона и музея. Прямо в мобильном приложении посетители могут выбрать подходящий туристический маршрут с навигацией в AR-режиме и дополнить печатный презентационный альбом музея увлекательными медиаматериалами.

Что дает музею AR

Возможности AR-платформ постоянно расширяются, разрабатываются новые инструменты, появляются новые идеи и концепции. Расширяются и области применения AR-технологий. Внедряются новые методы взаимодействия с целевой аудиторией. AR – это та технология, в которой ИТ-компании не поспевают за фантазиями и идеями. Миру еще предстоит раскрыть потенциал AR, в том числе на базе музейного дела.

Какие возможности дает AR музеям и художественным галереям? Благодаря дополненной реальности вы можете:

1. Привлечь больше посетителей. AR-технологии могут привлечь в музеи и галереи больше посетителей, особенно молодых людей. Многие из них заинтересуются прогулкой по обновленному музею.

2. «Оживить» экспонаты. «Воскрешайте» древних животных и знаменитых исторических персонажей. Разве выставка с останками динозавра и его «ожившей» копией не привлечет больше посетителей?

3. Обучать с помощью игр. Дайте посетителям возможность искать и исследовать древности с помощью AR-приложения, как в игре Pokémon Go. Вовлекайте их в захватывающую игру, в которой они узнают много нового о животных и растениях определенной местности.

4. Обновлять экспонаты. Избавьтесь от табличек и этикеток с трудночитаемым текстом. Они никогда не вместят всё, что вы хотите сказать о выставке. Например, вместо длинного текста о том, как работает старинный радиоприемник, можно показать анимированную 3D-модель изнутри с помощью приложения.

5. Воссоздать исторические события в деталях. Пусть посетители увидят, как город или его часть развивались на протяжении истории. С помощью дополненной реальности можно показать те исторические объекты, которых давно нет.

6. Держать посетителей в курсе событий. Используя функцию определения местоположения в AR-приложении, можно отправлять уведомления пользователям. Они проходят мимо? Почему бы не сообщить им о будущих мероприятиях!

7. Поддерживать интерес регулярными обновлениями приложения. Регулярные обновления AR-приложения помогают увеличить поток посетителей. Например, как поступить с экспонатом в музее, который стоит уже очень давно и стал неинтересен? Можно оставить его в надежде, что кто-то вернется посмотреть на него снова, а можно придумать, как привлечь к нему больше внимания с помощью дополненной реальности.

Применяя AR-технологии, вы обращаетесь к той части аудитории, которая ставит развлечения выше всего остального и которая не стала бы посещать музей в его классическом понимании. Пусть музей станет местом развлечений, не потеряв свою культурную ценность.

Что нужно для создания хорошего AR-приложения?

Индустрия разработки AR-приложений начала свой путь недавно, но в ней уже выработаны некоторые критерии качества конечного продукта:

  • Привлечение аудитории

Очень важно правильно привлекать аудиторию. В тот момент, когда посетитель погружается в мир дополненной реальности, получая удивительные задания, вы должны увидеть на его лице радость.

  • Удобство

Сам термин «дополненная реальность» уже звучит сложно. Работа над легкостью применения технологии является обязательным этапом производственного процесса в ИТ-компаниях. Чем проще использовать технологию, тем больше людей захотят ее опробовать.

  • Связь с миром

Между AR-приложением и реальным миром должна существовать четкая связь. В отличие от VR, дополненная реальность не уносит пользователя в виртуальный мир. Это помогает вовлекать посетителей, которые приходят семьями и дружескими группами.

Кейс «J&K 1965»

Воспользоваться преимуществами AR и пойти еще дальше смогла также компания Live in Theatre в Нью Йорке. Одно из направлений ее работы — реконструкция давно минувших событий. Работа Live in Theatre интерактивна и вдохновлена реальными событиями из прошлого Нью-Йорка.

Во время разработки приложения необходимо было органично вписать оригинальные фотографии в структуру повествования и при этом вовлечь посетителя в сюжет, разворачивающийся на расстоянии вытянутой руки. Несмотря на все сложности разработки, нам это удалось. Аудитории пока недостаточно понятна AR, в отличие от VR. Однако продажи билетов на «J & K 1965» оказались на 25 % выше, чем на другие проекты компании Live in Theatre.

J&K 1965 - Interview With Carlo D'Amore

Таким образом, во время просмотра виртуальных объектов в AR-приложении посетитель не теряет связи с реальным миром и легко делится эмоциями со своей семьей и друзьями. Он может показать объекты экскурсоводу и уточнить некоторые вопросы. При этом сотруднику не надо глубоко разбираться в сложных устройствах — используется только приложение на смартфоне посетителя и сама выставка с повествованием.

В других моих статьях я разбираюсь подробнее в том, как сделать экспозицию успешной, знакомлю с 10 правилами эффективной музейной выставки и уникальным проектом российского охотничьего музея, в котором воплотили все преимущества AR.

0
2 комментария
Алексей Рыбаков
Автор

Другие полезные статьи о дополненной реальности в музеях:
https://blog.omega-r.ru/kak_sdelat_ekspozitsiu_v_muzee_uspeshnoi
https://habr.com/ru/users/alexeyrybakov/

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Познавательно! Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда