Законные коммуникации: как легально использовать ИИ-сотрудников в бизнесе
ИИ-сотрудники отлично автоматизируют процессы, повышают эффективность продаж и сокращают расходы. Внедрив ИИ-сотрудников в компанию, можно в разы ускорить её рост.
Но в погоне за эффективностью и прибылью важно не забывать о законе, выбирать проверенные сервисы и соблюдать правовые требования. Как это сделать – разберём в этой статье.
Небольшой глоссарий
Чтобы говорить на одном языке :)
Персональные данные (ПД) – любая информация, прямо или косвенно относящаяся к конкретному физическому лицу и позволяющая его идентифицировать: ФИО, номер телефона, email, паспортные данные, адрес и прочее.
Субъект персональных данных (субъект ПД) – человек, чьи персональные данные вы получаете и обрабатываете.
Оператор персональных данных (оператор ПД) – лицо, которое организует и (или) осуществляет обработку персональных данных (ПД) и определяет цели и содержание этой обработки.
Политика конфиденциальности (Политика в отношении обработки персональных данных) – документ, информирующий пользователей о том, как Оператор ПД собирает, использует, защищает и хранит их личные данные.
Selarti – ИИ-сотрудники, которые умеют писать первыми и выполнять широкий круг задач.
Правовая база
Так как ИИ-сотрудники используются для внешних и внутренних текстовых коммуникаций, они попадают под действие законов:
- ФЗ-152 «О персональных данных»,
- ФЗ-38 «О рекламе»,
- ФЗ-126 «О связи».
Соблюдать законы просто: следуя базовым правилам, вы защитите себя и клиентов от лишних рисков.
Получение и обработка персональных данных
Как только к вам попадают персональные данные клиентов или сотрудников, вы становитесь Оператором персональных данных. Это значит, что на вас лежит юридическая ответственность по организации их хранения и использования.
В каких случаях чаще всего нарушается закон? (карточки в картинках)
Как предотвратить нарушения?
- Опубликуйте в открытом доступе Политику в отношении обработки Персональных данных. Пропишите в ней подробно все цели, для которых вы собираете данные. Используйте ПД только в целях, указанных в Политике.
- При сборе персональных данных получайте согласие на их обработку.
Согласие должно быть явным (человек должен понимать, на что соглашается).
_________________________________________________________________________
Как собрать согласия онлайн?
Если вы собираете персональные данные через форму заявки, разместите под формой:
- ссылку на текст Согласия на обработку ПД,
- ссылку на текст Политики в отношении обработки персональных данных,
- галочку, нажав на которую пользователь сможет подтвердить свое согласие.
_________________________________________________________________________
- Если вы планируете передавать ПД другим лицам, обязательно собирайте отдельные согласия на передачу данных. Укажите, кому, в каких случаях и для чего данные будут передаваться.
- Если вы получаете данные клиентов от подрядчиков/контрагентов, убедитесь, что подрядчик/контрагент получил от клиента согласия на обработку и передачу ПД.
- Удаляйте данные по требованию. Если субъект ПД попросил удалить информацию о нем – вы обязаны это сделать не позднее, чем через 30 дней с момента обращения.
- Храните ПД только на серверах, расположенных на территории РФ. Ограничивайте доступ к данным внутри команды, чтобы избежать утечек.
________________________________________________________________________
При работе с ИИ-сотрудниками Selarti данные ваших клиентов и сотрудников хранятся только на территории РФ. Данные пользователей не передаются сторонним компаниям и нейросетям.
Selarti позволяет легко предусмотреть сценарий отписки и прекращения общения по требованию клиента.
В сервис можно загрузить базу контактов, даже если вы получили согласия на обработку данных/рекламу ранее в другом источнике.
_________________________________________________________________________
Отправка рекламы через ИИ-сотрудников
Не путайте информирование с рекламой – это разные форматы коммуникации.
- Согласие на информирование можно получать в рамках Согласия на обработку персональных данных. Информирование может быть обязательным. Информированием могут быть консультации о продукте по запросу клиента, сообщения о статусе заказа, информация о доставке и тому подобное.
- Если сообщение содержит коммерческое предложение и отправляется без запроса клиента, оно считается рекламой. На такие рассылки требуется отдельное, добровольное согласие пользователя (отказ не должен препятствовать покупке).
В каких случаях чаще всего нарушается закон?
- Отправка рекламных сообщений без согласия пользователя.
- Принуждение клиента согласиться на получение рекламы (если покупка товара или услуги невозможна без данного согласия).
- Если реклама содержит запрещенные смыслы и формулировки.
Как предотвратить нарушения?
- При сборе персональных данных, запрашивайте отдельное согласие на рекламу. Это согласие не должно быть обязательным.
- Следите за содержанием рекламы: не вводите клиентов в заблуждение и не давайте ложные обещания.
- Обеспечьте возможность отписаться от рекламных рассылок.
О связи
Закон «О связи» (ФЗ-126) не регулирует текстовые коммуникации через ИИ-сотрудников напрямую, но создаёт рамки, в которых операторы и платформы (Telegram, VK и др.) контролируют массовые коммуникации. Выход за эти рамки часто карается блокировками и банами.
Что может вызвать блокировку?
- Работа через “серые” каналы связи (неофициальные API и инструменты).
- Отправка большого количества одинаковых сообщений за короткий промежуток времени (массовый спам).
- Несоблюдения правил платформ.
Как избежать блокировок?
- Используйте только официальные каналы связи и интеграции.
- Персонализируйте коммуникации с помощью ИИ-сотрудников, вместо однотипных массовых рассылок.
- Соблюдайте ограничения платформ.
- Не используйте личные аккаунты для рассылок. Создайте отдельные бизнес-аккаунты, чтобы иметь больше возможностей и не пострадать при блокировке канала.
Выводы
Итак, если вы работаете с безопасными инструментами, персонализируете общение, собираете юридически верные согласия клиентов – вы в правовом поле.
А чтобы повысить эффективность коммуникаций, используйте ИИ-сотрудников Selarti:
- Сервис работает только через официальные интеграции.
- Все данные хранятся на защищённых серверах на территории РФ.
- ИИ-сотрудники адаптируются под клиента, а не просто рассылают однотипные сообщения.