{"id":9132,"title":"\u041f\u043e\u0447\u0435\u043c\u0443 \u043a\u0430\u043d\u0430\u0434\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043b\u044e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043a\u0432\u0430\u0434\u0440\u043e\u0446\u0438\u043a\u043b\u043e\u0432 \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u0430\u044e\u0442 \u0437\u0430\u043f\u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=9132&url=https:\/\/vc.ru\/pochta\/325041-kak-kanadskie-lyubiteli-snegohodov-i-kvadrociklov-otkryli-dlya-sebya-rossiyu&placeBit=1&hash=cd54543b13c8a6083dd50d5669dab69e3e15e40792f9ed69859d5c8934b50d3d","isPaidAndBannersEnabled":false}

Что покупают россияне со смартфонов: исследования и мнения экспертов

О чём говорит маркетологам исследование «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus, посвященное онлайн-покупкам с мобильных устройств, — основные тезисы и комментарии экспертов по маркетингу в мобильной коммерции.

В первой части исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus, опубликованной в декабре 2016 года и посвященной развитию розничной онлайн-торговли в России, анализировалась российская аудитория онлайн-покупателей: как часто и что покупают в интернете, мотивы выбора сайтов и товаров, причины совершения интернет-покупок.

Вторая часть исследования, проводившегося с 1 по 16 ноября 2016 года, посвящена мобильной аудитории ecommerce. Респонденты (как и в первой части) — онлайн-покупатели в возрасте от 16 до 55 лет (всего проведено 2022 полных онлайн-интервью), которые пользуются смартфоном для поиска товаров в интернете и за последний год покупали в онлайне хотя бы одну из 17 основных категорий товаров, указанных в исследовании. География исследования — города России с населением от 100 тысяч и больше.

Редакция vc.ru публикует основные тезисы исследования и мнения представителей рынка мобильной коммерции: какие основные тренды они отмечают в исследовании и какое значение оно имеет для рынка e-commerce.

Основные тезисы исследования «Яндекс.Маркета» и GfK Rus

  • ​​Мобильный телефон — привычка: 92% опрошенных заявили, что почти каждый день заходят в интернет с мобильного из дома.
  • Онлайн-шопинг — ежедневное развлечение. Для 58% опрошенных интернет-шопинг со смартфона — это регулярное ежедневное занятие, даже более популярное, чем игры или просмотр фильмов. При этом, как отмечается еще в первой части исследования, среди клиентов зарубежных магазинов мобильных покупателей больше: 21% против российских 14%.
  • Покупать со смартфона удобно. Доля «добровольных» покупок со смартфона (59%) превышает долю «вынужденных» покупок, когда не было доступа к компьютеру (41%). При этом, существенная доля (41%) «вынужденных» покупок со смартфона характерна только для людей старше 40 лет. Большинство покупает со смартфона, потому что это удобно.
  • ​Покупают со смартфона везде — дома, на учебе, в транспорте, в общественных местах: 70% опрошенных заявили, что им случалось искать товары с телефона из дома (не только когда рядом нет ноутбука или компьютера) и 83% респондентов сказали, что выбирали товары со смартфона вне дома. Однако стоит отметить, что, отвечая на вопрос, где была сделана последняя покупка со смартфона, только 13% респондентов ответили, что она были сделана «в дороге» (на улице, в транспорте, общественном месте, торговом центре).
  • Планшет — для чтения статей, смартфон — для поиска товара. Для планшетов более типичны (хотя проценты отличаются незначительно), чем для смартфонов, такие действия, как сравнение товаров или чтение статей о них (планшет — домашнее устройство: только 20% респондентов используют его на улице, в транспорте или общественных местах). Просмотреть характеристики, прочесть отзывы, искать товар или отложить его — смартфон; сравнить модели или прочесть отзыв эксперта — планшет.
  • В целом, заказы по-прежнему делают с компьютера. В первой части исследования, проведённого в сентябре 2016 года, отмечалось, что несмотря на то, что количество пользователей, использующих смартфон для выбора товаров или совершения заказов в интернет-магазинах, продолжает расти (в 2015 году — 12%, в 2016 году — 14%), большинство россиян по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах. Доля тех, кто сделал последний заказ со смартфона, пока равна доле позвонивших для заказа в магазин — она составляет всего 5%.​
  • Но если использовали смартфон, вероятно, сделают заказ с него же. Те, кто использует смартфон для выбора товара, чаще оформляет заказы с телефона. 72% тех, кто использовал смартфон для выбора товара, также совершали с него покупки (75% — женщины; 77% — жители городов).​
  • Выбирают — охотно, заказывают — в зависимости от товара. Если рассматривать только выбор товара, то тут смартфон используют наравне с компьютером или ноутбуком, хотя для детального выбора и сравнения нескольких моделей компьютеры пока используют чаще. При оформлении заказа прослеживается зависимость от категории товара: чем дороже товар, тем ниже вероятность, что заказывать его будут с мобильного. Например, крупную бытовую технику со смартфона выбирали 47% опрошенных, а заказывали — только 20%. В то же время продукты со смартфона и выбирали, и заказывали 53% респондентов. При этом даже в самых дорогих сегментах доля покупавших со смартфонов уже достигла 20%.
  • В привычных категориях со смартфона покупают смелее. Судя по статистике, люди чаще оформляют заказ со смартфона в привычных для себя категориях, в которых они часто совершают покупки. Например, женщины заметно больше, чем мужчины, покупают через интернет одежду и косметику. И в этих категориях женщины чаще мужчин покупают со смартфонов. Более «мужские» категории товаров — это электроника и автозапчасти. В этих категориях мужчины чаще, чем женщины, оформляют заказ со смартфона.
  • ​Последняя покупка со смартфона — одежда (21%), мобильные телефоны (14%) и автозапчасти (13%). В целом, наиболее популярные категории для покупки в интернете — одежда и обувь, косметика и парфюмерия (покупатели преимущественно женщины), в этих категориях (так же, как и в категориях «товары для детей», «продукты питания», «handmade-товары») покупают со смартфона примерно так же часто, как c обычного компьютера.
  • Мобильные приложения используют часто. Согласно первой части исследования, россияне часто оформляют заказы в приложениях магазинов. По данным опроса, треть пользователей, оформлявших покупки у российских продавцов, делали это с помощью приложений. Второе исследование дополняет: 58% респондентов из числа тех, кто выбирал товары со смартфона, заявили, что почти каждый день заходят на сайты или в приложения любимых магазинов.
  • Push-уведомления раздражают, если это не статус заказа. Push-уведомления интернет-магазинов получали 81% онлайн-покупателей — как правило, это извещения об акциях и специальных предложениях. Информацию о статусе заказа и доставке покупатели воспринимают позитивно — их готовы получать более 75% покупателей. Просьба оценить магазин или товар вызывает негативную оценку: 27% получавших подобные уведомления признались, что они вызывают раздражение, и больше половины респондентов заявили, что не хотели бы получать такие сообщения. Основные причины отказа от push-уведомлений — слишком частая рассылка (47%), неактуальная информация в уведомлениях (15%).​

Комментарии экспертов

Значение исследования

Председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов отмечает позитивный характер исследования для рынка: выявляя современные тренды отрасли онлайн-ритейла, в том числе покупательской активности, авторы исследований помогают бизнесу улучшать клиентские сервисы и качество оказываемых услуг, говорит он.

Руководитель PR-направления и внутренних коммуникаций Ozon Мария Назамутдинова замечает, что новая информация интересна всем участникам мобильного рынка.

​Рынку не хватает исследований про мобильную коммерцию. Хорошо, что появляются такие данные — они интересны и тем, кто уже активно развивает мобайл, и тем, кто только задумывается, а таких, кстати, всё ещё много.

Мария Назамутдинова
руководитель PR-направления и внутренних коммуникаций Ozon

Смартфон используется повсеместно

Александр Логунов обращает внимание на тенденцию использовать смартфоны как для покупок, так и для изучения ассортимента.

Главный тренд, который мы видим: люди используют свои смартфоны для выбора необходимого товара постоянно и повсеместно — в дороге, в машине, транспорте, покупая товары ежедневного пользования и продукты питания. Прежде всего, это открывает перспективы для новых форматов рекламы в mobile.

Человек всё больше переходит на личные устройства, и персонифицирование с помощью гаджетов станет ещё одним трендом в ближайшее время.​

Александр Логунов
председатель комитета по стандартизации АКИТ

Мобильные приложение переоценены

Руководитель стратегических PR-проектов Mail.Ru Group Наталья Богданович отмечает тренд: всё больше компаний делают упор на продвижение мобильных приложений, а не мобильных сайтов. Однако председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов считает, что увлечение мобильными приложениями не имеет перспектив и важнее уделять внимание мобильным версиям сайтов.

​Повсеместная мода на создание мобильных приложений для интернет-магазинов не совсем верна. В некоторых сегментах, где частота покупки не столь велика, предпринимателю лучше сосредоточиться на мобильной версии сайта, сделав её ещё удобнее для пользователя.​

Александр Логунов
председатель комитета по стандартизации АКИТ

Представитель пресс-службы интернет-сервиса «Яндекс.Маркет» Екатерина Лебедева говорит, что в этом вопросе важно оценивать возможности крупных и небольших магазинов.

Крупные магазины уже давно работают с мобильной аудиторией, создавая мобильные приложения и мобильные версии сайтов, многие из которых очень популярны, и пользователи отмечают их высокое качество.

Активный рост аудитории мобильных покупателей наблюдается на рынке ecommerce уже не первый год. Очевидный тренд: продавцам нужно уже очень пристально следить за мобильной аудиторией, но многие небольшие магазины просто не могут себе позволить приличный сайт или мобильное приложение. (И даже если бы могли: в России примерно 40 тысяч магазинов, и 40 тысяч приложений ни один пользователь себе не установит). Кроме того, требуются дополнительные средства на продвижение.

Поэтому выход на мобильную аудиторию для небольших магазинов происходит более медленными темпами. Одним из инструментов быстрого выхода на мобильную аудиторию для них могут стать агрегаторы, которые обладают большими ресурсами для разработки мобильных версий и для их продвижения.

Екатерина Лебедева
представитель пресс-службы «Яндекс.Маркета»

Собственные исследования

Компании проводят собственные исследования поведения покупателей и поделились с редакцией vc.ru некоторыми выводами.

Мы анализируем мобайл на основе имеющихся у нас данных (поведение покупателей Ozon), и в целом наши выводы совпадают с исследованием «Яндекс.Маркета» и GfK Rus:

— Ozon — мультикатегорийный магазин, и мы хорошо видим, что есть разница в поведении в зависимости от категории. Самые мобильные — товары для мам и детей, одежда, парфюмерия и косметика.

— 65% покупок через наше iOS-приложение делают женщины;

— в среднем, около 10% наших пользователей выбирают товары через приложение, а сам заказ оформляют на десктопе;

— самое популярное для мобайла время — поздний вечер и выходные. В это время до 50% визитов на Ozon совершается с мобильных устройств.​

Мария Назамутдинова
руководитель PR-направления и внутренних коммуникаций Ozon

В пресс-службе Mail.ru Group отметили, что, на основании наблюдений за рынком и отраслью, компания отмечает тенденцию — рост продаж с мобильных устройств.

Мы видим тенденцию роста продаж со смартфонов и планшетов. Многие компании делают упор на мобильное продвижение, экспериментируют с креативами и таргетингами.

У некоторых категорий рекламодателей доля продаж с мобильных устройств уже больше половины, например, у Delivery Club доля мобильных заказов превышает 75%. Также часто встречается кейс, когда пользователь знакомится с товаром в мобильной версии, а финальную покупку совершает на десктопе.

Если говорить про тренды, все больше компаний делают упор на продвижение мобильных приложений, а не мобильных сайтов. Фокус от привлечения только новых клиентов смещается к работе уже с существующими — ремаркетингу в мобильных приложениях через механизм deep linking.

Первое место среди категорий приложений, продвигаемых через myTarget, занимает ecommerce. Внутри самого сегмента наиболее популярны одежда и обувь, техника и различные агрегаторы товаров. Рекламодатели, которые занимаются одеждой, делают упор именно на мобильные приложения — в особенности на iOS, где самый большой средний чек и размер корзины.​

Пресс-служба Mail.ru Group

Кросс-девайс-коммерция и персонализация маркетинга

Компания Criteo, которая занимается размещением персонализированной медийной рекламы, в своем исследовании (второе полугодие 2016 года) рассматривает явление кросс-девайс-коммерции. Ранее, говорится в письме Criteo в редакцию vc.ru, отчеты компании были сконцентрированы на теме мобильной коммерции. Однако новое исследование доказывает, что ритейлерам следует применять кросс-девайс-аналитику для точной оценки намерений и поведения покупателей на их устройствах.

Выбор в пользу стратегии измерения кросс-девайс — это первоочередная задача для всех ритейлеров в России. Маркетологам необходимо использовать «умный анализ» кросс-девайс для обеспечения надлежащей атрибуции и оптимизации расходов по каналам доставки. В свою очередь, ритейлеры, наладившие непрерывное и персонализированное взаимодействие с пользователями, обеспечат себе конкурентные преимущества.

Эмин Алиев
управляющий директор Criteo в России

В cвоих выводах компания отмечает, что ориентированность на устройство дает неполную и упрощенную картину, и отныне путь к транзакции «будет реализовываться посредством ориентированности на пользователя, а не на устройство».

«Забудьте привычную фразу "Выбирай со смартфона, покупай с компьютера", — говорится в отчете: — Сегодня покупатели используют смартфоны как для поиска товаров, так и для их приобретения: 13% всех кросс-девайс-транзакций, совершенных с компьютера, начинаются на смартфоне и 50%, совершенных со смартфона, начинаются на компьютере. Независимо от типа устройства, с которого совершается покупка, примерно каждая пятая кросс-девайс транзакция начинается на смартфоне».

0
25 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Покупать со смартфона удобно?? Не Яндекс спасибо, сколько ни говори удобно, удобнее не станет.
Всегда удобней ввести данные и посмотреть товар на компьютере, а не на ходу на маленьком экране

8

Комментарий удален

Lumia 950xl - 5.7 дюйма, вроде не маленький)
Кстати с таким огромным диспелеем пользоваться стало еще больше не удобно, чем 5ти дюймовым

0

если бы сдели оплату автоматом то да, было бы удобнее. Но опять же учитвая то что моб. интернет не всегда стабильный, мне стремно делать крупные покупки с телефона. Не пройдет какая нибудь транзакция и фиг потом что докажешь

0

Комментарий удален

Пробовал как-то купить билеты на самолет, нужно было срочно, в итоге на каком-то шаге у сайта поехала верстка, так как он не был под мобилки адаптирован.
Теперь максимум билеты в кино

0

Игорь, вы, кстати из большинства: 86 % людей предпочитают для покупок старый добрый десктоп (в первой части исследования, проведённого в сентябре 2016 года, отмечалось, что несмотря на то, что количество пользователей, использующих смартфон для выбора товаров или совершения заказов в интернет-магазинах, продолжает расти, большинство россиян по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах).

Но тем не менее, есть 14% людей, которые покупают со смартфона и вот они (по крайней мере, две трети — большинство — из них) как раз считают, что это удобно.

0

Меня больше напрягает ввод адреса. На компьютере браузер запоминает, да и вводить удобнее. На телефоне такого нет.

0

Если есть адаптированный сайт или мобильное приложение, то очень удобно. И даже если нет, то вполне терпимо. Я на 650 евро делал покупку с неадаптированного сайта, никаких проблем

0

1. у местных продавцов - смотрят на цены
2. покупают на Али

4

Ну смотря что, наверное. Но в первой части исследования отмечают отдельно, что "интерес к китайским интернет-магазинам растёт во всех российских городах, но особенно сильно — в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек".

0

Для 58% опрошенных интернет-шопинг со смартфона — это регулярное ежедневное занятие

​Покупать со смартфона удобно. Доля «добровольных» покупок со смартфона (59%) превышает долю «вынужденных» покупок, когда не было доступа к компьютеру (41%)

кек

2

Это иллюстрация к первой части исследования, где отмечалось, что «несмотря на то, что количество пользователей, использующих смартфон для выбора товаров, растет, большинство по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах». А вот пункт про удобно — это о тех, кто _уже_ покупает со смартфона: люди, которые это практикуют, делают это делают добровольно — не потому, что компа нет, а вот потому что так им удобно.

0

плохо когда приходится объяснять статью...

3

...тому, кто ее не прочел.

0

ответ достойный автора

0

Хуже говна, как мобильная версия Я.Маркета и его приложения, в жизни не видел. Господи. Заходим в раздел ноутбуки и пытаемся найти ультрабук. У вас не получится. Тут вам поможет Google, который приведет на правильную страницу. Вообще странные там ребята работают в Я.Маркете

1

Как они определили критерий "вынужденные покупки, когда не было доступа к компу"?

0

на слайде к этому пункту исследователи отмечают, что "вынужденные покупки" — это ситуации, когда просто не было возможности использовать PC (был дома, но до компа не добраться; был не дома).

0

Дык вот и не понятно, как определялось, что был дома, но до компа не добраться?

0

Так опрос же. Спросили у пользователей:
"Вспомните, был ли у Вас доступ к персональному компьютеру или ноутбуку с выходом в интернет, в момент покупки ... ?»,
«Почему Вы совершили покупку через интернет именно со смартфона , а не воспользовались компьютером или ноутбуком?»
На основе ответов и делали выводы.

(Вторая картинка в статье — там под заголовком эти вопросы написаны как раз. Или тут можно посмотреть, в полной версии, слайд 19
https://cache-mskdataline06.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/figures/GfK_2016_mobile.pdf)

0

Ммм, спасибо. Я думала, это было как-то автоматически определено (ну, скажем, на основе геолокации мобильного устройства в момент покупку)

0

Статью не читал, третья картинка порадовала, игры на последнем месте.

0

первая, наверное?

0

Точно. Видимо переставили местами картинки, а может и я напутал.

0

Приложения хотят сделать максимально удобным процесс покупки. Конкуренция - двигатель прогресса.

0
Читать все 25 комментариев
Участники трека AI Factory – вы лучшие!

Десятый, юбилейный, трек AI Factory проекта «Московский акселератор» успешно завершен!

Как с помощью WhatsApp увеличили выручку сервиса онлайн-бронирования на 133 млн рублей: кейс Агент.ру

Расскажем, как мы упростили путь покупателей и автоматизировали работу менеджеров с помощью чат-бота в WhatsApp и amoCRM для сервиса онлайн-продажи билетов. В результате увеличили прибыль компании на 33,5%.

Исследователи нашли в Google Play сканер QR-кодов с вирусом, крадущим данные банковских приложений Статьи редакции

Программа может получить доступ к информации клиентов «Сбера», «Тинькоффа», ВТБ и других банков.

Операторы в России перестали продавать тарифы с безлимитным мобильным интернетом новым абонентам Статьи редакции

Неограниченный трафик сильно увеличивает нагрузку на сеть и не приносит прибыль компаниям, считают эксперты.

Бизнес онлайн: Авито запускает школу для предпринимателей

Компания будет обучать начинающих и опытных предпринимателей основам привлечения клиентов, поиска сотрудников и подрядчиков на онлайн-платформах. Сегодня платформу Авито используют 48% компаний малого и среднего бизнеса в стране — эксперты компании помогут новичкам и опытным предпринимателям сделать решение бизнес-задач еще более эффективным. Все…

Как мы сделали POS-систему для рынка Канады
Не только лишь смартфоны в нашем парке тестовых устройств Александра Красножен
«Яндекс» добавил в «Браузер» автоматический закадровый перевод видео на французском, испанском и немецком Статьи редакции

Доступен на YouTube, Vimeo и других платформах.

Next, vue, API и собеседования. О чём мы говорили на frontend meetup

Что лучше, Next.js или Nuxt.js? Как шарить API-клиент и перейти на TypeScript без боли? Как устроить собеседование во Frontend? Ответы на все эти вопросы есть в докладах с прошедшего frontend meetup. Записи всех выступлений уже доступны на YouTube

Лайфхак в подборе: как ATS-системы помогают экономить время и бюджет рекрутеров

Процесс рекрутинга существенно не отличается от компании к компании. Есть несколько типичных шагов, которые проходит рекрутер: размещение вакансии на джоб-бордах, поиск соискателей по базам, согласование кандидатов с заказчиками, собеседование, выдача и проверка тестового задания, проверка кандидата службой безопасности.

Как объединить разные продукты бренда с помощью дизайн-системы. Кейс «ВкусВилл» и Radar

Привет! На связи команда Radar. Зима близко, а значит пришло время повышать градус положительных эмоций, интересных проектов и, конечно, вкусной еды. Наш кейс для «ВкусВилл» объединил не только все вышеперечисленное, но и дизайн упаковки множества разных продуктов бренда. Сегодня рассказываем, как это было.

null