Что покупают россияне со смартфонов: исследования и мнения экспертов
О чём говорит маркетологам исследование «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus, посвященное онлайн-покупкам с мобильных устройств, — основные тезисы и комментарии экспертов по маркетингу в мобильной коммерции.
В первой части исследования «Яндекс.Маркета» и компании GfK Rus, опубликованной в декабре 2016 года и посвященной развитию розничной онлайн-торговли в России, анализировалась российская аудитория онлайн-покупателей: как часто и что покупают в интернете, мотивы выбора сайтов и товаров, причины совершения интернет-покупок.
Вторая часть исследования, проводившегося с 1 по 16 ноября 2016 года, посвящена мобильной аудитории ecommerce. Респонденты (как и в первой части) — онлайн-покупатели в возрасте от 16 до 55 лет (всего проведено 2022 полных онлайн-интервью), которые пользуются смартфоном для поиска товаров в интернете и за последний год покупали в онлайне хотя бы одну из 17 основных категорий товаров, указанных в исследовании. География исследования — города России с населением от 100 тысяч и больше.
Редакция vc.ru публикует основные тезисы исследования и мнения представителей рынка мобильной коммерции: какие основные тренды они отмечают в исследовании и какое значение оно имеет для рынка e-commerce.
Основные тезисы исследования «Яндекс.Маркета» и GfK Rus
- Мобильный телефон — привычка: 92% опрошенных заявили, что почти каждый день заходят в интернет с мобильного из дома.
- Онлайн-шопинг — ежедневное развлечение. Для 58% опрошенных интернет-шопинг со смартфона — это регулярное ежедневное занятие, даже более популярное, чем игры или просмотр фильмов. При этом, как отмечается еще в первой части исследования, среди клиентов зарубежных магазинов мобильных покупателей больше: 21% против российских 14%.
- Покупать со смартфона удобно. Доля «добровольных» покупок со смартфона (59%) превышает долю «вынужденных» покупок, когда не было доступа к компьютеру (41%). При этом, существенная доля (41%) «вынужденных» покупок со смартфона характерна только для людей старше 40 лет. Большинство покупает со смартфона, потому что это удобно.
- Покупают со смартфона везде — дома, на учебе, в транспорте, в общественных местах: 70% опрошенных заявили, что им случалось искать товары с телефона из дома (не только когда рядом нет ноутбука или компьютера) и 83% респондентов сказали, что выбирали товары со смартфона вне дома. Однако стоит отметить, что, отвечая на вопрос, где была сделана последняя покупка со смартфона, только 13% респондентов ответили, что она были сделана «в дороге» (на улице, в транспорте, общественном месте, торговом центре).
- Планшет — для чтения статей, смартфон — для поиска товара. Для планшетов более типичны (хотя проценты отличаются незначительно), чем для смартфонов, такие действия, как сравнение товаров или чтение статей о них (планшет — домашнее устройство: только 20% респондентов используют его на улице, в транспорте или общественных местах). Просмотреть характеристики, прочесть отзывы, искать товар или отложить его — смартфон; сравнить модели или прочесть отзыв эксперта — планшет.
- В целом, заказы по-прежнему делают с компьютера. В первой части исследования, проведённого в сентябре 2016 года, отмечалось, что несмотря на то, что количество пользователей, использующих смартфон для выбора товаров или совершения заказов в интернет-магазинах, продолжает расти (в 2015 году — 12%, в 2016 году — 14%), большинство россиян по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах. Доля тех, кто сделал последний заказ со смартфона, пока равна доле позвонивших для заказа в магазин — она составляет всего 5%.
- Но если использовали смартфон, вероятно, сделают заказ с него же. Те, кто использует смартфон для выбора товара, чаще оформляет заказы с телефона. 72% тех, кто использовал смартфон для выбора товара, также совершали с него покупки (75% — женщины; 77% — жители городов).
- Выбирают — охотно, заказывают — в зависимости от товара. Если рассматривать только выбор товара, то тут смартфон используют наравне с компьютером или ноутбуком, хотя для детального выбора и сравнения нескольких моделей компьютеры пока используют чаще. При оформлении заказа прослеживается зависимость от категории товара: чем дороже товар, тем ниже вероятность, что заказывать его будут с мобильного. Например, крупную бытовую технику со смартфона выбирали 47% опрошенных, а заказывали — только 20%. В то же время продукты со смартфона и выбирали, и заказывали 53% респондентов. При этом даже в самых дорогих сегментах доля покупавших со смартфонов уже достигла 20%.
- В привычных категориях со смартфона покупают смелее. Судя по статистике, люди чаще оформляют заказ со смартфона в привычных для себя категориях, в которых они часто совершают покупки. Например, женщины заметно больше, чем мужчины, покупают через интернет одежду и косметику. И в этих категориях женщины чаще мужчин покупают со смартфонов. Более «мужские» категории товаров — это электроника и автозапчасти. В этих категориях мужчины чаще, чем женщины, оформляют заказ со смартфона.
- Последняя покупка со смартфона — одежда (21%), мобильные телефоны (14%) и автозапчасти (13%). В целом, наиболее популярные категории для покупки в интернете — одежда и обувь, косметика и парфюмерия (покупатели преимущественно женщины), в этих категориях (так же, как и в категориях «товары для детей», «продукты питания», «handmade-товары») покупают со смартфона примерно так же часто, как c обычного компьютера.
- Мобильные приложения используют часто. Согласно первой части исследования, россияне часто оформляют заказы в приложениях магазинов. По данным опроса, треть пользователей, оформлявших покупки у российских продавцов, делали это с помощью приложений. Второе исследование дополняет: 58% респондентов из числа тех, кто выбирал товары со смартфона, заявили, что почти каждый день заходят на сайты или в приложения любимых магазинов.
- Push-уведомления раздражают, если это не статус заказа. Push-уведомления интернет-магазинов получали 81% онлайн-покупателей — как правило, это извещения об акциях и специальных предложениях. Информацию о статусе заказа и доставке покупатели воспринимают позитивно — их готовы получать более 75% покупателей. Просьба оценить магазин или товар вызывает негативную оценку: 27% получавших подобные уведомления признались, что они вызывают раздражение, и больше половины респондентов заявили, что не хотели бы получать такие сообщения. Основные причины отказа от push-уведомлений — слишком частая рассылка (47%), неактуальная информация в уведомлениях (15%).
Комментарии экспертов
Значение исследования
Председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов отмечает позитивный характер исследования для рынка: выявляя современные тренды отрасли онлайн-ритейла, в том числе покупательской активности, авторы исследований помогают бизнесу улучшать клиентские сервисы и качество оказываемых услуг, говорит он.
Руководитель PR-направления и внутренних коммуникаций Ozon Мария Назамутдинова замечает, что новая информация интересна всем участникам мобильного рынка.
Смартфон используется повсеместно
Александр Логунов обращает внимание на тенденцию использовать смартфоны как для покупок, так и для изучения ассортимента.
Мобильные приложение переоценены
Руководитель стратегических PR-проектов Mail.Ru Group Наталья Богданович отмечает тренд: всё больше компаний делают упор на продвижение мобильных приложений, а не мобильных сайтов. Однако председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов считает, что увлечение мобильными приложениями не имеет перспектив и важнее уделять внимание мобильным версиям сайтов.
Представитель пресс-службы интернет-сервиса «Яндекс.Маркет» Екатерина Лебедева говорит, что в этом вопросе важно оценивать возможности крупных и небольших магазинов.
Собственные исследования
Компании проводят собственные исследования поведения покупателей и поделились с редакцией vc.ru некоторыми выводами.
В пресс-службе Mail.ru Group отметили, что, на основании наблюдений за рынком и отраслью, компания отмечает тенденцию — рост продаж с мобильных устройств.
Кросс-девайс-коммерция и персонализация маркетинга
Компания Criteo, которая занимается размещением персонализированной медийной рекламы, в своем исследовании (второе полугодие 2016 года) рассматривает явление кросс-девайс-коммерции. Ранее, говорится в письме Criteo в редакцию vc.ru, отчеты компании были сконцентрированы на теме мобильной коммерции. Однако новое исследование доказывает, что ритейлерам следует применять кросс-девайс-аналитику для точной оценки намерений и поведения покупателей на их устройствах.
В cвоих выводах компания отмечает, что ориентированность на устройство дает неполную и упрощенную картину, и отныне путь к транзакции «будет реализовываться посредством ориентированности на пользователя, а не на устройство».
«Забудьте привычную фразу "Выбирай со смартфона, покупай с компьютера", — говорится в отчете: — Сегодня покупатели используют смартфоны как для поиска товаров, так и для их приобретения: 13% всех кросс-девайс-транзакций, совершенных с компьютера, начинаются на смартфоне и 50%, совершенных со смартфона, начинаются на компьютере. Независимо от типа устройства, с которого совершается покупка, примерно каждая пятая кросс-девайс транзакция начинается на смартфоне».
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Игорь, вы, кстати из большинства: 86 % людей предпочитают для покупок старый добрый десктоп (в первой части исследования, проведённого в сентябре 2016 года, отмечалось, что несмотря на то, что количество пользователей, использующих смартфон для выбора товаров или совершения заказов в интернет-магазинах, продолжает расти, большинство россиян по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах).
Но тем не менее, есть 14% людей, которые покупают со смартфона и вот они (по крайней мере, две трети — большинство — из них) как раз считают, что это удобно.
Меня больше напрягает ввод адреса. На компьютере браузер запоминает, да и вводить удобнее. На телефоне такого нет.
Если есть адаптированный сайт или мобильное приложение, то очень удобно. И даже если нет, то вполне терпимо. Я на 650 евро делал покупку с неадаптированного сайта, никаких проблем
1. у местных продавцов - смотрят на цены
2. покупают на Али
Ну смотря что, наверное. Но в первой части исследования отмечают отдельно, что "интерес к китайским интернет-магазинам растёт во всех российских городах, но особенно сильно — в городах с населением от 100 до 500 тысяч человек".
Для 58% опрошенных интернет-шопинг со смартфона — это регулярное ежедневное занятие
Покупать со смартфона удобно. Доля «добровольных» покупок со смартфона (59%) превышает долю «вынужденных» покупок, когда не было доступа к компьютеру (41%)
кек
Это иллюстрация к первой части исследования, где отмечалось, что «несмотря на то, что количество пользователей, использующих смартфон для выбора товаров, растет, большинство по-прежнему предпочитает оформлять покупки на компьютерах». А вот пункт про удобно — это о тех, кто _уже_ покупает со смартфона: люди, которые это практикуют, делают это делают добровольно — не потому, что компа нет, а вот потому что так им удобно.
плохо когда приходится объяснять статью...
...тому, кто ее не прочел.
ответ достойный автора
:(
Хуже говна, как мобильная версия Я.Маркета и его приложения, в жизни не видел. Господи. Заходим в раздел ноутбуки и пытаемся найти ультрабук. У вас не получится. Тут вам поможет Google, который приведет на правильную страницу. Вообще странные там ребята работают в Я.Маркете
Как они определили критерий "вынужденные покупки, когда не было доступа к компу"?
на слайде к этому пункту исследователи отмечают, что "вынужденные покупки" — это ситуации, когда просто не было возможности использовать PC (был дома, но до компа не добраться; был не дома).
Дык вот и не понятно, как определялось, что был дома, но до компа не добраться?
Так опрос же. Спросили у пользователей:
"Вспомните, был ли у Вас доступ к персональному компьютеру или ноутбуку с выходом в интернет, в момент покупки ... ?»,
«Почему Вы совершили покупку через интернет именно со смартфона , а не воспользовались компьютером или ноутбуком?»
На основе ответов и делали выводы.
(Вторая картинка в статье — там под заголовком эти вопросы написаны как раз. Или тут можно посмотреть, в полной версии, слайд 19
https://cache-mskdataline06.cdn.yandex.net/download.yandex.ru/company/figures/GfK_2016_mobile.pdf)
Ммм, спасибо. Я думала, это было как-то автоматически определено (ну, скажем, на основе геолокации мобильного устройства в момент покупку)
Статью не читал, третья картинка порадовала, игры на последнем месте.
первая, наверное?
Точно. Видимо переставили местами картинки, а может и я напутал.
Приложения хотят сделать максимально удобным процесс покупки. Конкуренция - двигатель прогресса.