FAB (ХПВ или ОПЦ)-анализ продуктов с использованием ИИ

Привлекательное и убедительное описание товара мотивирует потенциальных клиентов к покупке. Среди подходов подачи информации о продукции стала популярной формула ХПВ или ОПЦ (FAB) — маркетинговый инструмент, делающий акцент на соответствии предложения желаниям и потребностям клиента. Если производитель и заказчик предоставил мало данных о товарах, нужно сделать FAB-анализ и обработать большие массивы информации, чтобы получить основу для содержательного текста. На выполнение такой работы вручную приходится тратить много времени, AI алгоритмы и наш чат-бот позволяют значительно ускорить процесс.

FAB анализ и его применение в SEO и e-commerce

Аббревиатура FAB (ХПВ) расшифровывается как Features (Характеристики), Advantages (Преимущества) и Benefits (выгоды). Альтернативный вариант перевода — ОПЦ: Особенности, Преимущества и Ценности. Принцип маркетингового инструмента в том, чтобы сначала описать особенности и характеристики продукта без оценочного мнения, потом указать, как продукт поможет в решении задачи или проблемы и завершить выгодой ощутимым ценным улучшением, которое станет последним аргументом в пользу покупки. Такая подача информации понятна для клиентов разных уровней и партнеров, она помогает не только увеличивать продажи в интернет-магазинах, но также продвигать контент в поисковых системах. Пример ее применения в одном предложении описания продукта:

Жидкое удобрение на основе биогумуса (особенность), эффективно питает растения (преимущество), ускоряя рост и увеличивая урожайность (выгода).

Формула успешно используется в:

  • описаниях товаров и услуг;
  • обзорах и других видах лонгридов;
  • электронных письмах;
  • слоганах, заголовках, призывах к действию и прочих фразах.

ХПВ-анализ дает возможность копирайтеру или искусственному интеллекту писать информативные, полезные и привлекательные тексты. Подробнее о том, как можно формировать описание продукта на базе ХПВ-анализа можно почитать здесь.

Пример подобного анализа для линейки осветляющих продуктов для волос
Пример подобного анализа для линейки осветляющих продуктов для волос

Без предварительной систематизации данных по формуле FAB можно рассчитывать только на слабый по содержанию рерайт материалов конкурентов, так как зачастую копирайтеры не знают продукт достаточно глубоко. А применение чат-бота на основе GPT существенно сокращает время на сбор и структурирование информации, которую потом можно передать копирайтеру как основу для будущего текста.

Исходные данные проекта

Идея создания чат-бота возникла после обращения к нам крупного садового онлайн-центра из Германии. Заказчик выпускал целый ряд продуктов под собственным брендом, среди которых - жидкие червячные удобрения (биогумус), но их описания были краткими и сравнительно слабыми, как и на сайте самого производителя это товара, поэтому копирайтерам было сложно придумать яркие аргументы для привлечения внимания покупателей. У некоторых немецких конкурентов, например, Plantura.garden были качественные описания схожей, но не идентичной продукции.

Пример описания на сайте одного из конкурентов в автоматическом переводе
Пример описания на сайте одного из конкурентов в автоматическом переводе

Для первых продуктов бренда мы делали ХВП-анализ вручную, и на такой анализ уходило достаточно много времени - по 2-3 дня на один продукт.

Поэтому была поставлена задача удешевить и ускорить процесс с минимальными потерями в качестве подготавливаемого контента, чтобы далее копирайтер, которая никогда не видела продукт в действии, могла написать качественное продающее описание как для товаров на сайте, так и для продажи на платформе Amazon. При этом продающий контент нужно было делать с нуля, учитывая:

  • специфику продукта и его отличительные черты;
  • сложную верстку;
  • адаптацию материалов под современный стиль e-commerce.

ХПВ продукта как раз существенно помогал в создании нужного типа контента, так как изначально выделял важные моменты, на которые надо обратить внимание. Именно тогда возникла идея задействовать чат GPT и создать бот, заточенный на поиск и структурирование особенностей, преимуществ и ценностей товаров на базе имеющихся описаний и прочей информации по продукту. Он поможет выделить и структурировать нужные данные, а контроль внимательного редактора позволит обойтись без неточностей, вызванных определенной ненадежностью работы ИИ-бота.

Механизм работы бота и особенности его сборки

Бота FAB (feature advantage benefits) Product Analysis собирали и обучали на базе таблиц ХПВ и обучающий материалов по маркетингу. Кроме того, в качестве примера в него загрузили таблицы, которые делались мной для разных продуктов: от косметики для волос до газонных семян. Изначально была идея не ограничивать его в том, как именно выделять характеристики товара - он должен был подстраиваться под имеющееся описание продукта. Однако, в процессе обучения мы заметили, что боту нужно четко указывать сколько пунктов в таблице должно быть, так как самостоятельно он делал всего несколько строк, а для продуктов с хорошими исходными текстами такой анализ был бедноват. Поэтому в инструкции мы указали, чтобы бот делал и описывал минимум 10 строк в таблице ХПВ (иногда он делает больше), что дало возможность получить достаточное количество информации в анализе, и его можно было успешно использовать далее. Мы остановились именно на 10 пунктах, так как в случае работы с продуктом, который имел слабое и короткое описание, бот начинал повторяться, и делал не слишком полезные таблицы.

В дополнении к стандартной ХПВ таблице мы научили бота писать полезную информацию именно для копирайтера, который будет далее работать с данными, а именно:

  1. Описание ЦА;
  2. Инструкцию по использованию продукта
  3. Важные для клиента особенности состава, и др.

Из плюсов современных ИИ моделей, а именно ChatGPT, который использовался для создания бота, стоит отметить, что им практически все равно с каким языком работать, и можно анализировать конкурентов со всего земного шара, указав лишь на каком языке мы хотим получить конечный результат. Этот момент позволил нам не ограничивать себя в выборе продуктов конкурентов для анализа.

Интерфейс бота FAB (feature advantage benefits) Product Analysis
Интерфейс бота FAB (feature advantage benefits) Product Analysis

Первая версия бота использовала прямой доступ к сайтам по указанным URL, используя возможности самого ChatGPT, но бот часто сообщал, что не может прочитать ресурс. В итоге к боту был подключен публичный API WebPilot, который значительно эффективнее посещает страницы и часто обходит ограничения, установленные, например, Amazon для ИИ-ботов.

Поставленные цели и задачи

Для начала необходимо было проанализировать конкурентов в нише, изучить рынки Германии, других стран Европейского союза, а также США. Рынки этих регионов отличаются высоким качеством описаний товаров разных типов. Описания на украинских сайтах пока проигрывают в этом аспекте. За рубежом многие не только создают подробные описания, но и добавляют инфографику, делают сложную верстку продуктовых страниц, что повышает информативность и привлекательность контента. После определения конкурентов продукта нам предстояло:

  • сформировать первичные ХПВ-таблицы по прямым ключевым товарам-конкурентом с учетом информации, полученной на страницах их сайтов, а также на сайте производителя продукта;
  • на базе ХПВ-таблиц конкурентов и производителя сформировать актуальную таблицу уже для нашего продукта - максимально информативную;
  • добавить недостающие характеристики, которыми обладает продукция нашего клиента;
  • выделить важную информацию для уточнений, не входящих в таблицу;
  • перепроверить и отшлифовать собранные данные;
  • создать схему подготовки описаний на базе ИИ, которую можно легко масштабировать.

Потом нужно было сравнить результаты, полученные путями ручного и автоматического анализа. Дальше можно под каждый проект находить схему, сочетающую эти методики анализа, чтобы обеспечить оптимальное соотношение затрат времени и качества полученного материала.

Этапы работы над FAB-анализом продукта

Чтобы сделать ОПЦ-анализ товара, мы подбирали описания конкурентов (прямых), продающих аналогичные продукты на разных языках, и тщательно их изучали. Кроме этого анализировались косвенные конкуренты - те у которых продукт решал похожую задачу, но при этом не являлся идентичным клиентскому, и информация на сайте производителя товара. Далее каждый продукт мы по очереди прогоняли через наш кастомный чат. Полученные данные агрегатировались в единое описание продукта заказчика, собирая все полезные данные и идеи из описаний похожих продуктов. И затем, уже под внимательным наблюдением человека кастомный чат-бот GPT составляет таблицы FAB.

Подбор и анализ конкурентов

Подбор конкурирующих компаний при ручном и автоматическом составлении таблиц ОПЦ в любом случае выполняется вручную. Особенно внимательно изучались производители удобрений в Германии и США, где популярны Amazon и Shopify. Эти компании выставляют высокие требования к качеству контента, и задают определенный уровень и стиль описаний товаров. Среди пула товаров особенное внимание уделялось тем, у которых:

  • интересная инфографика;
  • хорошие идеи в содержании описания;
  • красивая верстка.

Напомню, что продукт, над которым мы работали - это червячное удобрение-концентрат, т.е. органическое или био-удобрение. Поэтому для анализа мы искали в Google конкурентов по двум направлениям: органические жидкие удобрения и червячные удобрения/так называемый “червячный чай”, и отбирали для анализа страницы с самыми интересными идеями по контенту, инфографике и т.п. По итогу мы взяли такие продукты:

  • Продукт Worm Casting Fertilizer (Vermicompost) с сайта производителя EkosolFarm, и его описание;
  • Прямые конкуренты (это червячные удобрения в жидкой форме разной концентрации) с рынков США и Германии: PetraTools Worm Casting Concentrate (1 Gal) - описание на Amazon; Wurmtee - червячный чай - разбавленная форма удобрения; Bloom City Organic Worm Tea Concentrate и Bloom City Organic Worm Tea Concentrate and Compost and Bokashi Booster, 1/2 Pint (8 oz) - аналогичные продукты, но произведенные в США; Hubey Wurmhumus (5 L) - червячное удобрение, но в твердой, а не жидкой форме, как наше.
  • Косвенные конкуренты (другие органические удобрения), которые представлены на рынке Германии: Plantura Bio-Universaldünger 1,5 kg; COMPO BIO READY TO USE Universaldünger; и еще целый ряд других.
Пример того, как выглядела черновая таблица подобранных конкурентов
Пример того, как выглядела черновая таблица подобранных конкурентов

Такое решение позволило разносторонне посмотреть на продукт и задействовать интересные идеи, использовать приемы, которые будут полезны и для нашего контента. Например, у кого-то хорошо написана инструкция, а кто-то уделили внимание экологичности состава и т.п.

Сбор информации о товаре клиента

Анализируемый продукт, как и целый ряд других продуктов нашего клиента, выпускался под собственной ТМ (White Label), поэтому было важно максимально собрать все данные с сайта производителя. Хотя сам сайт был на турецком языке, для чат-бота это не являлось проблемой. Именно на сайте и в рекламных брошюрах производителя мы нашли информацию о составе удобрения, самом производителе, правильном использовании, свойствах разных клсм поненте состава и тп.

У нас была также возможность проконсультироваться со специалистами, которые применяли продукт в по назначению области, что позволило собрать дополнительную информацию и также отдать ее боту. В исходных данных о продукте (для загрузки в чат) мы использовали информацию о специфике технологии производства и самого производителя. Например, наше удобрение было высококонцентрированным, в то время как у конкурентов — разбавленное (worm tea), которое либо совсем не требует дополнительного разбавления, либо требует незначительного добавления воды.

В разработанный чат-бот можно подавать как текстовые материалы, так и ссылки на веб-страницы, поэтому мы загружали собранные данные в разных форматах. Из всех представленных на анализ описаний продукта у бота были проблемы только с чтением eBay страниц, поэтому информацию оттуда мы копировали в Word, и загружали в виде файла.

Вот так выглядели переданные данные боту
Вот так выглядели переданные данные боту

Отличие в работе чат-бота в разных моделях GPT

Модели чата GPT-4o и GPT-5 могут по-разному воспринимать и обрабатывать информацию, поэтому рекомендуем попробовать оба варианта и провести сравнение, выбрав наиболее подходящий или соединив разные части с того или иного анализа. Например, при изучении контента об удобрениях, дозировки и сферы применения были лучше описаны 5-й версией, остальное — примерно одинаково. Ниже мы приводим примеры результатов обеих моделей при использовании исходных данных о продукте от производителя.

Результат работы модели 4o на базе исходных данных о продукте клиента
Результат работы модели 4o на базе исходных данных о продукте клиента
Результат работы модели 5 на базе исходных данных о продукте клиента
Результат работы модели 5 на базе исходных данных о продукте клиента

Объединение обеих версий

Как можно увидеть, обе версии хорошо справляются со своей задачей, однако, результаты имеют отличия в детализации отдельных моментов. Из двух представленных вариантов был выбран самый удачный по содержимому таблицы вариант - в данном случае результат модели 5. В его чат был скопирован контент с результатом анализа модели 4o с просьбой расширить имеющееся описание продукта на базе этой информации.

Пример промта:

Я сейчас дают тебе анализ этого продукта, сделанный другой твоей версией. Расширь свой анализ максимально на базе этой информации, чтобы получить самое лучшее описание продукта. ([Данные анализа, сделанные ChatGPT 4o]).

Итоговая таблица получилась более детальной чем обе исходные версии. На этом этапе работу с исходным описанием от производителя мы отложили и приступили к обработке описаний конкурентов, о чем пойдет речь далее.

Обработка описаний конкурентов и получение итоговой комплексной таблицы по продукту

Аналогичным образом в отдельных чатах были обработаны все конкуренты моделью 4o (для ускорения процесса) и мы получали такие же таблицы по всем ним. Вот пример подобной же таблицы конкурентов:

Пример анализа одного из конкурентов
Пример анализа одного из конкурентов

Далее мы решили не продолжать собирать информации с помощью ИИ, а просто стали работать вручную. Мы скопировали всю информацию полученную на прошлом этапе, в Word, и стали сравнивать наши данные с теми, что были получены по каждому конкуренту. Если мы находили уникальную информацию, которой у нас не было, например - например о составе, мерах предосторожности при использовании и хранении продукта, интересное преимущество, о котором мы забыли и т.п., то копировали ее в нашу таблицу с адаптацией под продукт клиента. Таким образом мы смогли получить максимально полную версию информации о товаре, которая была значительно лучше и подробнее, чем у любого конкурента, при этом - с правильно выделенными акцентами. Ручная доработка такой таблицы занимает 1.5-2 часа, но может быть и больше - все зависит от количества конкурентов с качественным контентом в каждой конкретной теме.

По итогу ручных доработок - мы получили этот вариант:

FAB (ХПВ или ОПЦ)-анализ продуктов с использованием ИИ
Финальный вариант FAB анализа и дополнительной информации по продукту до вычитки специалистом
Финальный вариант FAB анализа и дополнительной информации по продукту до вычитки специалистом

Конечно, этот вариант также дополнительно был вычитан и отредактирован профессионалом, чтобы избежать выдумок, характерных для многих ИИ. Также его проверили на правильность применения терминологии, проблема с которой может возникнуть в связи с тем, что описаниями были изначально на разных языках.

Чем специфичнее продукт с которым вы работаете, тем больше может быть ошибок в переводе определений или фактической информации. К примеру в таблицах, которые показаны выше, в первой версии, было упоминание сёломовой жидкости. У специалиста, проверяющего информацию, возникли сомнения, и после уточнения информации, оказалось, что правильное название этого вещества - целомическая жидкость (liquor coelomicus) Таким образом, наш опыт говорит о важности подобной вычитки перед тем, как приступать к дальнейшей работе с таблицами.

Дальнейшее применение таблиц ХПВ

Возможности использования таблиц FAB достаточно обширны, так как они являются универсальным сборником полезной информации, которая поможет маркетологам, контекстологам, SEO-специалистам, и продавцам разных уровней делать свою работу более эффективно.

Еще эта таблица станет хорошим базисом для создания контента разного вида:

  • описаний для сайта и маркетплейсов, например, Amazon;
  • инструкций и how-to;
  • инфографик и других материалов со значительной визуальной составляющей;
  • каталогов, рекламных текстов и прочего.

Создание рекламных текстов можно доверить копирайтеру, каталогов — маркетологу. Также при необходимости минимизировать усилия предлагаем создать с помощью того же кастомного чат-бота описание товара на основе только что составленного анализа.

В любом случае текст, написанный человеком или ИИ, будет на порядок интереснее и убедительнее, чем без FAB-анализа. Банальный рерайт чужих материалов не будет содержать уникального торгового предложения, а с применением ОПЦ-таблиц такое предложение формируется без проблем.

Может ли искусственный интеллект полностью заменить человека при проведении ХПВ-анализа? На мой взгляд, нет. ИИ способен значительно упростить и удешевить процесс, сократив время на выполнение задачи, но результаты требуют тщательной проверки. Это связано с риском недостоверной информации, которую периодически предоставляет ИИ, и ошибок в интерпретации терминов, особенно при переводе с других языков. Например, ИИ может некорректно классифицировать продукт как "премиальный", если это не соответствует действительности.

Кроме того, чат боты делают относительно поверхностный анализ, и опытный специалист способен провести более глубокий анализ и качественнее подобрать первичную информацию, хотя это потребует значительно больше времени. Например, на подготовку ХПВ-анализа продукта, описанного в этой статье, без учета анализа конкурентов ушло 3 часа — только на генерацию и сопоставление данных. Для ручного создания аналогичного анализа потребуется около 3 рабочих дней, при этом результат будет более детализированным и точным. В то же время ИИ может создать таблицу с анализом на основе нескольких страниц материала за считанные минуты, тогда как человеку для этого нужно несколько часов.

Для примера мы сделали вручную таблицу на этот же продукт из статьи, и вот что у нас получилось:

FAB (ХПВ или ОПЦ)-анализ продуктов с использованием ИИ
FAB (ХПВ или ОПЦ)-анализ продуктов с использованием ИИ
FAB (ХПВ или ОПЦ)-анализ продуктов с использованием ИИ
FAB (ХПВ или ОПЦ)-анализ продуктов с использованием ИИ

Такой анализ можно еще дополнить кое-какими данные из ИИ-анализа, но даже без этого дополнения видно разницу в объемах имеющегося по итогу материала. Однако стоит учитывать, что для целого ряда клиентов будет достаточно и ИИ-варианта.

Результаты проекта по использованию ИИ для анализа продукта

После многократного использования нашего чат-бота, мы убедились, что нам удалось достичь поставленную нами цель - ускорить процесс создания таблиц ХПВ, не сильно потеряв в качестве. Основные выводы:

  • Если раньше такая работа для одного продукта могла занимать от 2х-3 дней, сейчас процесс радикально сократился - глубокий анализ готов всего за 2,5 - 3 рабочих часа.
  • Это позволило удешевить подготовку контента, сделав его масштабируемым для линейки продуктов.
  • На основе таблиц FAB можно создавать продающие описания для сайта клиента и Amazon за считанные часы, с учетом глубокого анализа конкурентов.
  • На база чат-бота можно эффективно анализировать продукты самых разных ниш - от косметики до оборудования.
  • Таблицы ОПЦ от чат-бота можно использовать для создания целой контента для сайта или отдела продаж.

Таким образом, разумно приложенные усилия позволили нам успешно интегрировать методику ХПВ-анализа в диджитал-маркетинг и делать анализ продукта в сжатые сроки.

Наши выводы и рекомендации

Мы смогли убедиться, что методика ХПВ в продажах применима для диджитал-маркетинга, в частности для SEO-описаний товаров в интернет-магазинах и на маркетплейсах. Чат-бот FAB-таблиц отлично справляется с рутинными задачами, ускоряя процесс сбора и анализа данных во много раз по сравнению с ручным подходом, при этом делая финальным результат более структурированным и детальным.

Наши советы по использованию чат бота:

  • Используйте комбинацию моделей GPT (4o и 5) для сравнения и объединения результатов, чтобы получить максимальную детализацию.
  • Всегда проводите ручную, “человеческую” проверку данных, особенно для переводов и технических терминов; консультируйтесь со специалистами по продукту, если есть такая возможность - это значительно улучшает контент и добавляет точности.
  • Если продукт нишевый, загружайте максимум дополнительных данных (консультации экспертов, личный опыт использования продукта и т.п.) для повышения точности.
  • Используйте для анализа конкурирующие продукты с иностранных рынков, так как их описания часто выигрывают по сравнению с украинскими аналогами. А чат-бот легко соберет информацию воедино и переведет на нужный вам язык.
  • Интегрируйте FAB-анализ в повседневные процессы: для SEO, контент-маркетинга, обучения продавцов и создания визуалов (инфографика, презентации).

Таким, образом, независимо от того, для какой аудитории нужна информация о товаре, ОПЦ-таблицы подают ее в наиболее удобном формате для восприятия и дальнейшей обработки. С ними не только описания товаров, но и другие материалы станут полезнее и понятнее. И если уж интернет заполонил искусственный интеллект, то почему бы его не использовать для создания качественного полезного контента и вывода диджитал-маркетинга на новый уровень.

Начать дискуссию