В чём польза единой маркировки социального бизнеса (и нужна ли она)
Фонд «Наше будущее» провёл большой опрос предпринимателей, собрал зарубежный опыт и делится с читателями VC
С августа 2025 года в России действует единый логотип, которым смогут воспользоваться все социальные предприниматели. Рассказываем, что это такое, какие выгоды он дает, а также приводим результат опроса самих участников отрасли, проведенного Фондом «Наше будущее».
История маркировки социального бизнеса
Впервые идея создать единый опознавательный знак, который отличал бы продукцию социальных предпринимателей от товаров и услуг обычного бизнеса, появилась в России в 2022 году.
Тогда Фонд «Наше будущее» провел конкурс на создание такого символа. В нем победила дизайнер из Владивостока Ксения Хомутова, представившая логотип в виде букв «С» и «П», вместе образующих сердце.
Летом 2025 года символу решили придать официальный статус. Логотип Хомутовой был утвержден рабочей группой по развитию социального предпринимательства под эгидой Комитета Госдумы по молодежной политике. Затем он был зарегистрирован как товарный знак Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом).
«Мы видим, что запрос на единый знак социального бизнеса назрел, — комментирует инициативу директор Фонда “Наше будущее” Наталия Зверева. — Особенно важно, что предприниматели сами демонстрируют готовность использовать этот инструмент. Ведь маркировка позволит бизнесу выделяться на рынке и станет дополнительным каналом коммуникации с потребителями. Теперь ключевая задача — внедрить знак на федеральном уровне и обеспечить его широкую узнаваемость. В этом случае он сможет работать на развитие социального предпринимательства в России».
Надо заметить, что маркировка социального бизнеса довольно давно существует во многих зарубежных странах. Например, в Канаде действует национальная система сертификации Buy Social Canada, в Великобритании — знак Social Enterprise Mark. На мировом уровне работает международная организация B Lab, проводящая собственную сертификацию и выдающая разрешение использовать логотип B Corp. Его получили уже более 10 тысяч компаний из 102 стран по всему миру.
Результаты опроса Фонда «Наше будущее»
В сентябре 2025 года Фонд «Наше будущее» провел масштабный опрос социальных предпринимателей, чтобы узнать, как они относятся к идее единого знака, брендирующего социальные товары и услуги.
Результаты опроса показали, что:
- 93% уверены, что логотип нужен российскому рынку;
- 90% полагают, что знак повысит лояльность и доверие пользователей;
- 82% считают, что логотип увеличит узнаваемость социального сектора.
Более половины опрошенных отметили, что логотип, маркирующий социальный бизнес, помог бы продвижению на рынке их товаров и услуг. Респонденты рассчитывают, что единый отраслевой знак также даст имиджевые преимущества и подчеркнет, что они не только зарабатывают деньги, но и делают доброе дело.
При этом 29% участников опроса надеются на повышение прибыли и, как следствие, рост и развитие бизнеса. При прочих равных клиенты будут выбирать товары с социальной маркировкой, считают они.
Кроме того, логотип поможет пояснить аудитории смысл социального бизнеса в целом, замечают респонденты. 95% отвечавших на вопросы анкеты признались: многие клиенты, партнеры и контрагенты не понимают сути социального предпринимательства, причем 73% опрошенных сталкиваются с подобным непониманием постоянно.
Положительное отношение к отраслевому логотипу респонденты демонстрируют не только на словах.
86% опрошенных готовы использовать знак в собственном брендинге:
- размещать его на товарах, которые они производят и продают;
- ставить логотип на упаковку, рекламно-информационные материалы;
- печатать на униформе, сувенирной продукции, фирменных вещах;
- размещать на сайте, на каналах в мессенджерах и социальных сетях.
Одновременно практически все опрошенные понимают, что фирменный знак социального предпринимательства в обществе известен еще слабо, — по мнению 94% респондентов, его нужно специально популяризировать. При этом более 63% участников опроса считают, что для продвижения логотипа нужна общероссийская рекламная кампания.
Мнения социальных предпринимателей
«Введение такого знака всесторонне поддерживаем. Очень хотелось бы отличаться в общем потоке предпринимателей, с удовольствием будем использовать, — говорит создатель и руководитель детской футбольной школы «Молния-31» в Старом Осколе (Белгородская область) Николай Струев (о котором у нас уже выходил отдельный большой материал). — Я общался с коллегой из Кемерова: у нас была мысль разместить этот логотип на футбольной форме детей, а также в наших соцсетях. Так что я обеими руками “за”, и как представитель социального бизнеса буду рад продвигать этот знак».
Надо заметить, не все социальные предприниматели разделяют подобный оптимизм, скептические мнения тоже звучат. Например, руководительница ремесленной мастерской «Обская кузница» и АНО «Агентство креативных индустрий “Куй”» из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Екатерина Тайлакова (о ней мы также писали ранее) замечает:
«Если честно, не понимаю, для чего нужен этот знак в контексте развития моих проектов. На моих буклетах всегда было столько логотипов, что иногда казалось, будто я способствую развитию баннерной слепоты. Но, возможно, для кого-то это действительно важно, и единый знак станет предметом для гордости. В любом случае, главное, чтобы дело делалось, если оно для людей и приносит им что-то хорошее».
И всё же положительных оценок, безусловно, больше. Например, введение отраслевого логотипа горячо поддерживает создатель и руководитель сети из тридцати детских футбольных клубов «Импульс Кузбасс» Руслан Гараев.
В том же ключе об инициативе отзываются и многие другие социальные предприниматели, например:
- основатель и глава производственно-туристического центра «Конаковский фаянс» Валерий Солонбеков (Тверская область);
- руководитель социального медицинского центра для пожилых «Аурамед» Татьяна Ившина (Ижевск, Удмуртия);
- создатель и глава компании «Катаржина» по производству кресел-колясок для инвалидов Андрей Елагин (Москва).
Все они отмечают: единый знак (символ) будет способствовать развитию не отдельных компаний, а отрасли социального предпринимательства в целом. Это поможет отстроить социальный бизнес от обычной коммерции и привлечь к нему внимание новой аудитории.