{"id":9001,"title":"\u0417\u0430\u0447\u0435\u043c \u043d\u0443\u0436\u0435\u043d \u0444\u0438\u043d\u0442\u0435\u0445 \u043a\u0430\u043a \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441. \u041d\u0430\u043f\u0430\u0434\u0430\u0435\u043c \u0441 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u043e\u0439","url":"\/redirect?component=advertising&id=9001&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/321129-kritika-finteh-kak-servis-eto-dorogo-slozhno-i-slishkom-universalno&placeBit=1&hash=0f11beca127b0260f19ba1d57bd2ebb2f81750b56fe49269b93cb930545c9faa","isPaidAndBannersEnabled":false}

«В мире шрифтов ничего подобного по масштабу не случалось с 1996 года»

Шрифтовые дизайнеры и разработчики о вариативных шрифтах и их значении для дизайна в России и мире.

28 марта графический и шрифтовой дизайнер, сооснователь дизайн-студии Moscow Design, шрифтовой студии CSTM Fonts и шрифтового магазина type.today Илья Рудерман на своей странице в Facebook посетовал на то, что в российском дизайнерском сообществе никто не уделяет внимания вопросу вариативных шрифтов. По его мнению, вариативные шрифты — это «революция», благодаря которой «скоро мир не будет прежним».

В ответ на публикацию Рудермана генеральный директор агентства «Лаборатория Артема Геллера» возразил, что его компания совместно с российским шрифтовым агентством «ПараТайп» ведет разработки в этом направлении, и опубликовал видео прототипа вариативного шрифта.

На видео изображена тестовая страница сайта axis-praxis.org, моделирующая возможность подбора насыщенности для заголовочного начертания и основного текстового начертания шрифта GOS font, разработанного «ПараТайп».

Шрифтовые дизайнеры рассказали vc.ru, что такое вариативные шрифты, что они значат для дизайна, когда и как смогут применяться и кто в России занимается их разработкой.

Что такое вариативные шрифты

«Вариативные шрифты (variable fonts) — новый шрифтовой формат, который принципиально изменит будущее типографики», — объясняет в своей статье на type.today Илья Рудерман.

​Это технология, благодаря которой один-единственный шрифтовой файл ведет себя как бесконечное множество начертаний. То есть файл один, а информации в нём на целое шрифтовое семейство, каким бы сложным оно ни было, — главное, чтобы всё интерполировалось. Осей интерполяции при этом может быть сколько угодно — насыщенность, пропорции, контраст, изменение размера строчных и выносных, анимация, наконец, — дизайн всего шрифта может видоизменяться бесконечно.

Илья Рудерман
сооснователь шрифтовой студии CSTM Fonts и шрифтового магазина type.today

Возможное разнообразие вариаций фактически ограничено только воображением и работоспособностью шрифтового дизайнера, рассказывает в комментариях vc.ru технический директор «ПараТайп» Геннадий Фридман.

Вариативность возможна не только по знакомым дизайнеру параметрам: насыщенности, пропорциям, контрасту, оптическим характеристикам, высоте строчных знаков, но и просто по рисунку. В вариативном шрифтовом файле спрятаны все необходимые опорные начертания, способные к интерполяции.

К примеру, для выбора начертания по насыщенности, такими опорными будут самое тонкое и самое жирное начертания. Это — в самом простом случае, когда контуры в самом тонком и самом жирном начертаниях абсолютно совместимы между собой по количеству контуров, точек и прочему.

Более сложные варианты дизайна также можно реализовать в рамках вариативного шрифта. Подобная возможность предусмотрена в новом формате CFF2 (Compact Font Format, Version 2).

Геннадий Фридман
технический директор «ПараТайп»

С точки зрения работы со шрифтом, после определения нужных для вариативного шрифта параметров, по словам Фридмана, вариативные шрифты не отличаются от обычных.

Для кого

По словам Геннадия Фридмана, вариативный шрифт разработан прежде всего для профессионалов — людей, понимающих, какой шрифт им нужен для решения конкретных задач.

При этом, отмечает он, неважно, обычный или вариативный шрифт использует дизайнер: если у разработчика и заказчика есть конкретная задача, в рамках которой именно вариативный шрифт будет лучшим решением — важна не только вариативность и адаптивность, но и экономический аспект, — то такую возможность сегодня уже можно реализовать.​

Что это значит для дизайнеров

Во-первых, мечта любого дизайнера — иметь под рукой неограниченный набор начертаний шрифта. В вариативном шрифте легко и быстро подобрать нужные насыщенность шрифта или его пропорции. Во-вторых, это экономия времени и денег. В-третьих — это реальное шрифтовое многообразие. Скажем, сайты перестанут быть похожи друг на друга.

Вариативный шрифт изменит наши возможности даже больше, чем в своё время изменило появление формата OpenType. И, думаю, что это может произойти уже в этом году. Правда, всего через неделю эта оценка может измениться — так быстро сейчас происходит развитие этого направления.

Геннадий Фридман
технический директор «ПараТайп»

​В техническом смысле ничего подобного по масштабу в мире шрифтов не случалось со времён появления шрифтов OpenType в 1996 году. Напомню, до 1996 года мы все пользовались очень ограниченными по объёму файлами (до 256 знаков в файле) и полностью отсутствовала кроссплатформенность — то есть под разные операционные системы требовались отдельные файлы, что приводило к массе проблем несовместимостей.

Объявленное обновление OpenType 1.8 и проработанная новая спецификация формата лишь начало — мы сегодня представить не можем как это повлияет на окружающий нас мир, и именно это и воодушевляет. Шрифтовым дизайнерам по-прежнему придётся много рисовать, возможно даже больше, чем раньше, но использование шрифтов пользователями станет наконец-то полновесным.

Легче всего это показать на нашем шрифте BigCity Grotesque Pro — в прошлом году мы предложили нашим покупателям самостоятельно выбирать насыщенность (жирность) и оказались первыми в мире, кто сделал подобное в такой вариативности. Если раньше покупатель был ограничен выбором из предложенных 7–10 начертаний, то здесь появилась возможность выбора на шкале от 0 до 1000.

Илья Рудерман
сооснователь шрифтовой студии CSTM Fonts и шрифтового магазина type.today

Что уникального

Как рассказывает Геннадий Фридман, подобные форматы уже возникали ранее, однако по разным техническим причинам не получили широкого распространения.

Самое близкое по существу и далекое по времени [совпадение] — это технология Multiple Master от Adobe. Многие ММ-шрифты Adobe построены на основе всё той же интерполяции и сегодня путём некоторых преобразований могут быть подготовлены как вариативные и построены в формате CFF2.

Среди TrueType-форматов, это формат от Apple — TrueType GX. Шрифты этого формата фактически можно назвать вариативными шрифтами. [Но] только сегодня возможности применения и поддержки [подобных шрифтов] технически реализуемы.

Геннадий Фридман
технический директор «ПараТайп»

Ограничения

Новая технология способна перевернуть мир дизайна, пишет в своей статье на type.today Илья Рудерман, «но есть ряд обстоятельств, от которых это будущее зависит».

Главная проблема — поддержка нового формата операционными системами, браузерами и программным обеспечением. «Поводом для оптимизма может служить то, что OpenType 1.8 стал результатом сотрудничества Apple, Microsoft, Adobe и Google, которые пообещали уже в начале 2018 года внедрить техническую поддержку формата в свои продукты», — пишет автор.

Тем не менее, по словам Рудермана, шрифты можно использовать уже сейчас, но «пока мало кто об этом знает».

Самое главное — уже есть спецификация на шрифтовой формат и драфт новой спецификации CSS. Это позволит приложениям и браузерам понимать и пользоваться возможностями вариативных шрифтов.

Думаю, что пионерами в предоставлении услуги пользования вариативными шрифтами будут Adobe (сервис TypeKit) и Monotype — компании, имеющие необходимую технологическую базу и собственные сервисы работы со шрифтами. Сейчас тестирование возможно на специально подготовленных сайтах в Safari Technology Preview и в десктоп-приложении FontView от Google.​

Геннадий Фридман
технический директор «ПараТайп»

Обсуждение в профессиональном сообществе

Как отмечают шрифтовые дизайнеры, в мировом профессиональном сообществе тема вариативных шрифтов освещается широко. Тема была основной на ежегодной типографической конференции AtypI, прошедшей в Варшаве в сентябре 2016 года и, по словам Фридмана, уже на ближайшую технологическую шрифтовую конференцию вновь собираются все основные игроки рынка — «уведомить, что нового удалось сделать за последнее полугодие».

Как отмечает Фридман, эксперименты касаются не только подготовки, но и продажи шрифтов: вместе со своим вариативным шрифтом компания Underware распространяет специальный плагин, позволяющий InDesign понимать шрифт.

Илья Рудерман подчеркивает, что на Западе новыми возможностями увлечены все — и веб-дизайнеры, и шрифтовые, и графические, и программисты-разработчики софта.

Масса экспериментов, много проектов, начали выпускаться шрифты. [Что касается России], за прошедшие с анонса (сентябрь — прим.ред.) месяцы я не видел реакции ни от одной графической или веб-студии. Только шрифтовые дизайнеры оказались в теме.

Илья Рудерман
сооснователь шрифтовой студии CSTM Fonts и шрифтового магазина type.today

Геннадий Фридман говорит, что при подготовке шрифтов инструмент интерполяции используют большинство дизайнеров, и предполагает, что вариативные шрифты «пробуют делать все».

Пока нет возможности использовать их широко, но это, как минимум, интересно, а как максимум [дает] возможность предложить рынку любое промежуточное начертание.

В формате TrueType GX шрифт построить несложно. Есть шрифтовые редакторы, в которых достаточно открыть опорные начертания и в несколько кликов построить TTF GX. А вот построение шрифта в формате CFF2 — пока ещё сложная задача. У нас в стране пока не знаю никого, кроме «ПараТайп», кто умеет работать с этим форматом.

«ПараТайп» уже использует вариативные шрифты в ряде новых проектов. К примеру, создание шрифта для интерфейсов совместно с AIC и лабораторией Артема Геллера. Пока шрифт помог при выборе необходимой насыщенности. Как только появится поддержка браузеров, шрифт будет работать, используя свои более широкие возможности.​

Геннадий Фридман
технический директор «ПараТайп»

Знаю, что российские шрифтовые дизайнеры в большинстве своём в курсе. Однако интересных экспериментов от коллег я пока не видел. [Разработку Геллера и «ПараТайп»] могу лишь поддержать и пожелать удачи — я всегда поддерживаю любую активность в мире шрифта. Работу пока не могу прокомментировать никак — по обрывкам сведений общей картины пока не складывается.

Мы [в type.today] протестировали вариативные шрифты и работаем над тем, как научится их не только создавать, но и распространять, удобным и доступным для пользователей способом.

Однако многое ещё впереди, поэтому сложно сказать, когда все шрифтовые магазины включат вариативные шрифты в свои коллекции. Многое ещё предстоит индустрии преодолеть.

Илья Рудерман
сооснователь шрифтовой студии CSTM Fonts и шрифтового магазина type.today

Для тех, кто хочет узнать больше

0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

теперь комментарий клиента "поиграйте со шрифтами" заиграет новыми красками ..ада

19

Антон, очень частый и ошибочный комментарий
Всё ровно наоборот — теперь эту фразу дизайнеры смогут переадресовывать самому заказчику: «Вот теперь слайдер, дорогой заказчик, и играй-ка ты в шрифты сам!»
круто же! неправда ли?)

–1

"Вот тебе слайдер, вот тебе фотошоп, делай сам себе дизайн дорогой заказчик,а я пошел"...
ну конечно) не будьте наивными .

8

Антон, в отличие от вас у меня уже есть опыт и он крайне положительный, мы давно передаём слайдер заказчику и он сам решает что ему нужно. Но вы правы, многое зависит и от дизайнера, если он наивен, то ничего хорошего не выйдет:)

0

я на месте заказчика гнал бы вас метлой,если вы действительно перекладываете свою работу на плечи клиента

–1

Антон, вы явно не представляете себе в чём состоит моя работа, чтобы делать такие громкие и оскорбительные заявления. Удачи

1

не будьте таким чувствительным, это вы сейчас оскорбились на мое предположение. и решили сами, что опытом владеете только вы, не раскрыв сути. попутно упрекая меня, что я не интересуюсь вашей работой.
WAT?
До свидания, Илья

–1

Комментарий удален

Что такое вариативные шрифты
«Вариативные шрифты (variable fonts) — новый шрифтовой формат, который принципиально изменит будущее типографики», — объясняет в своей статье на type.today Илья Рудерман.

задолбали реально!
Можно на вопрос отвечать а не **йню плести полстатьи?

23

Алексей, если бы вы в нашей статье продвинулись бы дальше первого предложения, то уже во втором смогли бы прочитать следующее: «Если вкратце, это технология, благодаря которой один-единственный шрифтовой файл ведет себя как бесконечное множество начертаний.»
А далее ещё подробнее и понятнее...
https://type.today/ru/journal/opentype_variables

–6

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Да боже мой, людям насрать на шрифты и на логотипы, для них главное это контент.

5

Комментарий удален

Комментарий удален

А как по весу они будут? Сейчас не ставлю на сайт третий шрифт только потому, что вес страницы вырастет.

1

тяжелее однозначно, но точно легче чем три otf, правда судя по всему к ним также сможет применяться технология woff и woff2
конечный вес будет зависеть от количества осей интерполяции — чем больше тем тяжелее

3

Кнопку купить чуть побольше сделайте мало ли клиент не заметил .

- можно ещё чуток поярче ...

0

индивидуальный подход . "Жми" .

- чего то не хватает

- счётчик обратного отчета акции сэр

0

Комментарий удален

Читать все 15 комментариев
vc.ru превратился в книгу жалоб

Вам не кажется, что vc.ru превращается в сайт для жалоб на разные сервисы и компании?

«Циан» запретил сдавать квартиры «только славянам»: теперь на сайте нельзя указывать расовые предпочтения Статьи редакции

Отредактировать объявления необходимо до 1 февраля 2022 года.

Точка добавила вебхуки в API

Клиенты смогут получать моментальные уведомления о своём бизнесе.

Pinterest купила белорусский сервис для редактирования видео Vochi Статьи редакции

Покупка поможет Pinterest развивать видеонаправление.

9 декабря банк «Открытие» и Яндекс.Бизнес проводят очередное бизнес-шоу «Цифровая эволюция бизнеса»

Тема шоу — как компаниям малого и среднего бизнеса продвигать продажи и завоевывать новую аудиторию покупателей через онлайн-каналы

TikTok-блогер Yan Dilan снимет клип на песню «Детство»

Блогер, рэпер, продюсер, актер, сценарист, участник Высшей лиги КВН и сторителлер Артур Диланян, ставший популярным в социальных сетях под псевдонимом Yan Dilan, привлекает инвестиции на съемки видеоклипа на новую песню «Детство» с помощью инструмента краудлендинга.

Взломан аккаунт VK и вместо помощи поддержки, получаешь от них блокировку

У меня нет аккаунта в VK, а у моей жены есть, точнее был. Обычный такой аккаунт , мамашки, где она админ 2 групп родкома в школе детей ( причем единственный админ и сейчас в эти группы никого не добавить и себя с нового аккаунта) и доступ в группы совместных закупок, аккаунт старый, причем аккаунт открыт только для друзей.

«СберПрайм» ввёл лимит на бесплатную доставку продуктов из «СберМаркета» — её называли выгодой для подписчиков Статьи редакции

Сервис сделал платным то, что обещал сохранить бесплатным: на сайте было указано, что подписка для пользователей «всегда бесплатная».

«У одного человека — половина спутников в мире»: Европейское космическое агенство обвинило SpaceX в монополии в космосе Статьи редакции

Илон Маск устанавливает собственные правила — это может мешать конкуренции, считает глава исследовательской организации.

Глава СберМаркета Асан Курмангужин запустил подкаст Asan Talks в YouTube

В выпусках Асан берет интервью у топ-менеджеров крупных компаний и обсуждает вопросы саморазвития и лидерства

Как столярная мастерская из Рязани начала продавать товары по всему миру

И прошла путь от мебели ручной работы к деревянным игрушкам.

null